|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 843 844 845 846 847 848 849 850 851 852 853 854 855 856 857 858 859 860 861 » »» Зимина; в 1908 принимала участие, в спектаклях рус. оперы в Париже,
организованных С. П. Дягилевым). Одновременно эпизодически выступала в
Мариинском т-ре. Обладала голосом большой силы, чистого, блестящего
тембра. С 1924 Е.-Ю. живет в Париже. Выступала в т-ре "Гранд-Опера" и
др.
Партии: Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Ярославна ("Князь Игорь"),
Лиза ("Пиковая дама"), Тамара ("Демон"), Маша ("Дубровский" Направника),
Виолетта; Зиглинда, Брунгильда ("Валькирия", "Зигфрид" Вагнера),
Джоконда (о. п. Понкьелли), Аида и др.
Лит.: Липа ев Ив., Московские письма, "Рус. муз. газ.", 1904, ј 50; Э
н г ел ь Ю., Письма о московской опере, там же, 1908, ј 37.
ЕРМОЛИН, Степан Иванович [13(26). IV. 1914-20. V. 1961] - коми
советский акт„р. Нар. арт. Коми АССР (1946). Засл. арт. РСФСР (1951).
Чл. Ком-мунистич. партии с 1940. В 1931, после окончания курсов по
подготовке акт„ров для т-ра коми, был зачислен в труппу передвижного
Коми нац. т-ра. В 1934-36 учился в Ленинграде в театр. уч-ще, по
окончании к-рого начал работать в республиканском нац. т-ре драмы.
Создал галерею образов в нац. репертуаре.
Роли: Пирогов ("Свадьба с приданым" Дьяконова), Егор ("Клин клином"
Леканова), Серафим ("Где шумит лес" Тро-шева), Шипича (о. п. Фролова),
Прокопий ("Изваильская крепость" Потолицына), Мережков ("Свидания у
чер„мухи" Ларева), а также - Мотыльков ("Слава" Гусева), Шадрин
("Человек с ружь„м"), Коломийцев ("Последние"), Паратов;
Макар Дубрава (о. п. Корнейчука) и мн. др.
Совместно с Н. Дьяконовым написал пьесы "Глубокая запань" (1938),
"Вороны" (1939), "Усть-Куломское восстание" (1941), "Домна Каликова"
(1943) и др. Автор пьесы о героях-краснодонцах "Молодые патриоты"
(1947). Был одним из либреттистов первой нац. оперы "Гроза над
Усть-Куломом". Творчество Е., акт„ра и драматурга, способствовало
развитию нац. театр. иск-ва. С. П,
ЕРМОЛОВ, Иван Алексеевич [5(17).XI.1831- 29.111(11. IV). 1914] -
русский артист балета. Дядя М. Н. Ермоловой. Сын театрального
гардеробщика. Окончив Московское театральное училище, в 1850 был принят
в балетную труппу Большого т-ра и вскоре занял ведущее положение.
Исполнял почти все партии романтического репертуара, прослыл неутомимым
танцовщиком. Акт„рская выразительность сочеталась у Е. с высокой
техникой танца, включавшего элементы акробатики. Среди партий Е.:
Гренгуар, Дьяволино, Рыбак ("Эсмеральда" и "Катарина", "Дочь фараона"
Пуни) и др. В 1858 Е. было присвоено звание солиста труппы. В„л
преподавательскую работу в балетной труппе т-ра, в 1880- 1898 - в
Московском театральном училище. Оставил сцену в 1882.
Лит.: "ЕИТ", П., 1914, вып. VII, с. 159. t5. Up.
ЕРМОЛОВ, Николай Алексеевич (1829-10.11. 1886) - русский театральный
деятель. Отец. М. Н. Ермоловой. С 1846, после окончания Моск. театр.
уч-ща, работал суфл„ром в Малом т-ре. По свидетельству современников, Е.
был виртуозом в своей профессии. Иногда выступал в небольших ролях в
водевилях, заменяя заболевших акт„ров. Вышел в отставку в 1878. Автор
водевилей и одноактных пьес, пост. в Малом и др. т-рах: "ј 18. Ложа 3-го
яруса" (1849), "Вдова Сатанилова" (1849), "Цампа цампе рознь" (1849),
"Людские толки" (в стихах; 1853), "Волшебная флейта" (1856), "Бешенство"
(1857), "Нет денег - перед деньгами" (1857) и др. В. Мае.
ЕРМОЛОВА, Мария Николаевна [3(15).VII.1853, Москва,-12.111.1928, там
же] - русская актриса. Нар. арт. Республики (1920). Герой Труда (1924).
Род. в семье суфл„ра Малого т-ра Н. А. Ермолова. В 1862 поступила в
Моск. театр. уч-ще в балетный класс, но способностей к балету не
обнаружила. Почти ежедневно участвуя в массовых сценах в балетах,
операх, драмах, Е. была свидетельницей творчества крупнейших мастеров
т-ра. В свободные вечера ученицы уч-ща разыгрывали спектакли, в к-рых
раскрылось большое драматич. дарование Е. В 1866 отец Е., знавший о
страстном стремлении дочери к драм. сцене, поручил ей в свой бенефис
роль разбитной девчонки-кокетки Фаншетты в переделанном с франц.
водевиле "Жених нарасхват" Д. Т. Ленского. Но эта роль не принесла ей
успеха. В 1870 Н. М. Медведева, решившая поставить в свой бенефис
"Эмилию Галотти" Лессинга, предложила Е. исполнить в этом спектакле гл.
роль (вместо заболевшей Г. Н. Федотовой). Спектакль состоялся 30 янв.
1870 и Е., проявившая в трагич. роли Эмилии мощный сценич. темперамент,
удивительную искренность, имела огромный успех. В 1871 Е. окончила
театр. уч-ще и была зачислена в труппу Малого т-ра. Однако в первые годы
пребывания в т-ре трагическое, героическое по направленности дарование
Е. не получило раскрытия. Ей поручали роли легкомысленных барышень,
"простушек" в пустых комедиях и водевилях, роли в примитивных мелодрамах
(немно-гочисл. роли в классич. репертуаре также не соответствовали
данным актрисы: Лидочка - "Свадьба Кречинского", Марианна - "Тартюф" и
др.). Но исключит. талант молодой актрисы был замечен прежде всего
передовой молод„жью. Е. через свою подругу В. В. Топольскую и близкого
знакомого С. И. Васюкова, привлекавшегося к суду по делу ре-волюц.
народовольцев (т. н. "Процесс 193-х"), была знакома с прогрессивно
настроенной молод„жью. Она посещала кружки радикально настроенной
интеллигенции, где пелись революц. песни, читались запрещ„нные цензурой
стихи. Среди ее любимых писателей - А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, В. Г.
Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев. Вслед за
Белинским, Гоголем, Островским, великими революционерами-демократами она
верила в просветительную,морально-этич. силу иск-ва. В 1873 Е. исполнила
роль Катерины в "Грозе"; в течение мн. лет актриса продолжала работать
над этой ролью. Е„ Катерина, как бы поднимавшаяся над бытом, жила в
сво„м мире мечтаний и любви. Е. создала образ прекрасной русской
женщины, исполненной внутренней силы, готовности к героическому
самопожертвованию, предпочитающей смерть неволе. Тесная связь актрисы с
передовыми устремлениями эпохи особенно сильно проявилась в роли
Лауренсии ("Овечий источник" Лопе де Вега, 1876; пьеса специально
переведена для бенефиса Ермоловой С. А. Юрьевым) - девушки из народа,
поднимающей восстание против поработителей. "Бывшим на этом спектакле до
сих пор памятно то глубокое, потрясающее впечатление, которое произвели
и пьеса и игра М. Н. в роли Лауренсии,писал Н. И. Стороженко,-... когда
Лаурен-сия, бледная, с распущенными волосами, дрожащая от стыда и
негодования прибегает на площадь и сильной речью возбуждает народ к
восстанию против губернатора,' восторг публики дошел до энтузиазма... В
этой роли вылилась вполне страстная любовь к свободе и не менее
страстная ненависть к тирании, которая охватила собой юную душу
артистки. Словно электрическая цепь соединила на этот раз сердце
Страницы: «« « 843 844 845 846 847 848 849 850 851 852 853 854 855 856 857 858 859 860 861 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |