Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1099   1100   1101   1102   1103   1104   1105   1106   1107  1108   1109   1110   1111   1112   1113   1114   1115   1116   1117  » »»

обществе? - и решает его отрицательно. Чтобы  жить  по  правде,  цельная
личность  должна  стать  вне  семьи,  вне  общества,  вне  сословных   в
политических партий.
   Художник не  ограничился  таким  внешне  обличительным  отношением  в
современности. Возможно  ли  при  современных  условиях  жизни  счастье,
удовлетворенное чувство  жизнерадости?  -  вот  второй  вопрос,  который
ставить себе И. и на  который  отвечают  его  психологические  драмы,  в
художественном отношении стоящие несравненно выше комедий. Ответ  и  тут
получается  отрицательный,  хотя  миросозерцание  художника  во   многом
радикально изменилось. Счастие невозможно, потому что счастье неразлучно
с ложью, а  современный  человек  заражен  микробом  правды,  лихорадкой
правдолюбия, чем губит себя и ближних.  Вместо  гордого,  романтического
Бранда, проповедником правды является  теперь  чудаковатый,  но  реально
изображенный Грегор Верле  ("Дикая  утка"),  который  своим  злосчастным
правдолюбием  разбивает  на  глазах  зрителей   невозмутимое,   хотя   и
основанное на лжи счастие своего друга  Иалмара.  Невозможно  счастие  и
потому, что никто не может быть самим собою, никто не в  силах  отстоять
свою индивидуальность, так как над нами тяготеет закон наследственности,
и среди нас встают привидения как  пороков,  так  и  добродетелей  наших
отцов ("Привидения"). Путы долга, обязанности, завещанные  нам  прошлыми
веками,  мешают  нашей  жизнерадости,  которая,  ища   тайного   выхода,
становится развратом.  Наконец,  счастье  невозможно  и  потому,  что  с
развитием  культуры,  становясь  утонченнее  умственно  и   нравственно,
человечество теряет стремление к жизни, разучивается смеяться и  плакать
("Росмерсгольм").  К  этому  же  циклу  психологических  пьес  относится
"Эллида" (или "Женщина моря") - самое поэтическое из  всех  произведений
И., если не по идее (заключающейся в том, что чувство доверия,  уважения
имеет больше власти над сердцем, нежели деспотизм любви), то, по крайней
мере, по исполнению. Венцом же творчества И. кажется нам "Гедда Габлер",
единственная,  быть  может,  его  живая  пьеса,  без  общественных   или
моральных схем, в которой герои действуют и живут для себя, а не  правят
барщину ради авторской идеи. В Гедде Габлер И. воплотил великий декаданс
нравов нашего века, когда впечатлительность к оттенкам  внешней  красоты
заслонила вопросы добра и зла, чувство чести заменено боязнью  скандала,
а любовь - бесплодными муками ревности. Последняя по времени пьеса И.  -
"Строитель Сольнес", нелишенная автобиографического значения,  рисует  в
символическом образе ход мирового прогресса, который начался  с  наивной
веры, продолжается наукой, а в будущем приведет  человечество  к  новому
разумно мистическому пониманию жизни, к воздушному  замку,  построенному
на каменном основании.  Таковы  идеи  ибсеновских  пьес,  смелые,  часто
дерзновенные, граничащие с парадоксами,  но  задевающие  самые  интимные
настроения  современности.  Помимо  идейного   содержания,   эти   пьесы
замечательны, как безупречные образцы  сценической  техники.  И.  вернул
современной драме классические формы - единство времени и места,  а  что
касается единства действия, то оно заменено у  него  единством  замысла,
внутренним разветвлением основной  идеи,  на  подобие  незримой  нервной
системы, проникающей в каждую фразу, почти в каждое слово пьесы. По силе
и цельности замысла И. мало имеет соперников. Он, сверх того, совершенно
устранил монолог,  а  разговорную  речь  довел  до  идеальной  простоты,
правдивости и разнообразия. В чтении произведения И.  производят  больше
впечатления, чем на сцене, потому что за развитием  идеи  легче  следить
читая, чем слушая. Особый прием И. представляет его любовь  к  символам.
Почти в каждой пьесе основная идея, развиваясь в действии, воплощается в
каком-нибудь случайном образе; но этот прием не  всегда  удается  И.,  а
порой, как например, в "Бранде" и "Строитель Сольнесе", вносит  в  пьесу
некоторое безвкусие. Значение И. и причину его всемирной  славы  следует
искать в современности проповедуемых им идей. И. такой же  представитель
безграничного индивидуализма в литературе, как Шопенгауэр и  Ничше  -  в
философии, как анархисты
   - в политике. Никто не сомневается в  глубине  и  оригинальности  его
идей, только многим кажется, что они не согреты  любовью  к  людям,  что
сила их - не от Бога.
   Н. Минский.

   Почти все драмы И. изданы на нем. яз. под загл.: "Moderne Dramen"  (3
т., Б., 1889 - 90). Многие появились в "Nordische Bibliothek" (1, 4 - 6,
9 - 14 и 16, 1889 и сл.); в рекламовской "Universal Bibliothek", а также
в мейеровских изданиях для народа. Многие драмы И. имеются и  на  франц.
языке ("Les Revenants", 1889; "Le Canard sauvage", "Edda Gabler", 1891 в
др.). По-русски в  "Артисте"  напечатаны  его  драмы:  "Доктор  Штокман"
(1891, ј 15 в отд.); "Эллида" ("Женщина моря", 1891, ј 14)  и  "Северные
богатыри" (1892, ј 20); в "Вестн. Европы" - "Столпы общества"  (1892,  ј
7); в "Сев. Вестнике" - "Гедда Габлер" (перев. с  датского  П.  Ганзена,
1891, ј 7); в "Петерб. Жизни"  1894  г.  -  "Росмерсгольм".  В  1891  г.
предпринято издание "Полного собрания  драматических  произведений  И.",
под редакцией А. Алексеева;  вышедшие  выпуски  содержат  драмы:  "Гедда
Габлер", "Сев. богатыри"  и  "Устои  общества".  Отдельно,  кроме  того,
появились:  "Привидения"  (изд.  Суворина,  1891),  "Нора"  (перев.   П.
Вейнберга,  СПб.,  1883;  есть  издание  1891),  "Дикая  утка"   (1892),
"Счастливец"  ("Строитель  Сольнес",  пер.  П.  Ганзена,  1893),   "Враг
человечества" ("Доктор Штокман", 1893), "Ингэр из Эстрота" (изд.  "Всем.
Библиотеки",  1893).  Ср.  Vasenius,  "Н.  I-s.   dramatiska   diktning"
(Гельсингф., 1879); Passarge,  "Н.  I."  (Лпц.,  1883);  G.  Brandes,  в
"Moderne Geister" (пер. в "Русск. Мысли", 1887, ј 9); Н. Jager; "H. I. "
(Б., 1888, на нем. Дрезд., 1890);  его  же,  "Н.  I.  og  hans  Voerker"
(1892). На русск. яз. статьи Н. Минского ("Сев. Вестник", 1892, 9 и 10),
А. Волынского ("Сев. Вестн." 1893);  Д.  Мережковского:  "Две  последние
драмы И.: Гедда Габлер и Строитель Сольнес" ("Новости", 1894, јј 21, 26,
39 и 40).
   Иван-да-Марья - народное название  нескольких  травянистых  растений,
цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием
двух  резко  различаемых  окрасок,  всего  чаще  желтой  и   синей   или
фиолетовой. Наиболее популярны два растения. 1) И.-да-Марья,  Марьянник,
Брат с сестрой, Желтяница, Иванова трава и др., Melampyrum nemorosum  L.
-   травянистое   однолетнее   растение   из   семейства    норичниковых
(Scrophularineae), с желтыми цветами и ярко-синими прицветниками, т.  е.
верхними листьями всего растения. Растет у нас часто по рощам  и  лугам,
чаще в тени, по лесным опушкам; цветет в  начале  лета.  2)  Трехцветная
фиалка, Viola tricolor  L.  (при  чем  ее  третий  цвет  -  белый  -  не
принимается в  расчет)  -  в  ее  диком  виде  и  в  садовых  разностях.

Страницы: «« « 1099   1100   1101   1102   1103   1104   1105   1106   1107  1108   1109   1110   1111   1112   1113   1114   1115   1116   1117  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь