Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 863 864 865 866 867 868 869 870 871 872 873 874 875 876 877 878 879 880 881 » »» Соч.: Commedie scelte, Roma, 1903; в рус. пер,-Дядька в затруднительном положении (L'ajo nell'imbarazzo). Комедия в 3-х д., переделана H. В. Гоголем, [М.], 1914. Ал. С, ЖИРОДУ (Giraudoux), Жан (29. X. 1882 - 31. I. 1944) - французский писатель, драматург. Окончил высшую Нормальную школу в Париже. В 1904 обратился к лит. деятельности. В раннем периоде в творчестве Ж. преобладали настроения тревоги, духовная растерянность, смятение. Молодой писатель ощущал дисгармонию, царящую в мире. События 1-й мировой войны 1914-18 определили отказ Ж. от абстрактно-романтич. отношения к действительности, обращение к социально-историч. и этич. конфликтам. Неосознанная тревога уступила место гражданской взволнованности, художник апеллировал к разуму и чувствам людей. Многие драм. произв. Ж. получили трагедийное звучание. Ряд его пьес, посв. войне, проникнут пацифизмом; пьеса "Зигфрид" (1928) отражает неприятие минувшей войны, в драме-памфлете "Троянской войны не будет" (1935) тревожно звучит предчувствие надвигающейся войны. В мистерии-буфф "Безумная из Шайо" (1945) Ж., осмысливая события 2-й мировой войны, вершит суд над марод„рами, зачинщиками всемирной бойни. Трагедия "Электра" поэтизирует гражданств. чувства, духовное величие человека-тираноборца. Драмы Ж. интеллектуальны, остро конфликтны, автор сталкивает в словесном поединке героев враждебных по своим убеждениям. Античные, мифологич. сюжеты используются как аллегория, форма воссоздания совр. коллизии. Ненависть драматурга к низменным страстям и порокам человека-индивидуалиста, к морали и философии "сильных мира" определяет сатирич. заостр„нность его драматургии. Ж. создал ряд гротескных персонажей, используя фантастику, буффонаду, иронию (фарс "Амфитрион 38", 1929, лирич. комедия "Интермеццо", 1933). Он развенчивал беспринципных честолюбцев ("Зигфрид"), исступл„нных фанатиков и демагогов ("Юдифь", 1931), продажных циников и рутин„ров ("Троянской войны не будет"), тиранов, пришедших к власти ценой преступления ("Электра"), жалких эгоистов, забывших о сво„м человеческом и гражданском долге ("Содом и Гоморра", 1943, т-р "Эберто"), озверевших в погоне за прибылью биржевиков-концессионеров и прислуживающих им аристократов ("Безумная из Шайо"). Пьесы Ж. пост. впервые реж. Л. Жуве. Они широко ставятся в странах Зап. Европы. С о ч.: Theatre complet, v. 1-16, Neuchatel-P., 1945- 1953; в рус. пер. - Троянской войны не будет. Пьеса, в кн.: Пьесы современной Франции, М., 1960. Лит.: Magny С. Е., Precieux Giraudoux, P., [1945J; SerensenH., Le theatre de Jean Giraudoux, technique et style, [s. 1.], 1950 (Acta jutlandica. Aarsskrift for Aarhus univers., 22 suppl., Humanistisk ser. 35); Marker Ch., Giraudoux par lui-meme, P., [1954]; M e г с i e r-C a m-p i с h eM., Le theatre de Giraudoux et la condition humaine, P., 1954; A 1 b e г e s R. M., Esthetique et morale chez Jean Giraudoux, P., [1957]. 5. Бал. "ЖИРОФЛЕ-ЖИРОФЛЯ" ("Girofle-Girofla") - оперетта Ш. Лр-копа, либр. А. Ванлоо и Э. Летерье; пост. 21 марта 1874, Брюссель. Пост. также в др. городах: Лондон (1874, на франц. и англ. яз.), Париж (1874; 1911, на нем. яз.), Берлин (1874), Эдинбург (1875), Вена (1875), Будапешт (1875, на нем. яз.), Милан (1875), Нью-Йорк (1875 и 1926- на франц. яз., 1875 - на нем. и англ. яз.), Прага (1875), Буэнос-Айрес (1875). Сидней (1875), Мехико (1875), Каир (1875), Мадрид (1875), Неаполь (1876, на франц. яз.), Гавана (1876), Стокгольм (1876), Ревель (1879, на нем. яз.), Рига (1879, на нем. яз.), Сараево (1882, на нем. яз.), Загреб (1899, на франц. яз.). В России пост. в 1875, т-р "Буфф", Петербург (Жирофле-Жирофля - Норде, Мараскин - Жюто, Мурзук - Ру, Болеро-Бурдон, Аврора - Фоссомброни). На сов. сцене пост. 3 окт. 1922, Камерный т-р (текст Арго и Н. Адуева; пост. Таирова, дириж„р А. Метнер, худ. Якулов, балетм. Лащилин, хормейстер Курочкин; Жирофле-Жирофля - Коонен, Болеро - Соколов, Аврора-Уварова, Мараскин -Церетелли, Мурзук -Фенин, Педро- Корол„в, Пакита - Миклашевская, Матаморос - Тихонра-вов). Издания: "Ж.-Ж.", клавир, Р., Brandus et C-ie, [s. d.]. Я. Гр. ЖИХАРЕВ, Степан Петрович [18 (29). II. 1788- 31. VIII (12. IX). 1860] - русский писатель, драматург и переводчик. Учился в Моск. ун-те. В юности был другом акт„ра А. С. Яковлева, знаком со многими писателями, акт„рами и драматургами. Введ„нный поэтом Г. Р. Державиным в лит. собрания "Беседа любителей русского слова", Ж. в то же время не порывал своих связей и с противниками "Беседы", враждовавшими с е„ консервативным классици-стич. направлением. В 10-е гг. был членом "Вольного общества любителей российской словесности", а с 1815-членом лит. об-ва "Арзамас", находившегося в сфере декабристских влияний. Однако политически Ж. был дал„к от декабристского движения, а в 20-е гг., опасаясь за служебную карьеру, совсем отош„л от своих радикально настроенных друзей. С конца 1850-х гг. и до конца жизни - председатель театр.-лит. комитета при Дирекции имп. т-ров в Петербурге. Ж. известен как автор книги "Записки современника", замечательной по богатству материала, широте и яркости документальных картин эпохи. Книга состоит из дневников Ж., охватывающих период 1805-07 (1-я часть - "Днесник студента", 2-я- "Дневник чиновника"; впервые публиковались в журн. "Москвитянин" за 1853 и 1854, далее в журн. "Отечественные записки" за 1855), и "Воспоминаний старого театрала" ("Отечественные записки", 1854). Значит, часть "Дневника чиновника" опубл. не была и считается утерянной (по словам Ж., его дневник доходил до 1817). "Записки современника", отражающие в осн. события и впечатления художеств. жизни, нач. 19 в., преим. театральной, отмечены острой наблюдательностью, непосредственностью эмоционального восприятия автора, содержат ценнейшие для историка т-ра сведения. Любовь к т-ру заставляла Ж. постоянно мечтать о поприще драматурга. По свидетельству В. А. Жуковского, ему принадлежит более 30 пьес и драм. переводов. В 1809 он участвовал в коллективном переводе (совм. с А. А. Шаховским, Н. И. Гнедичем, М. Е. Лобановым, А. Полозовым) трагедии "Заира" Вольтера, в к-рой впоследствии играли на петерб. сцене Е. С. Сем„нова и А. С. Яковлев. Перев„л трагедию Кребиль-она "Атрей и Фиест" (прошла один раз в бенефис Яковлева в 1811). В 1856 в бенефис моек. актрисы П. И. Орловой была исполнена пьеса Ж. "13-го января 1807 года, или Предпоследняя репетиция трагедии "Димитрий Донской"". Соч.: Записки современника, ред., статьи и коммент Б. М. Эйхенбаума, Страницы: «« « 863 864 865 866 867 868 869 870 871 872 873 874 875 876 877 878 879 880 881 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |