Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 771   772   773   774   775   776   777   778   779  780   781   782   783   784   785   786   787   788   789  » »»

("Риччар-до и Зораида"), Отелло (о. п.). В 1831 пел в  т-ре  "Ла  Скала"
партию Поллиона на премьере оперы Беллини "Норма". В репертуаре Д.  были
партии в операх  Доницетти:  "Паризина"  (Уго),  "Лючия  ди  Ламмер-мур"
(Эдгар), "Роберт Деверье" (Роберт) и др. Пел партию Мазаньелло в  "Немой
из Портичи" Обера. В 1844 оставил сцену. Обладал сильным, баритонального
тембра голосом, вок. мастерством, незаурядным драматич. дарованием.  Это
позволило ему создавать разнохарактерные образы. Лучшие партии -  Отелло
и Поллион.
   Лит.: Глинка М., Автобиографические и  творческие  материалы,  Л.-М.,
1952 (Литературное наследие,  т.  1),  "с.  137,  420;  Стендаль,  Жизнь
Россини, Собр. соч., т. 8, М., 1959; Monaldi G., Cantanti celebri, Roma,
1929;
   Della Corte A., L'interpretazione musicale e gli interpreti. [Torino,
1951]. Св. Г.
   ДОНЧЕВ, Георги (1884-1950)-  болгарский  артист  оперы  (бас).  Пению
обучался  в  Моск.  консерватории  (1908-11).  С  1911  гастролировал  с
передвижной труппой рус. артистов по  странам  Европы.  Возвратившись  в
Болгарию, вступил в товарищество "Болгарская оперная дружба",  где  стал
одним из осн. исполнителей. Был солистом Софийской нар.  оперы.  В  1930
оставил сцену. Партии: Паша, царь Асен ("Цвета", "Борислав" Ата-насова),
Скула ("Князь Игорь"), Джакомо ("Фра-дья-воло"  Мейербера),  Мефистофель
("Фауст") и др. Д. вместе с И.  Вульпе  явился  пропагандистом  традиций
рус. вок. школы в Болгарии. Л. М., Аг. М.
   ДОПЛЕР (Doppier) - семья венгерских композиторов и музыкантов. Ференц
(16.X.1821-27.VII. 1883) - композитор, флейтист. Дебютировал  в  Вене  в
1834. Вместе с братом Кароем совершил концертное турне (Брюссель, Париж,
Лондон). В 1841-47 работал первым флейтистом в оркестре оперного т-ра  в
Берлине, затем  в  Национальном  т-ре  в  Будапеште.  С  1858  Д.-  пом.
балетмейстера, позднее  -  балетмейстер  Венской  Придворной  оперы.  Д.
принадлежат оперы: "Граф Беньовский" по пьесе А. Коцебу  (1847),  комич.
опера "Илка" (1849), "Два гусара" (1853), "Ванда" на сюжет  из  польской
истории (1856) (все пост. в Нац. т-ре Будапешта). Среди  15  балетов  Д.
наибольшим успехом пользовались "Оракул"  (1847,  Нац.  т-р,  Будапешт),
"Влюбл„нный бес" (1851,  там  же),  "Розина"  (1861,  Придворная  опера,
Вена), "Фьямелла" (1867, там  же),  "Мелузина"  (1884,  там  же)  и  др.
Творчество Д. 40-50-х гг. характеризуется ярким нац.  колоритом,  богато
нар. венг. мелодиями, элементами цыганской музыки. Произв.  60-70-х  гг.
отличаются более совершенной формой,  изяществом  мелодич.  рисунка.  Д.
принадлежит также опера "Эржебет" (совм. с Ф.  Эркелем  н  К.  Доплером,
1857, Нац. т-р, Будапешт), музыка к  спектаклям  "Банк-бан"  И.  Катоны,
"Жена воина" П. Вайля фон Вайлена, и др.
   Карой (12. IX. 1825 - 10. Ш. 1900) -  брат  Ференца,  .мюзик-директор
Нац. т-ра в Будапеште. В 1865-98 'K.-  гл.  капельмейстер  Штутгартского
придворного т-ра. Известен как автор опер:  "Лагерь  гренадеров"  (1853,
Нац. т-р, Будапешт), "Сын пустыни" (1854,  там  же).  Написал  музыку  к
спектаклям "Цыган"  Сиглигети  (1853),  "Альф„льдский  чардаш"  Геребена
(1857), "Катор и дочь мельника" Немета (1857).
   A p и а д (5.VI.1857-13.IV.1927)  -  сын  Кароя.  Музыке  обучался  в
Штутгартской  консерватории.  В  1880-83  -  профессор  консерватории  в
Нью-Йорке, с 1889 - руководитель хора в  Штутгартском  придворном  т-ре.
Автор комич. опер "Калигула" (1891, Штутгартский т-р),  "Много  шума  из
ничего"  на  сюжет  комедии   Шекспира   (1896,   Лейпциг).   На   сцене
Штутгартского придворного т-ра была  пост.  его  опера  "Путешествие  по
стране чудес" (1918).
   Лит.: I s o z K., Doppier Ferenc levelei Erkelhez,  Bdp.,  1911;  его
же, Karl Doppier und seine Beziehungen zu TJncarn, "Pester Lloyd", Bdp.,
1906, 15-16 mar.; "A Zene, Bdp., 1933, XV, I. Я. Дубр.
   ДОППЕЛЬ-ТРАПЭ (от нем.  Doppeltrapez  -  д  в  о  й-ная  трапеция)  -
название циркового гимнас-тич. снаряда и воздушного номера, исполняемого
на этом снаряде. Отличается от обычной трапеции удлин„нной перекладиной,
подвешенной на тр„х вер„вках. Д.-т.  да„т  возможность  двум  участникам
номера  одновременно  демонстрировать  синхронные  упражнения  и  парные
гимнастические трюки. Ал. Ш., М. 3.
   ДОРБОЗ (перс., букв. -  играющий  на  виселице,  отсюда  -  ходок  на
канате)  -  участник  нар.  циркового  представления  в  Средней   Азии;
канатоходец. Д. выступали на праздниках, сезонных базарах. Профессия  Д.
часто переходила от отца к сыновьям и внукам. В  состав  труппы  входили
обычно    2-3    канатоходца,    неск.    музыкантов,    2     площадных
комедианта-масхара-боза и собиратель денег. Руководил труппой староста -
аксакал. Д. (обычно 2)  выступали  на  канате  и  трапециях  (сооружение
состояло из балок  и  арканов,  было  л„гким  и  высоким),  а  также  на
проволочном канате - "симдор".  Исполняли  до  30  номеров.  Д.  большей
частью были выходцами из городов Ферганской области,  Ходжента,  Бухары,
Коканда.
   Лит.: Боровков А., Дорбоз, Ташкент, 1928.
   H. H.
   ДОРВАЛЬ (Dorval), Мари (7.T.1798-20.V.1849)  -  французская  актриса.
Дочь провинц. акт„ров, с детства выступала на сцене. С 1818  работала  в
одном из ведущих т-ров бульваров Парижа "Порт-Сен-Мартен", с к-рым  была
связана б. ч. е„ творч. жизни.  Здесь  е„  постоянными  партн„рами  были
крупнейшие франц. акт„ры-романтики П. Бокаж и Фредерик-Леметр. В 1834-38
была актрисой "Комеди Франсез", с большим успехом сыграла ряд ролей,  но
т. к. в этом привилегированном т-ре пренебрежительно относились к Д. как
актрисе "низового" т-ра бульваров, Д. была  вынуждена  уйти  из  "Комеди
Франсез". Иск-во Д., крупнейшей представительницы  сце-нич.  романтизма,
было  проникнуто  глубоким  сочувствием  к  человеку,  гибнущему   из-за
бесчеловечности и несправедливости общества. Лучшие роли:Ама-лия,  Лючия
("Тридцать лет, или Жизнь игрока", 1827, "Ламмермурская невеста",  1828,
Дюкан-жа), Луиза ("Поджигательница" Антье и Декомберу-са,  1830),  Адель
д'Эрве ("Антони" Дюма-отца, 1831), Марион ("Марион Делорм" Гюго,  1831),
Киттд-Белл ("Чаттертон"  Виньи,  1835),  Катарина  ЕфагадйНи  ("Анджело"
Гюго, 1835), Мари-Жанна (о. п. Ден-нери, 1845). Выступая в мелодрамах  и
романтич. драмах, Д.  создавала  образы  искренних,  цельных  по  натуре
женщин, вынужденных вступать в  борьбу  за  свою  любовь,  за  право  на
счастье. С  проникновенной  силой  играла  Д.  роли  женщин  из  народа.
Подлинную любовь и признание Д. получила  на  сцене  т-ров  бульваров  у
демократич.  зрителей,  глубоко   ценивших   народность,   человечность,
искренность, вдохновенную эмоциональность е„ иск-ва.
   Лит.: Финкельштейн Е. Л-., Мария Дорваль,  в  кн.:  Записки  Ленингр.
театрального ин-та, вып. 1,  Л.-М.,  1941,c.ll6-140;No/iere  P.,  Madame

Страницы: «« « 771   772   773   774   775   776   777   778   779  780   781   782   783   784   785   786   787   788   789  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия