Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Бергланд Дэвид - Либертарианство за один урок

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 43
Размер файла: 280 Кб
Страницы: «« « 25   26   27   28   29   30   31   32   33  34   35   36   37   38   39   40   41   42   43  »

	Для лучшего понимания вопроса загрязнений рассмотрим следующий простой
пример. Если некий человек выносит свой мусор к границе своего участка и
перебрасывает его через забор к соседу, то это несомненно означает "нарушение
права чужого владения". В этом случае мы справедливо можем ожидать помощи
пострадавшему со стороны закона.
 	У нашего закона на протяжении веков появилась пара весьма эффективных
средств. Пострадавшая сторона может подать в суд за причинение ущерба, чтобы
предотвратить такие действия в дальнейшем. Она также может получить денежное
возмещение за уже нанесённый её собственности ущерб. Загрязнение может и
должно рассматриваться как обычное, с точки зрения закона, правонарушение; а
именно: лицо или компания выбрасывает свой мусор в пределы чужой собственности
без какого-либо согласия.
 	Проблемы загрязнения, о которых мы обыкновенно слышим, являются просто более
сложными ситуациями. В загрязнении воздуха участвуют лица или компании,
выбрасывающие отходы воздушного происхождения в атмосферу, попадая в которую,
они вторгаются в пределы чужой собственности, включая самую фундаментальную
нашу собственность -- тело. В загрязнении вод участвуют лица или компании,
направляющие отбросы в воду, которая им не принадлежит.
 	Главный основополагающий фактор в вопросе загрязнения вод состоит в том, что
водными путями владеет государство. Частного владения реками, озёрами и
ручьями для любых практических целей в Америке больше не существует.
Государство позволило нарушителям загрязнить воду, в то время как частные
владельцы прав на речную воду имели бы куда более сильное желание предпринять
эффективные законные меры против загрязнителей.
 	Захоронение токсичных отходов -- ещё одна проблема, которую проще всего
понять как нарушение прав чужого владения. Если ядовитые химикаты засыпаются
землей и с подземными водами попадают в пределы чужой собственности, то
пострадавшие должны иметь законную возможность для возмещения ущерба со
стороны тех, кто произвёл захоронение, которое вызвало вторжение в чужое
владение.
 	К сожалению, наличие законного права на возмещение ущерба не всегда
означает, что пострадавший получит полную компенсацию. Порою загрязнители
оправдываются перед судом, объявляя о своем банкротстве или просто исчезая.
Это имеет место во многих ситуациях, относящихся не только к токсическим
отходам.
 	Однако, если частной собственности наносится ущерб ядовитыми отбросами, то
это вовсе не означает что государство должно заставлять платить за расчистку
других людей (путем взимания налогов), даже когда загрязнитель оправдался
перед судом. Так называемый "Суперфонд", целенаправленно организованный для
финансирования очистки от загрязнений токсическими отходами, в
действительности ссужает средства компаниям, которые и произвели такие
загрязнения, людям, чья собственность пострадала от них, и, особенно,
компаниям для оплаты работ. Такие программы поощряют безответственность в
отношении окружающей среды, давая понять любому, что государство оплатит все
его проблемы связанные с ядовитыми отходами. И в очередной раз средний
работающий налогоплательщик оказывается завален счетами.
Политическая бюрократия -- плохая охрана среды
	Бюрократическое управление множит и отягощает проблемы загрязнения среды.
Бюрократия -- явление политическое. Когда решения принимаются политическими
методами, то верх одерживают те идеи, которые принадлежат людям имеющим
большее политическое влияние. Зачастую это те же самые люди, которых
бюрократия должна контролировать. Кроме всего прочего, "деньги -- материнское
молоко политики", и у кого может быть больше денег для лоббирования политиков,
у большого бизнеса или у экологов?
 	Поэтому не стоит удивляться, что автомобилестроителям и Союзу
автомобилестроительных рабочих удалось замедлить разработку чистых,
эффективных, незагрязняющих двигателей. Если бы суды признали право частных
граждан принимать меры против загрязнителей воздуха как нарушителей их права
на собственное тело и имущество, то воздух стал бы намного чище, чем теперь.
 	С рассветом эры Гласности в бывшем Советском Союзе и в Восточной Европе,
весь мир узнал, что при социализме окружающая среда страшно страдает; гораздо
сильнее, чем на более капиталистическом Западе, где правовые системы
относительно уважительней к частной собственности. Озёра, реки и воздух в на
которых районах Восточного блока так испорчены, люди там хронически болеют, а
продолжительность жизни падает. Это может послужить уроком тем, кто радеет за
более централизованный государственный контроль над "защитой" среды.
Центральное планирование губит экономику. Оно погубит и окружающую среду по
тем же причинам.
Государственная неприкосновенность
	Другим весомым фактором является принцип "государственной неприкосновенности"
. Этот правовой принцип предупреждает действия граждан против государства,
кроме тех случаев, когда правительство согласно судиться. Государственные
электростанции и канализационные очистительные сооружения -- одни из наихудших
загрязнителей, но у частных граждан нет законной возможности для отпора им.
 	Уважение к частной собственности в правовой системе и отмена доктрины
государственной неприкосновенности дали бы гражданам, трудящимся в своих
районах, инструмент для ускорения работ по очистке среды.
Бюрократия порождает судебную волокиту
	Кое-кто ошибочно думает, что замена чиновничьего управления системой,
основанной на частной собственности, породит массу судебных процессов по
вопросам окружающей среды. Ошибка здесь в неучёте того, что наша нынешняя
бюрократическая система уже итак требует услуг армии адвокатов, как в
государственных агентствах, так и в правлениях всех регулируемых компаний. В
настоящее время тяжбы по поводу окружающей среды -- мощнейший тормоз
продуктивности. Сегодня строительство любого объекта можно отложить или совсем
прекратить решением суда во имя охраны природы. Потребители вынуждены больше
платить за дома (или за что угодно), потому что предприятие должно покрыть
стоимость текущей или потенциальной тяжбы по окружающей среде, и включает ее в
цену своего товара.
 	Напротив, когда права собственности чётко очерчены , то тяжб меньше, так как
потенциальным участникам судебных процессов легче определить, что
позволительно, а что нет.
Частное управление ресурсами работает лучше бюрократического
	Правительство Соединённых Штатов владеет примерно одной третью земель в
стране, преимущественно на юге и юго-западе. Некоторые из этих земель --
индейские резервации, другие -- национальные парки, такие как Йеллоустоунский,
третьи -- лесные и пастбищные угодья, четвёртые -- девственная целина, а также
континентальный шельф и прибрежный шельф, содержащий много нефти и иных
полезных ископаемых. Многие экологи выражают огромную озабоченность тем, что
если бы частные владельцы заполучили себе эти богатства в руки, то произошли

Страницы: «« « 25   26   27   28   29   30   31   32   33  34   35   36   37   38   39   40   41   42   43  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Бергланд Дэвид, Либертарианство за один урок