Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 795   796   797   798   799   800   801   802   803  804   805   806   807   808   809   810   811   812   813  » »»

разработки трагич.  конфликта  и  усиления  действенной  стороны  театр.
представления.  Введение  2-го  акт„ра  повлекло  за  собой  и  развитие
диалога, к-рый в старой трагедии имел лишь  зачаточный  характер.  Эсхил
был сам гл. исполнителем в своих трагедиях, требовавших от акт„ра иск-ва
создания  титанических  монолитно-героич.   образов.   Хор   у   Эсхила,
состоявший из 12 чел., был настоящим действующим  лицом.  В  его  ранних
трагедиях хоровые  партии  составляют  более  половины  пьесы;  в  более
поздних хор играет уже значительно меньшую роль. Постановки
   Эсхила  отличались  большой  пышностью  и  включали  в  себя  нек-рые
зрительные эффекты (торжеств. въезды на колесницах,  процессии  и  пр.).
При Эсхиле определилась  классич.  форма  строения  трагедии  и  порядок
трагич. представления.
   С завершением греко-персидских  войн  последовал  мощный  политич.  и
культурный подъ„м афинского демократич. рабо-владельч.  гос-ва,  который
обусловил новый период в развитии греч. иск-ва. Деятельность  Софокла  и
Евр ипида была следующим этапом в развитии греч.  т-ра.  Если  у  Эсхила
боги, хотя бы и невидимые, выступают на первом  плане,  то  в  трагедиях
Софокла осн. внимание уделено  человеку,  со  всем  миром  его  душевных
переживаний, мыслей, страстей, чувств. В  трагедиях  Софокла  выразились
гражданские и нравственные идеалы антич. ра-бовладельч. демократии эпохи
расцвета. По свидетельству Аристотеля  (Поэтика,  гл.  25),  Софокл  сам
говорил, что он изображает людей  такими,  какими  они  должны  быть,  а
Еврипид - такими, каковы они  в  действительности.  Высокая  гуманистич.
направленность трагедии Софокла, интерес к человеческой  личности  и  е„
душевным переживаниям повлекли за собой дальнейшую  драматизацию  театр.
представления  -появление   3-го   акт„ра   (тритагониста-????????????),
уменьшение роли хора (несмотря на доведение числа  хорев-тов  до  15)  и
увеличение диалогич. частей трагедии. С  именем  Софокла  связывается  и
введение декорац. живописи. Все  эти  театр.  нововведения  сделали  его
трагедию более живой и сценичной. Этому же способствовало введение более
сложных, чем у Эсхила, перипетий (т. е. переходов от счастья к несчастью
и обратно) и узнаваний.  Однако  Софокл  отказался  от  нек-рых  сценич.
эффектов, к-рыми пользовался Эсхил: у него нет торжеств,  въездов  царей
на колесницах, не появляются призраки и т. п.
    В творчестве Еврипида наш„л отражение  рост  обществ.  противоречий
периода Пелопоннесской войны и начинающегося кризиса  антич.  полиса.  В
его трагедиях звучание героич. темы снижается, но  при  этом  ещ„  более
усиливается внимание к внутр. миру человека и явлениям окружающей жизни.
Миф становится для Еврипида  только  материал  ом  или  основой,  дающей
возможность  высказаться   его   современникам.   Обострение   драматич.
конфликтов  и  умение  в  каждой  дра-матич.  ситуации  найти   наиболее
потрясающие моменты  в  соединении  с  изображением  тончайших  душевных
переживаний героев делают Еврипида наиболее  трагичным  из  всех  антич.
драматургов. В целях эмоционального воздействия на зрителей и  в  то  же
время усиления чисто зрелищной стороны трагедии Еврипид  вводит  в  свои
драмы сцены  смерти,  физич.  страданий,  безумия,  траурные  церемонии,
использует машины для  пол„тов  и  появления  богов  и  мы.  др.  Широко
применял в своих трагедиях Еврипид и монодии, т.е. сольные арии акт„ров,
в к-рых душевные переживания  героев  раскрывались  не  только  выразит,
средствами слова, но и музыки. Но хор в его драмах уже не имеет   такой тесной связи с развитием действия, как у Софокла.
   Древняя аттич. комедия, политическая по своему  содержанию,  достигла
художеств. расцвета в творчестве Аристофана (ок. 446 -  ок.  385  до  н.
э.). Выступив  в  пору  интенсивного  нарастания  обществ,  противоречий
внутри  афинского  общества  страстным  защитником  старинной   афинской
демократии и выразителем дум и  чаяний  аттич.  крестьянства,  Аристофан
использовал театр как арену  борьбы  за  свои  гражд.  идеалы.  В  своих
сатирич. произв.  Аристофан  вывел  множество  ярких  социальных  типов:
бесчестного  демагога,  обманывающего  народ  и  грабящего  гос.  казну,
философа-софиста,  развращающего  своим  учением  юношество,  и  т.   д.
Положит.  же  героем  комедии   Аристофана   выступает   обычно   мелкий
землевладелец, обрабатывающий свою землю с помощью 1-2 рабов. Идеологич.
направленность древней комедии и е„ происхождение из сел.  празднеств  в
честь Диониса во многом определили е„ чисто театр. сторону, многое в ней
сохранилось от старого аттич. комрса: деление хора (он состоял в комедии
из 24 чел.) на два полухория,  агон  (словесное  состязание  персонажей,
сопровождавшееся иногда и дракой), парабаса (обращение хора к зрителям),
политич. нападки, напоминающие старые насмешлив о-сатирич. песни  аттич.
земледельцев, и т. д. Комедии  Аристофана  создавали  живой,  сценически
выразительный тип представления, богатый острыми  диалогами,  насыщенный
буффонадой;   вс„   это   требовало   от    постановщика    и    акт„ров
изобразительности, яркости характеристик, смелых, остроумных мизансцен.
   Кроме трагедий и комедий, в греч. т-ре ставились также драмы  сатиров
- вес„лые пьесы мифологич. содержания, в к-рых хор  состоял  обязательно
из спутников Диониса - сатиров. Три трагедии, связанные единством сюжета
(трилогия),   и   сатировская   драма   составляли   единый    спектакль
(тетралогию). Однако трилогич. принцип составления  трагедий,  введ„нный
Эсхилом, был оставлен Софоклом и Еврипидом;  каждая  из  тр„х  трагедий,
представляемых ими на конкурсе, имела самостоят, значение.
   Развитие драматургии определяло эволюцию постановочной техники  греч.
т-ра. В ранних трагедиях Эсхила декорации представляли  собой  массивные
деревянные сооружения (большой алтарь  с  кумирами  двенадцати  богов  в
"Умоляющих", гробница  царя  Дария  в  "Персах",  скала  в  "Прикованном
Прометее").  При  Софокле  появились  расписные  декорации,   помогавшие
превращать проскений в фасад дворца или храма, в переднюю стену  палатки
предводителя и т. д. В нек-рых комедиях действие переносилось из  одного
места в другое (напр., из города в деревню, с земли в подземное  царство
и  т.  д.),  прич„м  в  театре  они  располагались  рядом  и   для   них
использовались, вероятно, отдельные части скены.
   Содержание греч. драм требовало  применения  театр.  машин.  Наиболее
употребительными  были:  эккикле-ма  -  выдвижная  площадка  на   низких
кол„сах, показывавшая зрителям,  что  происходит  или  произошло  внутри
помещения (в трагедиях-обычно сцены убийства); эорема, или механэ (т. е.
просто "машинам-приспособление,  позволявшее  богам  и  др.  действующим
лицам подниматься в воздух и опускаться.
   Театр эллинистической эпохи. В эпоху эллинизма (3-1 вв. до н. э.) т-р
стал одним из проводников греч. культуры на Востоке.  Т-ры  строились  в
это время не только во вновь возникших крупных торговых центрах, но и  в
мелких городах. В Александрии - столице царства Птолемеев в Египте,  при
Птолемее II (285- 246 до н. э.) происходили празднества в честь Диониса,
обставлявшиеся  с  большой  пышностью,  во  время   к-рых   устраивались

Страницы: «« « 795   796   797   798   799   800   801   802   803  804   805   806   807   808   809   810   811   812   813  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия