|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806 807 808 809 810 811 812 813 » »» разработки трагич. конфликта и усиления действенной стороны театр.
представления. Введение 2-го акт„ра повлекло за собой и развитие
диалога, к-рый в старой трагедии имел лишь зачаточный характер. Эсхил
был сам гл. исполнителем в своих трагедиях, требовавших от акт„ра иск-ва
создания титанических монолитно-героич. образов. Хор у Эсхила,
состоявший из 12 чел., был настоящим действующим лицом. В его ранних
трагедиях хоровые партии составляют более половины пьесы; в более
поздних хор играет уже значительно меньшую роль. Постановки
Эсхила отличались большой пышностью и включали в себя нек-рые
зрительные эффекты (торжеств. въезды на колесницах, процессии и пр.).
При Эсхиле определилась классич. форма строения трагедии и порядок
трагич. представления.
С завершением греко-персидских войн последовал мощный политич. и
культурный подъ„м афинского демократич. рабо-владельч. гос-ва, который
обусловил новый период в развитии греч. иск-ва. Деятельность Софокла и
Евр ипида была следующим этапом в развитии греч. т-ра. Если у Эсхила
боги, хотя бы и невидимые, выступают на первом плане, то в трагедиях
Софокла осн. внимание уделено человеку, со всем миром его душевных
переживаний, мыслей, страстей, чувств. В трагедиях Софокла выразились
гражданские и нравственные идеалы антич. ра-бовладельч. демократии эпохи
расцвета. По свидетельству Аристотеля (Поэтика, гл. 25), Софокл сам
говорил, что он изображает людей такими, какими они должны быть, а
Еврипид - такими, каковы они в действительности. Высокая гуманистич.
направленность трагедии Софокла, интерес к человеческой личности и е„
душевным переживаниям повлекли за собой дальнейшую драматизацию театр.
представления -появление 3-го акт„ра (тритагониста-????????????),
уменьшение роли хора (несмотря на доведение числа хорев-тов до 15) и
увеличение диалогич. частей трагедии. С именем Софокла связывается и
введение декорац. живописи. Все эти театр. нововведения сделали его
трагедию более живой и сценичной. Этому же способствовало введение более
сложных, чем у Эсхила, перипетий (т. е. переходов от счастья к несчастью
и обратно) и узнаваний. Однако Софокл отказался от нек-рых сценич.
эффектов, к-рыми пользовался Эсхил: у него нет торжеств, въездов царей
на колесницах, не появляются призраки и т. п.
В творчестве Еврипида наш„л отражение рост обществ. противоречий
периода Пелопоннесской войны и начинающегося кризиса антич. полиса. В
его трагедиях звучание героич. темы снижается, но при этом ещ„ более
усиливается внимание к внутр. миру человека и явлениям окружающей жизни.
Миф становится для Еврипида только материал ом или основой, дающей
возможность высказаться его современникам. Обострение драматич.
конфликтов и умение в каждой дра-матич. ситуации найти наиболее
потрясающие моменты в соединении с изображением тончайших душевных
переживаний героев делают Еврипида наиболее трагичным из всех антич.
драматургов. В целях эмоционального воздействия на зрителей и в то же
время усиления чисто зрелищной стороны трагедии Еврипид вводит в свои
драмы сцены смерти, физич. страданий, безумия, траурные церемонии,
использует машины для пол„тов и появления богов и мы. др. Широко
применял в своих трагедиях Еврипид и монодии, т.е. сольные арии акт„ров,
в к-рых душевные переживания героев раскрывались не только выразит,
средствами слова, но и музыки. Но хор в его драмах уже не имеет такой тесной связи с развитием действия, как у Софокла.
Древняя аттич. комедия, политическая по своему содержанию, достигла
художеств. расцвета в творчестве Аристофана (ок. 446 - ок. 385 до н.
э.). Выступив в пору интенсивного нарастания обществ, противоречий
внутри афинского общества страстным защитником старинной афинской
демократии и выразителем дум и чаяний аттич. крестьянства, Аристофан
использовал театр как арену борьбы за свои гражд. идеалы. В своих
сатирич. произв. Аристофан вывел множество ярких социальных типов:
бесчестного демагога, обманывающего народ и грабящего гос. казну,
философа-софиста, развращающего своим учением юношество, и т. д.
Положит. же героем комедии Аристофана выступает обычно мелкий
землевладелец, обрабатывающий свою землю с помощью 1-2 рабов. Идеологич.
направленность древней комедии и е„ происхождение из сел. празднеств в
честь Диониса во многом определили е„ чисто театр. сторону, многое в ней
сохранилось от старого аттич. комрса: деление хора (он состоял в комедии
из 24 чел.) на два полухория, агон (словесное состязание персонажей,
сопровождавшееся иногда и дракой), парабаса (обращение хора к зрителям),
политич. нападки, напоминающие старые насмешлив о-сатирич. песни аттич.
земледельцев, и т. д. Комедии Аристофана создавали живой, сценически
выразительный тип представления, богатый острыми диалогами, насыщенный
буффонадой; вс„ это требовало от постановщика и акт„ров
изобразительности, яркости характеристик, смелых, остроумных мизансцен.
Кроме трагедий и комедий, в греч. т-ре ставились также драмы сатиров
- вес„лые пьесы мифологич. содержания, в к-рых хор состоял обязательно
из спутников Диониса - сатиров. Три трагедии, связанные единством сюжета
(трилогия), и сатировская драма составляли единый спектакль
(тетралогию). Однако трилогич. принцип составления трагедий, введ„нный
Эсхилом, был оставлен Софоклом и Еврипидом; каждая из тр„х трагедий,
представляемых ими на конкурсе, имела самостоят, значение.
Развитие драматургии определяло эволюцию постановочной техники греч.
т-ра. В ранних трагедиях Эсхила декорации представляли собой массивные
деревянные сооружения (большой алтарь с кумирами двенадцати богов в
"Умоляющих", гробница царя Дария в "Персах", скала в "Прикованном
Прометее"). При Софокле появились расписные декорации, помогавшие
превращать проскений в фасад дворца или храма, в переднюю стену палатки
предводителя и т. д. В нек-рых комедиях действие переносилось из одного
места в другое (напр., из города в деревню, с земли в подземное царство
и т. д.), прич„м в театре они располагались рядом и для них
использовались, вероятно, отдельные части скены.
Содержание греч. драм требовало применения театр. машин. Наиболее
употребительными были: эккикле-ма - выдвижная площадка на низких
кол„сах, показывавшая зрителям, что происходит или произошло внутри
помещения (в трагедиях-обычно сцены убийства); эорема, или механэ (т. е.
просто "машинам-приспособление, позволявшее богам и др. действующим
лицам подниматься в воздух и опускаться.
Театр эллинистической эпохи. В эпоху эллинизма (3-1 вв. до н. э.) т-р
стал одним из проводников греч. культуры на Востоке. Т-ры строились в
это время не только во вновь возникших крупных торговых центрах, но и в
мелких городах. В Александрии - столице царства Птолемеев в Египте, при
Птолемее II (285- 246 до н. э.) происходили празднества в честь Диониса,
обставлявшиеся с большой пышностью, во время к-рых устраивались
Страницы: «« « 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806 807 808 809 810 811 812 813 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |