Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 843   844   845   846   847   848   849   850   851  852   853   854   855   856   857   858   859   860   861  » »»

Зимина; в 1908 принимала участие, в  спектаклях  рус.  оперы  в  Париже,
организованных С. П. Дягилевым). Одновременно эпизодически  выступала  в
Мариинском т-ре. Обладала  голосом  большой  силы,  чистого,  блестящего
тембра. С 1924 Е.-Ю. живет в Париже. Выступала в  т-ре  "Гранд-Опера"  и
др.
   Партии: Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Ярославна  ("Князь  Игорь"),
Лиза ("Пиковая дама"), Тамара ("Демон"), Маша ("Дубровский" Направника),
Виолетта;  Зиглинда,  Брунгильда   ("Валькирия",   "Зигфрид"   Вагнера),
Джоконда (о. п. Понкьелли), Аида и др.
   Лит.: Липа ев Ив., Московские письма, "Рус. муз. газ.", 1904, ј 50; Э
н г ел ь Ю., Письма о московской опере, там же, 1908, ј 37.
   ЕРМОЛИН, Степан Иванович  [13(26).  IV.  1914-20.  V.  1961]  -  коми
советский акт„р. Нар. арт. Коми АССР (1946). Засл.  арт.  РСФСР  (1951).
Чл. Ком-мунистич. партии с 1940.  В  1931,  после  окончания  курсов  по
подготовке акт„ров для т-ра коми, был  зачислен  в  труппу  передвижного
Коми нац. т-ра. В  1934-36  учился  в  Ленинграде  в  театр.  уч-ще,  по
окончании к-рого начал  работать  в  республиканском  нац.  т-ре  драмы.
Создал галерею образов в нац. репертуаре.
   Роли: Пирогов ("Свадьба с приданым" Дьяконова), Егор  ("Клин  клином"
Леканова), Серафим ("Где шумит лес" Тро-шева), Шипича (о.  п.  Фролова),
Прокопий ("Изваильская  крепость"  Потолицына),  Мережков  ("Свидания  у
чер„мухи"  Ларева),  а  также  -  Мотыльков  ("Слава"  Гусева),   Шадрин
("Человек с ружь„м"), Коломийцев ("Последние"), Паратов;
   Макар Дубрава (о. п. Корнейчука) и мн. др.
   Совместно с Н. Дьяконовым написал  пьесы  "Глубокая  запань"  (1938),
"Вороны" (1939), "Усть-Куломское  восстание"  (1941),  "Домна  Каликова"
(1943) и  др.  Автор  пьесы  о  героях-краснодонцах  "Молодые  патриоты"
(1947).  Был  одним  из  либреттистов  первой  нац.  оперы  "Гроза   над
Усть-Куломом".  Творчество  Е.,  акт„ра  и  драматурга,   способствовало
развитию нац. театр. иск-ва. С. П,
   ЕРМОЛОВ, Иван Алексеевич  [5(17).XI.1831-  29.111(11.  IV).  1914]  -
русский  артист  балета.  Дядя  М.  Н.   Ермоловой.   Сын   театрального
гардеробщика. Окончив Московское театральное училище, в 1850 был  принят
в балетную труппу  Большого  т-ра  и  вскоре  занял  ведущее  положение.
Исполнял почти все партии романтического репертуара, прослыл  неутомимым
танцовщиком.  Акт„рская  выразительность  сочеталась  у  Е.  с   высокой
техникой танца, включавшего элементы акробатики. Среди партий Е.:
   Гренгуар, Дьяволино, Рыбак ("Эсмеральда" и "Катарина", "Дочь фараона"
Пуни) и др.  В  1858  Е.  было  присвоено  звание  солиста  труппы.  В„л
преподавательскую работу в балетной  труппе  т-ра,  в  1880-  1898  -  в
Московском театральном училище. Оставил сцену в 1882.
   Лит.: "ЕИТ", П., 1914, вып. VII, с. 159. t5. Up.
   ЕРМОЛОВ, Николай Алексеевич (1829-10.11. 1886) - русский  театральный
деятель. Отец. М. Н. Ермоловой. С 1846,  после  окончания  Моск.  театр.
уч-ща, работал суфл„ром в Малом т-ре. По свидетельству современников, Е.
был виртуозом в своей профессии. Иногда выступал  в  небольших  ролях  в
водевилях, заменяя заболевших акт„ров. Вышел в отставку  в  1878.  Автор
водевилей и одноактных пьес, пост. в Малом и др. т-рах: "ј 18. Ложа 3-го
яруса" (1849), "Вдова Сатанилова" (1849), "Цампа  цампе  рознь"  (1849),
"Людские толки" (в стихах; 1853), "Волшебная флейта" (1856), "Бешенство"
(1857), "Нет денег - перед деньгами" (1857) и др. В. Мае.
   ЕРМОЛОВА, Мария Николаевна [3(15).VII.1853, Москва,-12.111.1928,  там
же] - русская актриса. Нар. арт. Республики (1920). Герой Труда  (1924).
Род. в семье суфл„ра Малого т-ра Н. А.  Ермолова.  В  1862  поступила  в
Моск. театр. уч-ще  в  балетный  класс,  но  способностей  к  балету  не
обнаружила. Почти  ежедневно  участвуя  в  массовых  сценах  в  балетах,
операх, драмах, Е. была свидетельницей  творчества  крупнейших  мастеров
т-ра. В свободные вечера ученицы уч-ща разыгрывали  спектакли,  в  к-рых
раскрылось большое драматич. дарование Е. В  1866  отец  Е.,  знавший  о
страстном стремлении дочери к драм. сцене, поручил  ей  в  свой  бенефис
роль  разбитной  девчонки-кокетки  Фаншетты  в  переделанном  с   франц.
водевиле "Жених нарасхват" Д. Т. Ленского. Но эта роль  не  принесла  ей
успеха. В 1870 Н.  М.  Медведева,  решившая  поставить  в  свой  бенефис
"Эмилию Галотти" Лессинга, предложила Е. исполнить в этом спектакле  гл.
роль (вместо заболевшей Г. Н. Федотовой). Спектакль  состоялся  30  янв.
1870 и Е., проявившая в трагич. роли Эмилии мощный сценич.  темперамент,
удивительную искренность, имела  огромный  успех.  В  1871  Е.  окончила
театр. уч-ще и была зачислена в труппу Малого т-ра. Однако в первые годы
пребывания в т-ре трагическое, героическое по  направленности  дарование
Е. не получило раскрытия.  Ей  поручали  роли  легкомысленных  барышень,
"простушек" в пустых комедиях и водевилях, роли в примитивных мелодрамах
(немно-гочисл. роли  в  классич.  репертуаре  также  не  соответствовали
данным актрисы: Лидочка - "Свадьба Кречинского", Марианна -  "Тартюф"  и
др.). Но исключит. талант  молодой  актрисы  был  замечен  прежде  всего
передовой молод„жью. Е. через свою подругу В. В. Топольскую  и  близкого
знакомого С. И. Васюкова,  привлекавшегося  к  суду  по  делу  ре-волюц.
народовольцев (т. н.  "Процесс  193-х"),  была  знакома  с  прогрессивно
настроенной  молод„жью.  Она  посещала  кружки  радикально   настроенной
интеллигенции, где пелись революц. песни, читались запрещ„нные  цензурой
стихи. Среди ее любимых писателей - А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, В.  Г.
Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев. Вслед за
Белинским, Гоголем, Островским, великими революционерами-демократами она
верила в просветительную,морально-этич. силу иск-ва. В 1873 Е. исполнила
роль Катерины в "Грозе"; в течение мн. лет актриса  продолжала  работать
над этой ролью. Е„ Катерина, как бы  поднимавшаяся  над  бытом,  жила  в
сво„м мире  мечтаний  и  любви.  Е.  создала  образ  прекрасной  русской
женщины,  исполненной  внутренней  силы,   готовности   к   героическому
самопожертвованию, предпочитающей смерть неволе. Тесная связь актрисы  с
передовыми  устремлениями  эпохи  особенно  сильно  проявилась  в   роли
Лауренсии ("Овечий  источник"  Лопе  де  Вега,  1876;  пьеса  специально
переведена для бенефиса Ермоловой С. А. Юрьевым) -  девушки  из  народа,
поднимающей восстание против поработителей. "Бывшим на этом спектакле до
сих пор памятно то глубокое, потрясающее впечатление, которое  произвели
и пьеса и игра М. Н. в роли Лауренсии,писал Н. И. Стороженко,-...  когда
Лаурен-сия, бледная,  с  распущенными  волосами,  дрожащая  от  стыда  и
негодования прибегает на площадь и  сильной  речью  возбуждает  народ  к
восстанию против губернатора,' восторг публики дошел до энтузиазма...  В
этой роли  вылилась  вполне  страстная  любовь  к  свободе  и  не  менее
страстная  ненависть  к  тирании,  которая  охватила  собой  юную   душу
артистки.  Словно  электрическая  цепь  соединила  на  этот  раз  сердце

Страницы: «« « 843   844   845   846   847   848   849   850   851  852   853   854   855   856   857   858   859   860   861  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия