Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 774   775   776   777   778   779   780   781   782  783   784   785   786   787   788   789   790   791   792  » »»

   Среди последующих пост.: Ивановский  т-р  (1933;  реж.  Теппер),  т-р
Сундукяна(1934; реж. Вагаршян), Воронежский т-р (1934), Свердловский т-р
(1934; реж. Захава),  Новосибирский  т-р  "Красный  факел"  (1934;  реж.
Полежаев),  МХАТ  (1938;   реж.   Леонидов,   Раевский,   худ.   Рындин;
ДостигаевГрибов, Звонцов - Вербицкий, Кторов, Варвара -Соколова, Глафира
- Попова, Таисья - Георгиевская, Меланья - Шевченко, Дмоховская, Шура  -
Комолова, Тятин - Кудрявцев, Лаптев - Яров, Рябннин - Болдуман, Губин  -
Блинников, Жильцов); Ленингр. Большой драм. т-р (новая пост. 1952;  реж.
Рашевская); Т-р им. Ермоловой, Москва (1952; реж. Лобанов);  Горьковскпй
т-р (1953; реж. Н. Покровский); Челябинский т-р (1957; реж. П. Васильев)
и др.
   Издания: Первая публикация: финал 3-го акта - "Рабочий и театр",  М-,
1933, ј 30-31, пьеса полностью - "Год семнадцатый", Альманах третий, М-,
1933. Из послед. изд.: Горький М-, Собр. соч., т. 18, M., 1952.
   Лит.: "Достигаев и другие". Материалы и исследования. М., 1946;  Б  я
ли к Б., Драматургия М. Горького советской апохи, М., 1952; Ермилов  В.,
"Достигаев и другие" на сцене Художественного театра, "Театр",  1939,  ј
1; Люди русского искусства. Сб. статей, [Горький], 1960; Г о p ь -к и  и
А М-, "Достигаев и другие". К постановке МХАТ, М., 1938. А. ТПн.
   ДОСТОЕВСКИЙ, Ф„дор Михайлович [ЗО.Х(И.Х1). 1821, Москва,- 28.1(9.11).
1881, Петербург] - русский писатель. Родился в  семье  врача.  Учился  в
петерб. Военно-инженерном уч-ще, по окончании к-рого (1843)  поступил  в
черт„жную инженерного департамента. В 1844 вышел в  отставку  и  занялся
лит. деятельностью (первое произв.  Д.  -  повесть  "Бедные  люди"  была
опубл. в 1846). Д. с детских лет любил т-р. В 1879 в письме к акт„ру  В.
В. Самоплову Д. писал: "Вашим гениальным талантом вы, конечно и наверно,
немало имели влияния на мою душу и ум" ("Биография, письма и заметки  из
записной книжки Ф. М. Достоевского", СПБ, 1883, с. 339).  В  1860  Д.  в
числе других известных  писателей  того  времени  исполнял  в  спектакле
"Ревизор" (в пользу лит. фонда) роль почтмейстера Шпекина (Д. считал эту
роль одной из "самых высококомических ролей не только гоголевского, но и
всего русского репертуара").
   Непосредств.  связь  Д.  с  драматургией  исчерпывается   несколькими
юношескими драматургич. опытами: наброски пьес  "Мария  Стюарт",  "Борис
Годунов", "Янкель-жид"  (ни  один  из  этих  набросков  не  сохранился).
Известно также, что одну из  своих  повестей  (по  наиболее  достоверной
версии - "Село Степанчиково") Д. начал писать в форме комедии, но потом,
как сообщает сам автор, "...бросил форму комедии, несмотря  на  то,  что
она удавалась, собственно для удовольствия как можно дольше  следить  за
приключениями моего нового героя и самому хохотать над ним"  (Письмо  А.
Н. Майкову от 18 янв. 1856, там же, с- 86).  Не  написал  Д.  ни  одного
драма-тич. произведения и в дальнейшем. При вс„м том Д.- один  из  самых
"репертуарных"  авторов  русского,  отчасти  и  зарубежного  т-ров.   По
выражению Вл.И. Не-мировича-Данченко, Д. всегда "писал как романист,  но
чувствовал как драматург", а потому многое в его  произведениях  "так  и
рв„тся на сцену... так легко, так естественно укладывается в  е„  рамки,
сочетается  с  е„   специальными   требованиями   и   условиями"   (газ.
"Современное слово", М., 21 янв. 1910).  Ещ„  при  жизни  писателя  были
сделаны инсценировки "Дядюшкин сон" [Кирилова (Кареева) -  1870,  В.  П.
Шелехова- 1876, Л. Н.  Антропова  -  1878  ],  романов  "Преступление  и
наказание" и "Бесы" (обе В. Д. Оболенской - 1871-72) и др. В 80-90-е гг.
инсценированы  "Преступление  и  наказание",   "Идиот",   "Униженные   и
оскорбл„нные", "Братья Карамазовы", "Бедные люди", "Дядюшкин сон", "Село
Степанчиково", "Скверный анекдот" и др.
   Инсценировки по произв. Д. начали широко  ставиться  на  любительской
сцене с 1891 ["Фома" -  картины  прошлого  в  3  д.,  по  повести  "Село
Степанчиково и его обитатели", Об-во лит-ры и  иск-ва  в  Москве;  автор
переделки, постановщик и исполнитель роли Костенева (Ростанева) - К.  С.
Станиславский]; на проф. сцене - с 1899 ("Преступление  и  наказание"  в
обработке Дельера, псевд. Я. А. Плющевского-Плющика, Т-р лит.-художеств.
об-ва в Петербурге;
   Раскольников - Орленев,  Соня  -  Яворская,  Пор-фирий  Петрович  -К.
Яковлев, Мармелад ов - Далма-тов, Свидригайлов - Бравич). В том же  году
в Александрийском и моек.  Малом  т-рах  почти  одновременно  был  пост.
"Идиот" (инсц. В.  Крылова  и  С.  Сутугина).  В  этих  спектаклях  роли
исполняли: в Александрийском т-ре  Настасья  Филипповна  -  Савина,  кн.
Мышкин - Аполлонский, Рогожин-  Дальский,  Аглая  -  Комиссаржевская;  в
Малом т-ре в тех же  ролях  выступали  -  Ермолова,  Васильев,  Падарин,
Ябл(?чкина. Позже "Идиот" ш„л в т-ре  Корша  (1906),  в  т-ре  Незлобина
(1913, инсц. Ф. Ко-миссаржевского; Мышкин - Асланов, Настасья Филипповна
- Жихарева, Рогожин -  Нелидов).  Крупным  событием  в  сценич.  истории
романов Д. были пост. в Моск.  Художеств.  т-ре  "Братьев  Карамазовых)}
(1910) и "Бесов" (под назв. "Николай Ставрогин", 1913; до этого "Бесы" в
переделке М. А. Суворина и В. П. Буренина  шли  в  т-ре  Лит.-художеств.
об-ва в Петербурге,  1907,  и  Риге,  1908).  В  спектаклях  МХТ  (автор
инсценировок и постановщик В.  И.  Немирович-Данченко)  были  выдающиеся
акт„рские  работы;  в  "Братьях  Карамазовых":  Митя-Леонидов,  Иван   -
Качалов, Снегир„в  -  Москвин,  Смердяков  -  С.  Воронов,  Грушенька  -
Германова; в
   "Николае Ставрогине": Ставрогин - Качалов, Лиза - Коренева, Лебядкина
- Лнлина, мать Ставрогпна - Бутова, П„тр Верховенский -Берсенев.  Однако
вокруг этих спектаклей  и  в  особенности  вокруг  "Николая  Ставрогина"
развернулась острейшая  полемика,  вызванная  статьями  М.  Горького  "О
"карамазовщине"" и "Ещ„ о ..карамазовщине"" (газ. "Русское  слово",  М.,
1913, јј219 и 248), в к-рых Горький гневно  протестовал  против  "Бесов"
как реакционного произведения.
   Инсценировки произв. Д. широко ставились на провинц. сцене, входили в
репертуар   крупнейших   акт„ров-гастрол„ров.    Особой    популярностью
пользовалось исполнение роли Раскольникова П. Н. Орле-невым.  Выдающиеся
образы создали (помимо упоминавшихся) В. Н. Андреев-Бурлак  (Мармеладов,
Порфирий  Петрович,  Снегир„в,  кн.  Мышкин),  М.  И.  Велизарий  (Соня,
Грушенька), М. М. Глебова, Е. А. Полевицкая (Настасья Филипповна),  Д.М.
Карамазов, Л. Н. Колобов, Я. В. Орлов-Чужбинин, А. П.  Харламов,  Н.  Н.
Ходотов, К. О. Шорштейн (кн. Мышкин), В. А. Сашин (Ф„дор Карамазов),  И.
И. Судьбинин (Дмитрий Карамазов) и др.
   Инсценировки романов Д. занимают видное место и в советском театре. В
1917  МХАТ  пост.   спектакль   "Село   Степанчиково"   (пост.   К.   С.
Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; Фома  -  Москвин),  в  1929
"Дядюшкин сон" (инсц. Н, М. Горчакова, П. А. Маркова и К.  И.  Котлубай,
художеств. руководитель пост. Вл. И. Немирович-Данченко, режисс„ры В. Г.

Страницы: «« « 774   775   776   777   778   779   780   781   782  783   784   785   786   787   788   789   790   791   792  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия