Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 796   797   798   799   800   801   802   803   804  805   806   807   808   809   810   811   812   813   814  » »»

представления трагедий и  комедий.  Монархич.  режим,  установившийся  в
эллинистич. гос-вах, и происходивший постепенный упадок  греч.  классич.
культуры проявляются в т-ре (как и в  др.  видах  иск-ва)  в  отходе  от
больших общественно-прли-тич.  тем.  Древняя  комедия  совсем  исчезает.
Новая комедия (Менандр, Филемон и др.) воспроизводила совр. жизнь только
в плане семейно-бытовых отношений и личных переживаний человека. В то же
время  бытовые  тенденции  новой  комедии  требовали   от   исполнителей
соответствующего  изменения  стиля  игры.  На  лице   акт„ра   вс„   еще
сохранялась маска, но увеличение числа употребляемых масок (9 для  ролей
мужчин, 17 для  женщин,  11  для  юношей  и  7  для  рабов)  и  замечат.
выразительность  этих  масок  указывают  на  стремление  возможно  более
индивидуализировать традиц. типы комедии.
   В   эллинистич.   эпоху   впервые   выступают   акт„ры-профессионалы.
Появляются и акт„рские товарищества, бравшие на  себя  защиту  интересов
Своих  членов,  а  также  выступавшие  организаторами   драм.   и   муз.
состязаний. Членами товариществ были только мужчины и притом  лишь  люди
свободнорожд„нные. И  в  эллинистич.  эпоху  (особенно  в  начальный  е„
период) акт„ры по-дреяшему пользовались большим уважением,  и  акт„рские
товарищества имели права юридич.  лица.  Для  организации  представлений
акт„ры даже во время войны могли свободно  выезжать  в  др.  гос-ва,  их
личность  и  имущество  были  неприкосновенны.  Сами  акт„ры   постоянно
получали освобождение от несения воен. службы (в нач. 3 в. до н. э.  был
издан об этом даже спец. закон).
   По своей архитектуре  т-р  эллинистич.  эпохи  отличается  от  театра
классич. эпохи.  До  нас  дошли  руины  эллинистич.  т-ров,  т.  к.  они
сооружались уже из камня (хотя отдельные части строились иногда  еще  из
дерева). Раскопки позволяют с большой точностью восстановить их  план  и
составные части. Из т-ров эллинистич. эпохи известны  т-ры  в  Эпидавре,
Мегало-поле (города в Пелопоннесе), Приене, Эфесе (М. Азия),
   Оропе (город на С.-В. Аттики), на о. Дел ос в Эретрии  (город  на  о.
Эвбея), Сегесте,  Тиндариде  (города  в  Сици-лии)  я  др.  местах.  Все
эллинистич. т-ры имеют перед нижним этажом  скены  каменную  пристройку,
состоящую из столбов с  помещ„нными  спереди  полуколоннами  (в  нек-рых
театрах из полуколонн и полных колонн) и снабж„нную плоской крышей.  Эта
пристройка  в  надписи  Оропа  называется  проскением,  в   строительных
документах  Делоса  (ок.  300  до  н.  э.)  -  проскением  и  логейоном.
Постановки новой комедии, в к-рой хор уже  отсутствовал,  осуществлялись
не на орхестре, а на плоской крыше, идущей от колонн про-скеяия ко  2-му
этажу скены. Эту сценич. площадку называли логейоном (??????, от ????  -
говорю), а иногда и просто проскением. Глубина ло-гейона - 2,5-3,5 м при
такой  же  примерно  высоте.   Помещение   под   проскением   называлось
гипоскением. За  логейоном  возвышался  2-й  этаж  скены-эпискений.  Его
фасад, по мнению ряда исследователей (Бете, Фих-тер, Булле,  М.  Бибер),
представлял собой в начале эллинистич. эпохи солидную стену  с  дверями,
перед к-рой и разыгрывалось действие. Однако приблизительно во 2  в.  до
н. э. в стене были сделаны широкие про„мы и т.  о.  устроены  выходы  из
эпискения на ло-гейон.  Эти  про„мы,  называемые  фиромами,  служили  не
только для появления акт„ров, но и для углубления  сценич.  площадки;  в
них  прятались  акт„ры,  к-рые  но  пьесе  должны  были  укрываться  или
заниматься подслушиванием. Витрувий в сво„м  трактате  "Об  архитектуре"
(кн. 5, гл. 6,8) упоминает о вращающихся вокруг  своей  оси  тр„хгранных
призмах-периактах, с помощью  к-рых  происходила  смена  декораций.  Эти
периакты,  вероятно,  помещались  в  боковых  фиромах.  Во  всех   т-рах
эллинистич. эпохи орхестра образует полный или  почти  полный  круг.  Е„
диаметр варьирует в зависимости от величины зданий прибл.отИ  (Ороп)  до
30 м (Мегалополь). Скена  обычно  имеет  повсюду  форму  у  длине  иного
четыр„хугольника, средняя глубина к-рого равна  4-7  м,  а  максимальная
ширина- 35-40 м. Параскении в эллинистич. эпоху постепенно отмирают, что
объясняется появлением высокой  сцены.  При  указанных  чертах  сходства
каждый в отдельности из эллинистич. т-ров имел в  сво„м  устройстве  ряд
особенностей. Нек-рые из этих т-ров  были  построены  еще  в  5  (т-р  в
Эретрии) и 4 вв. до н. э., но в эллинистич.  эпоху  подверглись  значит.
перестройке.
   Т-р в Эпидавре был построен ок. сер. 4 в. до н.  э.  арх.  Поликлетом
Младшим. Этот т-р, по свидетельству греч. историка и географа 2 в. н. э.
Пав-сания, уже в древности считался самым знаменитым  из  всех  греч.  и
рим. т-ров по изяществу своей архитектурной формы.  Сохранившийся  лучше
других греч. т-ров т-р в Эпидавре- единственный т-р, руины  к-рого  дают
возможность  получить   представление   о   внутр.   устройстве   скены.
Пространство мест для зрителей представляет собой  полукруг.  Поперечный
проход разделяет его на 2 яруса. 13 лестниц  делят  нижний  ярус  на  12
клиньев, 23 лестницы верхнего яруса делят его на  22  клина.  Сиденья  в
нижнем  и  верхнем  рядах  первого  яруса  имеют  спинки   и   являются,
следовательно,  поч„тными  местами.  Орхестра  составляет  полный   круг
диаметром  24,32  ??.  Вокруг  орхестры  ид„т  канал  для  стока   воды.
Поверхность орхестры, окаймл„нная каменным бордюром, представляет  собой
утрамбованную землю, цилиндрич. камень обозначает центр орхестры. Здание
скены в основных очертаниях хорошо сохранилось. Она  представляет  собой
длинный прямоугольник, раздел„нный на 5 помещений.  Центральное  из  них
соответствует по своей длине диаметру  орхестры.  Перед  тремя  средними
помещениями  находился  каменный  проскений,  состоявший  из  ионических
полуколонн диаметром 0,33 м и высотой  св.  3,5  м.  По  мнению  нек-рых
исследователей (Д„рпфельд, Фликингер, Пикард-Кембридж), он был  выстроен
только в 3 или 2 в. до н. э. и заменил собой  деревянный  проскений.  На
обоих  концах  каменного  проскения  выступают  небольшие   па-раскении,
сооруж„нные, по-видимому, в это же время. В каждом пароде стоят красивые
ворота с двумя дверями: одна дверь вела на орхестру, другая - на покатый
подъ„м, ведущий на крышу проскения. С  сооружением  каменного  проскения
действие, по всей вероятности, было перенесено на логейон.
   Т-р в М е г а л о ? о л е был сооруж„н перед Терсилионом - помещением
для собраний  10  тыс.  аркадян.  Великолепное  здание  Терсилиона  было
построено в сер. 4 в. до н. э., тогда же был построен и  т-р.  Терсилион
поддерживался множеством колонн, его вестибюль служил вместо  скены  как
завершение орхестры. Т-р в Мегалополе, считавшийся самым большим во всей
Греции (вмещал св. 40 тыс. зрителей), был известен, кроме  того,  особым
театр. приспособлением, к-рое позже римляне обозначали как
   "подвижную  сцену"  (scaena  ductilis).  В  одном  из  пародов   т-ра
существовало помещение, обозначавшееся, согласно  клеймам  на  кирпичах,
как  скенотека.  Д„рпфельд  полагает,  что  это  помещение  служило  для
хранения  "подвижной   сцены",   к-рую   он   определяет   как   кулису,

Страницы: «« « 796   797   798   799   800   801   802   803   804  805   806   807   808   809   810   811   812   813   814  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия