Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Баландин Р.К. - Ледяные исполины

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 54
Размер файла: 315 Кб
Страницы: «« « 43   44   45   46   47   48   49   50   51  52   53   54  »

применять правовые методы охраны природы; осуществлять экологическое
образование... Однако одними организационными, техническими, юридическими
и просветительскими мероприятиями тут не обойдешься.
   Стало общим местом утверждение, что человек и окружающая среда
составляет одно целое. О том же свидетельствуют примеры острова Пасхи и
других больших и малых регионов земного шара. Но система взаимосвязей
человека с природой обычно понимается слишком упрощенно. Принимают во
внимание главным образом проблемы технические и социальные.
   Спору нет, и техника, и социальное устройство - очень важные факторы,
влияющие на состояние окружающей среды. Существующие механизмы
ориентированы практически только на эксплуатацию природных богатств, почти
без учета их сбережения. А безудержная погоня за прибылями, характерная
для капиталистической системы, стимулирует потребительское отношение к
окружающей среде.
   Все так. Но полезно задуматься: а почему все-таки создавалась именно
такая техника? складывалось именно такое отношение к природе? и что
следует предпринимать, чтобы и то и другое скорее изменялось к лучшему?
   Рост народонаселения, о котором так много говорят, сказывается на
обеднении окружающей среды меньше, чем увеличение потребностей. Согласно
теоретическим подсчетам, биосфера может прокормить десятки миллиардов
человек. Но ведь современному человеку требуются автомобили и самолеты,
корабли и космические ракеты, холодильники и телевизоры, газеты и книги...
На обеспечение работы колоссального количества машин и механизмов
затрачиваются основные массы материалов, львиная доля энергии.
Единственный источник материалов и энергии - биосфера. Ее ресурсы
ограниченны. А потребности человека продолжают расти неограниченно. Вот и
создается такая экологическая ситуация, которую мы рассмотрели на примере
острова Пасхи.
   Повысить продуктивность биосферы мы не в состоянии. В целом
деятельность человека содействовала ее снижению. Хотя мы можем и должны
создавать по возможности замкнутые технологические циклы, восстанавливать
ландшафты и т. д. Подобные меры полезные, необходимые, но не радикальные.
   Изменить духовный мир человека и структуру общества таким образом,
чтобы избавиться от ненасытной жажды материальных благ, погони за
прибылями, военизации, от других уродливых явлений, - все это задачи не
новые.
   Вариантов решений предложено множество. Однако перестроить к лучшему
структуру человеческой личности, мир идей, надежд, стремлений, эмоций,
разума человека не менее трудно, чем улучшить состояние окружающей среды.
   Но главное не в этом. В сущности, мы еще даже не знаем, как
подступиться к комплексному изучению взаимодействия человека и природы.
Может быть, самые важные аспекты этой проблемы постоянно ускользают от
внимания исследователей. Нам ничего, в сущности, не известно о
формировании структуры человеческой личности во взаимодействии с природой
и в связи с ее изменениями.
   Бесспорен афоризм: человек создает окружающую среду по своему образу и
подобию. Не менее верно и обратное: окружающая среда создает человека по
своему образу и подобию. Получается нечто напоминающее замкнутый круг.
Какой из него выход?
   ...Нет, я не собираюсь давать исчерпывающие рекомендации. Даже если бы
они были совершенно точными и бесспорными, наивно полагать, что все сразу
станут дружно претворять их в жизнь. Цель всех предыдущих рассуждений
иная: помочь читателю задуматься над проблемами, о которых он немало
наслышан, но которые предстают перед ним обычно в упрощенном или даже
искаженном виде.
   В эпоху, когда человеческая деятельность стала самой могучей
геологической силой на земной поверхности, главное - сознавать, насколько
мало еще мы знаем жизнь окружающей природы, законы развития биосферы и ее
изменений. Ведь чтобы верно оценивать современную ситуацию и
прогнозировать ее изменения, необходимы достаточно надежные и детальные
сведения о предшествующих этапах, о ледниковом периоде вообще и о его
последних тысячелетиях в частности. Нам надо научиться отличать
естественные изменения окружающей среды от тех, которые вызваны нашей
деятельностью.
   Изучение антропогена как целостного явления, как эпохи взаимодействия
природы и человека, становления человеческого сознания, личности в
процессе трудовой деятельности и перестройки окружающей среды, - такое
изучение антропогена еще только начинается.
   Понимание прошлого - важнейший компонент предвидения будущего.
Формально уже существует научная дисциплина, посвященная изучению всего
комплекса многообразных событий, происходивших на протяжении необычайного
"четырехмерного" геологического периода:
антропоген-плейстоцен-ледниково-четвертичного. Однако в действительности
предстоит еще очень многое осмыслить и постичь для создания обобщенной
теории развития и взаимодействия природы и общества.
   Мы стоим у истоков этого великого синтеза знаний.
   Какой будет эта наука? Ответить трудно. Однако можно не сомневаться,
что в нее будут входить геология и география антропогена.


   Заключение. ОТ ЗНАНИЯ К НЕЗНАНИЮ

   Мы подошли к концу своего путешествия. Начали его у камня. Валуна. А
закончили всей планетой.
   Такая особенность науки, посвященной ледниковому периоду, -
четвертичной геологии.
   Я не уверен, что четвертичную геологию правильно называть наукой. Это
особая обширная область знаний, содружество многих наук - и геологических
и географических. Имеются науки о ледниках и подземных льдах; о климате,
реках, озерах, болотах; о вулканах и землетрясениях; о свойствах грунтов,
подземных водах, происхождении рельефа, изменениях ландшафтов... Можно
продолжить перечень наук, накрепко связанных с четвертичной геологией.
   А еще надо непременно учесть инженерную геологию и учение о полезных
ископаемых. Эти науки используют сведения из четвертичной геологии для
целей строительства и поисков минеральнь1х богатств.
   Хочется еще немного сказать о практике.
   За последние десятилетия люди стали особенно много строить. Для крупных
сооружений необходимо очень мпого строительных материалов: песка, гравия,
глины, мела и других. И не любых, скажем, песков, а определенного
качества. Для этого надо хорошо знать происхождение, свойства,

Страницы: «« « 43   44   45   46   47   48   49   50   51  52   53   54  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Баландин Р.К., Ледяные исполины