Главная - Наука - Биология
Баландин Р.К. - Ледяные исполины Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 54 Размер файла: 315 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 » »» Древние люди не могли постичь многое из жизни природы. Поэтому выдумывали чудовищ, великанов, всемирные потопы. И это прекрасно, что люди стремились пайти объяснение явлениям природы. В том числе обдумывали и такой вопрос: как попали валуны на равнину? Пусть сначала в голову приходили нелепые мысли - о великанах, которые бросали камни, о великом потопе, затопившем всю землю. Самое печальное, когда люди смотрят вокруг равнодушным взглядом. Такие люди никогда не сделают открытий, не узнают правду о жизни природы. Наука начинается с выдумок. Но, конечно, на них но останавливается. В науке выдумки, догадки называются гипотезами. Среди гипотез бывают очень фантастичные. Иногда такие неожиданные, что в них трудно поверить. Но нередко подобные мысли позже подтверждаются. Легенду о потопе, переносившем валуны, можно считать гипотезой. Если только не думать, что потоп был тга всей земле и затопил всю сушу. Столько воды быть не могло, ей взяться неоткуда. Поэтому выдумка о всемирном потопе - сказка, а о великих потопах - гипотеза. Точно известное - это факт. Вот лежит крупный валун. Вы его осмотрели, определили размеры, положение. Все это факты. Их можно уточнять, но в общем они верны. Тот, кто не верит, имеет возможность снова осмотреть валуп. Итак, факт - это то, что можно доказать и проверить. С помощью гипотез, хорошо зная факты, ученые вырабатывают теории. Обычно теория нс так фантастична, как гипотеза. Но она и не так убедительна и точна, как факт. Одно и то же явление природы можно объяснять с помощью нескольких теорий. Постепенно, когда фактов становится больше, теории уточняются, изменяются. Некоторые из них не подтверждаются. И остаются три, две, а то и одна. Хотя эту одну можно уточнять очень долго - и никогда не уточнить окончательно. КТО ВОЛОЧИЛ ВАЛУНЫ? В березовой роще притулились на склоне холма рыжеватые валуны, выглядывают из травы, словно шляпки огромных грибов. Невдалеке выпирает из почвы глыба. Будто спрятан тут каменный истукан, а наружу вылезла только его лысина. Сколько камней больших и малых! И все разные. Особенно внушительно выглядят большие камни в чистом поле на вершинах холмов. Подойдешь, посмотришь: под глыбой обычная неплотная земля, травка выбивается; невдалеке кусты, маленькое болотце. Сразу понятно, что камень здесь чужой, приблудный. Одним словом, валун. Свалился, пожалуй, по откуда? Не поймешь. Не с неба же? Или он вылез из-под земли подышать свежим воздухом? Может, действительно, камни, как грибы, умеют расти? Осмотрим камень внимательнее. Трещинки-морщины, отдельные выступы рассыпаются под пальцами. Древний камень, дремучий. А вокруг все молодое - трава, кусты, деревья, почва. Испокон веков люди встречались с валунами. Освобождали от них пашню. Строили из них стены крепостей, клали непонятные внушительные камни в основания домов, церквей. А бывало, убивали на этих камнях домашних животных - приносили жертвы могущественным духам. Сочиняли о камнях сказки. Откуда взялись камни, певесть как возникшие на полях? Кто притащил их сюда? За многие сотни лет люди привыкли к валунам, разучились им удивляться и перестали даже задавать подобные вопросы, не пытались понять историю валунов, читать то, что нацарапано, выбито, начертано на них. Наука начинается с удивления. А кончается - пониманием. Для этого надо наблюдать, изучать, соображать. Тогда, возможно, кое-что поймешь. И то не сразу. Итак, прежде всего приглядимся к валунам. В общем-то, камни действительно могут "выбираться" из почвы на свет. По разным причинам: то плугом его выворотит, то землю вокруг камня вода размоет или ветер развеет, то мороз воду в земле заморозит, а она - силища могучая! - валун вверх выдавит! Но в таком случае где-то неглубоко в земле должен находиться каменный слой, сплошь состоящий из таких валунов. Возьмем лопату, кирку; закопаемся поглубже. Есть каменный слой?.. Метр, два, три... Да ведь в этих местах люди колодцы копали, погреба глубокие, а никакого каменного слоя не встречали. Отдельные камни в земле попадаются. Возникает новая загадка: каким образом в землю попали эти крупные камни-валуны? Известно, что кампи изучают геологи. Они узнают, из чего камни состоят, отыскивают в земле заложи полезных ископаемых. И, конечно, всерьез задумываются о том, как рождаются камни, как живут и почему среди них бывают бродячие. Все-таки но очень-то это обычное занятие для камней - бродить по бслу свету. Двести - триста лет назад геологи больше всего работали в горах, где особенно много камней, везде выступают скалы, хорошо видны каменные слои. На равнинах сверху залегают пески, глины, торфяники. Найти полезные ископаемые трудно: до них приходится докапываться. А камни, которые торчат на земной поверхности, для геологов оказались настоящей головоломкой. Знают геологи такое правило: чем слой древнее, тем глубже он залегает. Слои накапливаются постепенно и по порядку. Так снег насыпается - слой за слоем. Внизу - самый старый снег, вверху - самый свежий. Или, скажем, в книге: первые страницы сначала, а последние - в конце. Так и в каменных слоях. Лежат они целыми пачками, слой на слое. Их нередко так и называют: страницы великой каменной книги. С валунами вышла непопятица. Они оказались очень старыми, из самых древних слоев. А лежали на земле выше самых молодых отложении. Как попали древние камни на свежие слон? Загадка оставалась. Но уже началась наука. Геологи обратили внимание на необычайные камни на равнинах. И удивились. И начали камни эти изучать. Даже придумали для них научное название - бродячие, блуждающие камни. Прежде всего стали искать родину этих бродяг. Сначала искали в ближайших окрестностях. Но не было на равнинах скалистых гор, с которых могли бы свалиться подобные камснищи. Конечно, есть могучие реки. Текучая вода во время наводнений может сдвигать и перемещать камни. Но, правда, не очень большие. При движении Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |