|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 » »» Среди последующих пост.: Ивановский т-р (1933; реж. Теппер), т-р
Сундукяна(1934; реж. Вагаршян), Воронежский т-р (1934), Свердловский т-р
(1934; реж. Захава), Новосибирский т-р "Красный факел" (1934; реж.
Полежаев), МХАТ (1938; реж. Леонидов, Раевский, худ. Рындин;
ДостигаевГрибов, Звонцов - Вербицкий, Кторов, Варвара -Соколова, Глафира
- Попова, Таисья - Георгиевская, Меланья - Шевченко, Дмоховская, Шура -
Комолова, Тятин - Кудрявцев, Лаптев - Яров, Рябннин - Болдуман, Губин -
Блинников, Жильцов); Ленингр. Большой драм. т-р (новая пост. 1952; реж.
Рашевская); Т-р им. Ермоловой, Москва (1952; реж. Лобанов); Горьковскпй
т-р (1953; реж. Н. Покровский); Челябинский т-р (1957; реж. П. Васильев)
и др.
Издания: Первая публикация: финал 3-го акта - "Рабочий и театр", М-,
1933, ј 30-31, пьеса полностью - "Год семнадцатый", Альманах третий, М-,
1933. Из послед. изд.: Горький М-, Собр. соч., т. 18, M., 1952.
Лит.: "Достигаев и другие". Материалы и исследования. М., 1946; Б я
ли к Б., Драматургия М. Горького советской апохи, М., 1952; Ермилов В.,
"Достигаев и другие" на сцене Художественного театра, "Театр", 1939, ј
1; Люди русского искусства. Сб. статей, [Горький], 1960; Г о p ь -к и и
А М-, "Достигаев и другие". К постановке МХАТ, М., 1938. А. ТПн.
ДОСТОЕВСКИЙ, Ф„дор Михайлович [ЗО.Х(И.Х1). 1821, Москва,- 28.1(9.11).
1881, Петербург] - русский писатель. Родился в семье врача. Учился в
петерб. Военно-инженерном уч-ще, по окончании к-рого (1843) поступил в
черт„жную инженерного департамента. В 1844 вышел в отставку и занялся
лит. деятельностью (первое произв. Д. - повесть "Бедные люди" была
опубл. в 1846). Д. с детских лет любил т-р. В 1879 в письме к акт„ру В.
В. Самоплову Д. писал: "Вашим гениальным талантом вы, конечно и наверно,
немало имели влияния на мою душу и ум" ("Биография, письма и заметки из
записной книжки Ф. М. Достоевского", СПБ, 1883, с. 339). В 1860 Д. в
числе других известных писателей того времени исполнял в спектакле
"Ревизор" (в пользу лит. фонда) роль почтмейстера Шпекина (Д. считал эту
роль одной из "самых высококомических ролей не только гоголевского, но и
всего русского репертуара").
Непосредств. связь Д. с драматургией исчерпывается несколькими
юношескими драматургич. опытами: наброски пьес "Мария Стюарт", "Борис
Годунов", "Янкель-жид" (ни один из этих набросков не сохранился).
Известно также, что одну из своих повестей (по наиболее достоверной
версии - "Село Степанчиково") Д. начал писать в форме комедии, но потом,
как сообщает сам автор, "...бросил форму комедии, несмотря на то, что
она удавалась, собственно для удовольствия как можно дольше следить за
приключениями моего нового героя и самому хохотать над ним" (Письмо А.
Н. Майкову от 18 янв. 1856, там же, с- 86). Не написал Д. ни одного
драма-тич. произведения и в дальнейшем. При вс„м том Д.- один из самых
"репертуарных" авторов русского, отчасти и зарубежного т-ров. По
выражению Вл.И. Не-мировича-Данченко, Д. всегда "писал как романист, но
чувствовал как драматург", а потому многое в его произведениях "так и
рв„тся на сцену... так легко, так естественно укладывается в е„ рамки,
сочетается с е„ специальными требованиями и условиями" (газ.
"Современное слово", М., 21 янв. 1910). Ещ„ при жизни писателя были
сделаны инсценировки "Дядюшкин сон" [Кирилова (Кареева) - 1870, В. П.
Шелехова- 1876, Л. Н. Антропова - 1878 ], романов "Преступление и
наказание" и "Бесы" (обе В. Д. Оболенской - 1871-72) и др. В 80-90-е гг.
инсценированы "Преступление и наказание", "Идиот", "Униженные и
оскорбл„нные", "Братья Карамазовы", "Бедные люди", "Дядюшкин сон", "Село
Степанчиково", "Скверный анекдот" и др.
Инсценировки по произв. Д. начали широко ставиться на любительской
сцене с 1891 ["Фома" - картины прошлого в 3 д., по повести "Село
Степанчиково и его обитатели", Об-во лит-ры и иск-ва в Москве; автор
переделки, постановщик и исполнитель роли Костенева (Ростанева) - К. С.
Станиславский]; на проф. сцене - с 1899 ("Преступление и наказание" в
обработке Дельера, псевд. Я. А. Плющевского-Плющика, Т-р лит.-художеств.
об-ва в Петербурге;
Раскольников - Орленев, Соня - Яворская, Пор-фирий Петрович -К.
Яковлев, Мармелад ов - Далма-тов, Свидригайлов - Бравич). В том же году
в Александрийском и моек. Малом т-рах почти одновременно был пост.
"Идиот" (инсц. В. Крылова и С. Сутугина). В этих спектаклях роли
исполняли: в Александрийском т-ре Настасья Филипповна - Савина, кн.
Мышкин - Аполлонский, Рогожин- Дальский, Аглая - Комиссаржевская; в
Малом т-ре в тех же ролях выступали - Ермолова, Васильев, Падарин,
Ябл(?чкина. Позже "Идиот" ш„л в т-ре Корша (1906), в т-ре Незлобина
(1913, инсц. Ф. Ко-миссаржевского; Мышкин - Асланов, Настасья Филипповна
- Жихарева, Рогожин - Нелидов). Крупным событием в сценич. истории
романов Д. были пост. в Моск. Художеств. т-ре "Братьев Карамазовых)}
(1910) и "Бесов" (под назв. "Николай Ставрогин", 1913; до этого "Бесы" в
переделке М. А. Суворина и В. П. Буренина шли в т-ре Лит.-художеств.
об-ва в Петербурге, 1907, и Риге, 1908). В спектаклях МХТ (автор
инсценировок и постановщик В. И. Немирович-Данченко) были выдающиеся
акт„рские работы; в "Братьях Карамазовых": Митя-Леонидов, Иван -
Качалов, Снегир„в - Москвин, Смердяков - С. Воронов, Грушенька -
Германова; в
"Николае Ставрогине": Ставрогин - Качалов, Лиза - Коренева, Лебядкина
- Лнлина, мать Ставрогпна - Бутова, П„тр Верховенский -Берсенев. Однако
вокруг этих спектаклей и в особенности вокруг "Николая Ставрогина"
развернулась острейшая полемика, вызванная статьями М. Горького "О
"карамазовщине"" и "Ещ„ о ..карамазовщине"" (газ. "Русское слово", М.,
1913, јј219 и 248), в к-рых Горький гневно протестовал против "Бесов"
как реакционного произведения.
Инсценировки произв. Д. широко ставились на провинц. сцене, входили в
репертуар крупнейших акт„ров-гастрол„ров. Особой популярностью
пользовалось исполнение роли Раскольникова П. Н. Орле-невым. Выдающиеся
образы создали (помимо упоминавшихся) В. Н. Андреев-Бурлак (Мармеладов,
Порфирий Петрович, Снегир„в, кн. Мышкин), М. И. Велизарий (Соня,
Грушенька), М. М. Глебова, Е. А. Полевицкая (Настасья Филипповна), Д.М.
Карамазов, Л. Н. Колобов, Я. В. Орлов-Чужбинин, А. П. Харламов, Н. Н.
Ходотов, К. О. Шорштейн (кн. Мышкин), В. А. Сашин (Ф„дор Карамазов), И.
И. Судьбинин (Дмитрий Карамазов) и др.
Инсценировки романов Д. занимают видное место и в советском театре. В
1917 МХАТ пост. спектакль "Село Степанчиково" (пост. К. С.
Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; Фома - Москвин), в 1929
"Дядюшкин сон" (инсц. Н, М. Горчакова, П. А. Маркова и К. И. Котлубай,
художеств. руководитель пост. Вл. И. Немирович-Данченко, режисс„ры В. Г.
Страницы: «« « 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |