Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1106   1107   1108   1109   1110   1111   1112   1113   1114  1115   1116   1117   1118   1119   1120   1121   1122   1123   1124  » »»

тела; ноги очень  коротки,  с  мало  развитыми,  зазубренными  на  краях
пальцами; на горле поперечные складка; на затылке и боках тела шиповатые
чешуи. Их не менее 9 видов, водящихся в Америке к западу  от  Миссисипи,
от Мексики до Дакоты. Все живородящие, рождают 7 -  8  детенышей.  Очень
медленны в  движениях,  легко  привыкают  к  неволе  и  приручаются.  P.
Orbiculare-Taпайаксин  сверху  светло-буроватого  цвета,   с   беловатой
продольной полоской по средине и по 4 больших  черных  пятна  по  бокам.
Длина 10 см., хвост  3,8  см.  Водится  в  Мексике,  в  сухих  солнечных
местностях,  питается  насекомыми  (особенно  муравьями  и   жуками)   и
улитками.
   Н. Кн.
   Игумен (греч. - предводительствующий) - название начальственного лица
в монастыре, в древности всякого монастыря, по штатам 1764 г. в России -
монастыря   третьеклассного.   Начальственные   права   и    должностные
обязанности его те же, какие имеет всякий настоятель монастыря.  Отличие
его   от   архимандрита   (настоятеля   монастыря    первоклассного    и
второклассного) лишь в  том,  что  при  богослужениях  он  облачается  в
простую  монашескую  мантию  и  набедренник,   тогда   как   архимандрит
облачается в мантию с "скрижалями", наперсный крест, палицу и митру.
   Н. Б.
   Идеал - представление высшего совершенства в каком-нибудь  отношении.
В этом широком смысле слово И. применяется одинаково и к  отвлеченным  и
конкретным предметам: И. добра, И. женской красоты, И.  государства,  И.
гражданина и т. д. В этом общем смысле И. обыкновенно  противополагается
действительности, как чему  то  несовершенному.  Такое  противоположение
может   приниматься   в   трояком   смысле:   1)   И.,    противоречащий
действительности, может тем самым признаваться за  пустую  фантазию;  2)
действительность, несоответствующая И., будет безусловно отвергаться как
бытие ложное и призрачное и 3) противоречие между этими двумя  терминами
может  пониматься  как  задача  их  примирения,  т.  е.   преобразовании
действительности по И., или воплощения его  в  действительности.  Первые
два взгляда имеют частную, относительную истинность, поскольку бывают И.
по  существу  своему   фантастичные,   а   с   другой   стороны   бывает
действительность также по существу негодная, неспособная к улучшению или
пересозданию. Но общая принципиальная истина принадлежит только третьему
взгляду: совокупность космического и исторического опыта указывает на И.
осуществимые  и  осуществляемые  и  на  действительность  преобразуемую,
усовершаемую; вся история мира  и  человечества  есть  лишь  постепенное
воплощение И. и преобразование худшей действительности в лучшую, и когда
полагаются  произвольные  пределы  этому  процессу  -  это   обыкновенно
означает  лишь  тайное  предпочтение  дурного  хорошему  в  силу  низших
интересов и страстей. Особое значение имеет понятие И. в области чистого
искусства, имеющего своею задачей воплощение идей в чувственных  формах,
т. е. создание конкретных  И..  В  общее  употребление  слово  И.  стало
входить с конца прошлого и начала нынешнего столетия,  главным  образом,
благодаря Шиллеру.
   Вл. С.
   Идеализм, -ист (от греч. через лат. idealis) - имеет много различных,
но связанных между собою значений,  которые  могут  быть  расположены  в
последовательный ряд по мере углубления понятия. 1) В самом обыкновенном
и поверхностном смысле под И. разумеют наклонность к более высокой,  чем
следует,  оценке  лиц  и  жизненных  явлений,  т.   е.   к   идеализации
действительности; так  идеалистом  называют,  напр.,  человека,  который
верит в доброту и честность  всех  своих  ближних  и  старается  все  их
поступки  объяснять  достойными  или,   по   крайней   мере,   невинными
побуждениями; в этом значении И. есть почти синоним оптимизма. 2)  Далее
И. называется преобладание у кого-либо  общих  интересов  над  частными,
умственных и нравственных - над материальными. 3)  Сродный  с  этим,  но
более глубокий смысл получает И.,  когда  им  обозначается  сознательное
пренебрежение реальными практическими условиями жизни вследствие веры  в
могущество и торжество высших начал нравственного или духовного порядка.
Указанные  три  вида  принадлежат  к  И.  психологическому,  выражающему
известное   душевное   настроение    и    субъективное    отношение    в
действительности  практической.  Далее   следуют   различные   типы   И.
собственно   философского,   представляющего   некоторое   теоретическое
отношение ума к действительности, как мыслимой. 4) И. Платоновского  или
дуалистического  типа,  основанный  на  резком   противоположении   двух
областей  бытия:  мира  умосозерцаемых  идей,  как  вечных  и   истинных
сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия  текущего  неуловимого,
только кажущегося, лишенного внутренней силы  и  достоинства;  при  всей
призрачности  видимого  бытия,  оно  имеет,  однако,  в   этой   системе
самостоятельную  основу,  независимую  от  мира  идей,  именно  материю,
представляющую нечто среднее между бытием и  небытием.  5)  Этот  осадок
реализма  окончательно  уничтожается  в  И.  Берклеевского  типа;  здесь
единственною основою всего  признается  бытие  духовное,  представляемое
божеством с  одной  стороны  и  множеством  тварных  умов  -  с  другой;
действием  первого  на  последних  возникают  в  них   ряды   и   группы
представлений или идей (в  англо-французском  смысле  этого  слова;  см.
ниже), из коих некоторые более яркие, определенные и  сложные  суть  то,
что называется телами или вещественными предметами; таким  образом  весь
физический мир существует только в идеях ума или умов,  а  материя  есть
только пустое  отвлечение,  которому  лишь  по  недоразумению  философов
приписывается самостоятельная реальность. Эти два  вида  И.  (Платона  и
Берклея) обозначаются иногда как И. догматический, так как он основан на
известных  положениях  о  сущности  вещей,  а  не   на   критике   наших
познавательных способностей. С такою критикою связан 6) И. англ.  школы,
своеобразно сочетавшийся с эмпиризмом и сенсуализмом. Эта  точка  зрения
отличается  от  Берклеевской  тем,  что  не  признает  никаких  духовных
субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических
явлений; все существующее сводится здесь к  рядам  ассоциированных  идей
или  состояний  сознания  без  особых  субъектов,  как  и  без  реальных
объектов. Этот взгляд, вполне развитый лишь в нашем веке (Миллем), уже в
прошлом (у Юма) обнаружил свою несовместимость с каким  бы  то  ни  было
достоверным познанием. Чтобы предотвратить роковой для науки  скептицизм
Юма,  Кант  предпринял   свою   критику   разума   и   основал   7)   И.
трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир  явлений,  кроме
зависимости своей от эмпирического материала  ощущений  определяется,  в
своем качестве познаваемого, внутренними  априорными  условиями  всякого
познания,  именно  формами  чувственности  (пространством  и  временем),
категориями рассудка  и  идеями  разума;  таким  образом,  все  предметы

Страницы: «« « 1106   1107   1108   1109   1110   1111   1112   1113   1114  1115   1116   1117   1118   1119   1120   1121   1122   1123   1124  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь