Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Богданов А. - Очерки организационной науки

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 93
Размер файла: 602 Кб
Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»

сводится к одному:
   данные комплексы имеют некоторую часть, некоторую сумму элементов,
общую между собою. Это их "связка". Она бывает в разных случаях весьма
различна. Связка двух кон'югировавших амеб или бактерий - это та слившаяся
часть их тел, которая одинаково принадлежит обеим; в случае "копуляции"
она захватывает целиком оба тела. Связка двух звеньев цепи - та часть
одного звена, которая лежит внутри другого, и обратно, и специально -
поверхность их соприкосновения. Связка двух ассоциированных образов
сознания - это их "общие черты"; связка организованных в сотрудничество
усилий - их общий об'ект, и т. д.
   В области связки происходят все те изменения, которыми определяется
организованность или дезорганизованность создающейся системы. У
кон'югировавших живых клеток именно там совершаются обменные процессы,
повышающие их жизнеспособность, или - в случаях биологически неудачного
сочетания - ее понижающие. Для сотрудников именно в общем об'екте
приложения их усилий происходит или слияние этих усилий в гармоническую
комбинацию, образующую из них одно мощное движение, - или их взаимная
задержка, практически их сводящая к малой, а то и ничтожной величине. В
консонансе и диссонансе совпадающие части звуковых волн являются областью
гармонического, устойчивого взаимоусиления тонов или дисгармоничного их
"биения", и пр.
   Связка означает "вхождение" элементов одного комплекса в другой и
обратно; поэтому такие системы, которые образованы из комплексов,
об'единенных связкой, мы будем называть "ингрессивными" (ingressio,
по-латыни, "вхождение"). Нельзя представить себе такого организационного
сочетания, которое не было бы основано на ингрессии: это форма
универсальная. Иногда опыт непосредственно не дает нам связки между
комплексами, которые, однако, составляют вместе некоторую систему,
об'единены взаимной зависимостью; тогда познание вынуждено конструировать
ее, вводить ее гипотетически. Напр., если магнитная стрелка поворачивается
вслед за перемещениями куска железа вблизи нее, то принимаются "силовые
линии", которые идут из одного тела в другое и обратно, принадлежа
одновременно им обоим; для солнца и планет создается теория о каких-то
специфических активностях "тяготения", которые таким же образом служат
связкой между ними, и т. под. Эти построения могут быть, разумеется, и
неудачными, неверными; но тогда задача познания заключается не в том,
чтобы просто отвергнуть их, а в том, чтобы заменить их построениями более
целесообразными; обойтись без ингрессии оно так же точно не может, как не
может обойтись без нее практика в тех случаях, когда надо организовать
определенную систему из наличных комплексов.
   Познание в этом случае, как и всегда, берет свои методы из практики.
   Предположим, что технически требуется прочно соединить два куска
металла, или дерева, или веревки. Связка создается вхождением элементов
одного комплекса в другой. Осуществить такое вхождение непосредственно
бывает не всегда легко, а иногда и невозможно. Для двух веревок оно
достигается просто, напр., сплетением волокон той и другой, или же
"связываньем" их концов. Эта простота и легкость зависит от большой
относительной подвижности их частей. Не то с кусками металла:
   их элементы, в наших обычных условиях, весьма мало подвижны одни по
отношению к другим; и если самая форма кусков не является исключительно
удобной для их соединения, как, положим, форма винта и гайки, то
непосредственно выполнить его нельзя. Но техника знает способы изменения
молекулярной подвижности: куски металла можно или совсем расплавить, что
позволит слить их в один, или оплавить каждый с одной стороны, что
позволит непосредственно спаять их, или, наконец, не доводя до плавления,
увеличить все-таки нагреванием эту подвижность до такой степени, которая
допускает "сваривание" при помощи сильного механического воздействия.
Кусков дерева, однако, подобными приемами соединить нельзя: они
бесповоротно разрушаются при нагревании раньше, чем могли бы приобрести
надлежащую пластичность. В таких случаях обычно применяется метод
"вводных" или "посредствующих" комплексов. Эту роль может сыграть, напр.,
клей, в жидком виде легко кон'югирующий с поверхностью дерева, и затем
твердеющий, не теряя приобретенной связи. - Этим приемам вполне
параллельны, с них как бы скопированы познавательные приемы об'единения
разных комплексов.
   Там, где возможно, познание непосредственно сливает общие элементы
данных комплексов, что и называется "обобщением". Если, напр., в одном
поле мышления имеются психические образы воды в реке, воды в ручье, воды в
одном, в другом сосуде, и т. д., то связка между ними всеми получается
как-бы путем наложения их друг на друга, при котором единство создается
само собою, в виде массы совпадающих элементов. Это основная, примитивная
фаза познания. На более высокой ступени оно сначала разлагает комплексы на
их элементы, т.-е., разрывая, мысленно, связи этих элементов, придает им
относительную подвижность. Напр., образы человека, рыбы, насекомого весьма
трудно непосредственно об'единять в поле сознания, и если они налагаются
друг на друга, то сочетание получается смутное, немедленно распадающееся.
Но когда биология разложила эти комплексы, надо заметить, и тут сначала
практически, - на их составные части - органы, ткани, клетки, то создалась
полная возможность такого сопоставления, - т.-е.
   мысленной кон'югации, - в котором общие элементы прочно об'единяются, и
получается устойчивая научная ингрессия. Наконец, в решении еще более
сложных кон'югационных задач познание прибегает к методу вводных или
посредствующих комплексов. Напр., между человеком и обезьяной оно вводит
образ их общего предка, между пространственно удаленными, но
взаимно-зависимыми телами - эфир с различными натяжениями и колебаниями в
нем, и т. под.
   Создавать ингрессии практически человек может только в поле своих
коллективно-трудовых мускульных усилий, следовательно, в ограниченных
рамках. Но эти рамки постоянно расширяются с прогрессом труда. Притом опыт
показывает, что посредством вводных звеньев, целесообразно выбранных,
одного или нескольких или многих, возможно установить реальную связь между
любыми комплексами, как бы ни были они взаимно удалены в поле труда, или
взаимно несовместимы по направлению активностей. Можно координировать
усилия работников, находящихся на противоположных сторонах земного шара:
надо только ввести между ними достаточное число телеграфных станций и
проводов; можно устроить переговоры между ожесточенно бьющимися врагами, -
надо только найти подходящих посредников: можно добиться взаимного
понимания и точного согласования действий между эскимосом и папуасом,
между английским рабочим и русским крестьянином, - нужны только знающие и
толковые переводчики; можно соединить огонь и воду для приготовления пищи,

Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Богданов А., Очерки организационной науки