|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 » »» ("Риччар-до и Зораида"), Отелло (о. п.). В 1831 пел в т-ре "Ла Скала"
партию Поллиона на премьере оперы Беллини "Норма". В репертуаре Д. были
партии в операх Доницетти: "Паризина" (Уго), "Лючия ди Ламмер-мур"
(Эдгар), "Роберт Деверье" (Роберт) и др. Пел партию Мазаньелло в "Немой
из Портичи" Обера. В 1844 оставил сцену. Обладал сильным, баритонального
тембра голосом, вок. мастерством, незаурядным драматич. дарованием. Это
позволило ему создавать разнохарактерные образы. Лучшие партии - Отелло
и Поллион.
Лит.: Глинка М., Автобиографические и творческие материалы, Л.-М.,
1952 (Литературное наследие, т. 1), "с. 137, 420; Стендаль, Жизнь
Россини, Собр. соч., т. 8, М., 1959; Monaldi G., Cantanti celebri, Roma,
1929;
Della Corte A., L'interpretazione musicale e gli interpreti. [Torino,
1951]. Св. Г.
ДОНЧЕВ, Георги (1884-1950)- болгарский артист оперы (бас). Пению
обучался в Моск. консерватории (1908-11). С 1911 гастролировал с
передвижной труппой рус. артистов по странам Европы. Возвратившись в
Болгарию, вступил в товарищество "Болгарская оперная дружба", где стал
одним из осн. исполнителей. Был солистом Софийской нар. оперы. В 1930
оставил сцену. Партии: Паша, царь Асен ("Цвета", "Борислав" Ата-насова),
Скула ("Князь Игорь"), Джакомо ("Фра-дья-воло" Мейербера), Мефистофель
("Фауст") и др. Д. вместе с И. Вульпе явился пропагандистом традиций
рус. вок. школы в Болгарии. Л. М., Аг. М.
ДОПЛЕР (Doppier) - семья венгерских композиторов и музыкантов. Ференц
(16.X.1821-27.VII. 1883) - композитор, флейтист. Дебютировал в Вене в
1834. Вместе с братом Кароем совершил концертное турне (Брюссель, Париж,
Лондон). В 1841-47 работал первым флейтистом в оркестре оперного т-ра в
Берлине, затем в Национальном т-ре в Будапеште. С 1858 Д.- пом.
балетмейстера, позднее - балетмейстер Венской Придворной оперы. Д.
принадлежат оперы: "Граф Беньовский" по пьесе А. Коцебу (1847), комич.
опера "Илка" (1849), "Два гусара" (1853), "Ванда" на сюжет из польской
истории (1856) (все пост. в Нац. т-ре Будапешта). Среди 15 балетов Д.
наибольшим успехом пользовались "Оракул" (1847, Нац. т-р, Будапешт),
"Влюбл„нный бес" (1851, там же), "Розина" (1861, Придворная опера,
Вена), "Фьямелла" (1867, там же), "Мелузина" (1884, там же) и др.
Творчество Д. 40-50-х гг. характеризуется ярким нац. колоритом, богато
нар. венг. мелодиями, элементами цыганской музыки. Произв. 60-70-х гг.
отличаются более совершенной формой, изяществом мелодич. рисунка. Д.
принадлежит также опера "Эржебет" (совм. с Ф. Эркелем н К. Доплером,
1857, Нац. т-р, Будапешт), музыка к спектаклям "Банк-бан" И. Катоны,
"Жена воина" П. Вайля фон Вайлена, и др.
Карой (12. IX. 1825 - 10. Ш. 1900) - брат Ференца, .мюзик-директор
Нац. т-ра в Будапеште. В 1865-98 'K.- гл. капельмейстер Штутгартского
придворного т-ра. Известен как автор опер: "Лагерь гренадеров" (1853,
Нац. т-р, Будапешт), "Сын пустыни" (1854, там же). Написал музыку к
спектаклям "Цыган" Сиглигети (1853), "Альф„льдский чардаш" Геребена
(1857), "Катор и дочь мельника" Немета (1857).
A p и а д (5.VI.1857-13.IV.1927) - сын Кароя. Музыке обучался в
Штутгартской консерватории. В 1880-83 - профессор консерватории в
Нью-Йорке, с 1889 - руководитель хора в Штутгартском придворном т-ре.
Автор комич. опер "Калигула" (1891, Штутгартский т-р), "Много шума из
ничего" на сюжет комедии Шекспира (1896, Лейпциг). На сцене
Штутгартского придворного т-ра была пост. его опера "Путешествие по
стране чудес" (1918).
Лит.: I s o z K., Doppier Ferenc levelei Erkelhez, Bdp., 1911; его
же, Karl Doppier und seine Beziehungen zu TJncarn, "Pester Lloyd", Bdp.,
1906, 15-16 mar.; "A Zene, Bdp., 1933, XV, I. Я. Дубр.
ДОППЕЛЬ-ТРАПЭ (от нем. Doppeltrapez - д в о й-ная трапеция) -
название циркового гимнас-тич. снаряда и воздушного номера, исполняемого
на этом снаряде. Отличается от обычной трапеции удлин„нной перекладиной,
подвешенной на тр„х вер„вках. Д.-т. да„т возможность двум участникам
номера одновременно демонстрировать синхронные упражнения и парные
гимнастические трюки. Ал. Ш., М. 3.
ДОРБОЗ (перс., букв. - играющий на виселице, отсюда - ходок на
канате) - участник нар. циркового представления в Средней Азии;
канатоходец. Д. выступали на праздниках, сезонных базарах. Профессия Д.
часто переходила от отца к сыновьям и внукам. В состав труппы входили
обычно 2-3 канатоходца, неск. музыкантов, 2 площадных
комедианта-масхара-боза и собиратель денег. Руководил труппой староста -
аксакал. Д. (обычно 2) выступали на канате и трапециях (сооружение
состояло из балок и арканов, было л„гким и высоким), а также на
проволочном канате - "симдор". Исполняли до 30 номеров. Д. большей
частью были выходцами из городов Ферганской области, Ходжента, Бухары,
Коканда.
Лит.: Боровков А., Дорбоз, Ташкент, 1928.
H. H.
ДОРВАЛЬ (Dorval), Мари (7.T.1798-20.V.1849) - французская актриса.
Дочь провинц. акт„ров, с детства выступала на сцене. С 1818 работала в
одном из ведущих т-ров бульваров Парижа "Порт-Сен-Мартен", с к-рым была
связана б. ч. е„ творч. жизни. Здесь е„ постоянными партн„рами были
крупнейшие франц. акт„ры-романтики П. Бокаж и Фредерик-Леметр. В 1834-38
была актрисой "Комеди Франсез", с большим успехом сыграла ряд ролей, но
т. к. в этом привилегированном т-ре пренебрежительно относились к Д. как
актрисе "низового" т-ра бульваров, Д. была вынуждена уйти из "Комеди
Франсез". Иск-во Д., крупнейшей представительницы сце-нич. романтизма,
было проникнуто глубоким сочувствием к человеку, гибнущему из-за
бесчеловечности и несправедливости общества. Лучшие роли:Ама-лия, Лючия
("Тридцать лет, или Жизнь игрока", 1827, "Ламмермурская невеста", 1828,
Дюкан-жа), Луиза ("Поджигательница" Антье и Декомберу-са, 1830), Адель
д'Эрве ("Антони" Дюма-отца, 1831), Марион ("Марион Делорм" Гюго, 1831),
Киттд-Белл ("Чаттертон" Виньи, 1835), Катарина ЕфагадйНи ("Анджело"
Гюго, 1835), Мари-Жанна (о. п. Ден-нери, 1845). Выступая в мелодрамах и
романтич. драмах, Д. создавала образы искренних, цельных по натуре
женщин, вынужденных вступать в борьбу за свою любовь, за право на
счастье. С проникновенной силой играла Д. роли женщин из народа.
Подлинную любовь и признание Д. получила на сцене т-ров бульваров у
демократич. зрителей, глубоко ценивших народность, человечность,
искренность, вдохновенную эмоциональность е„ иск-ва.
Лит.: Финкельштейн Е. Л-., Мария Дорваль, в кн.: Записки Ленингр.
театрального ин-та, вып. 1, Л.-М., 1941,c.ll6-140;No/iere P., Madame
Страницы: «« « 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |