Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1107   1108   1109   1110   1111   1112   1113   1114   1115  1116   1117   1118   1119   1120   1121   1122   1123   1124   1125  » »»

доступны нам лишь  своею  идеальною  сущностью,  определяемою  функциями
нашего познающего субъекта, самостоятельная же, реальная основа  явлений
лежит за пределами познания (мир  вещи  в  себе,  Ding  an  sich).  Этот
собственно Кантовский И. называется критическим; дальнейшее его развитие
породило три новые  вида  трансцендентального  И.:  8)  субъективный  И.
Фихте, 9) объективный И. Шеллинга и 10) абсолютный  И  Гегеля.  Основное
различие  между  этими  четырьмя  видами  трансцендентального  И.  может
выясниться по отношению к главному вопросу о реальности  внешнего  мира.
По Канту,  этот  мир  не  только  существует,  но  и  обладает  полнотою
содержания,  которое,  однако,  по  необходимости   остается   для   нас
неведомым. У Фихте внешняя  реальность  превращается  в  бессознательную
границу, толкающую трансцендентальный  субъект,  или  я  к  постепенному
созиданию своего,  вполне  идеального,  мира.  У  Шеллинга  эта  внешняя
граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова  (Urgrund
и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни
объект, а тожество  обоих.  Наконец,  у  Гегеля  упраздняется  последний
остаток внешней  реальности,  и  всемирный  процесс,  вне  которого  нет
ничего,   понимается   как   безусловно    имманентное    диалектическое
самораскрытие  абсолютной  идеи.  Общее  суждение  о   философском   И.,
сказавшем  свое  последнее  слово  в  гегельянстве,  может  ограничиться
указанием, что противоречие между идеальным и реальным, между внутренним
и внешним, мышлением и бытием и т. д. упразднено здесь  односторонне,  в
сфере чистого мышления, т. е. все примирено только в отвлеченной  мысли,
а не на деле. Эта непреложная граница  философского  И.  есть,  впрочем,
граница самой философии, которая в гегелевской системе  напрасно  хотела
стать  на  место  всего.  Для  действительного  оправдания   И.   должно
обратиться к деятельному, практическому осуществлению  абсолютной  идеи,
т. е. истины, в человеческой и мировой жизни.
   Владимир Соловьев.
   Идеология - метафизическая философия, понимаемая как учение об идеях.
см. Destutt de  Tracy,  "Elements  d'ideologie"  1801  -  15).  К  этому
направлению  примыкает  школа  Кузена.  Слово  И.  в  этом  значении  не
сохранилось в философской терминологии. Более  употребительно  (особенно
во Франции) другое значение, введенное  Наполеоном  I,  который  называл
идеологами всех тех, которые на  какихнибудь  принципиальных  основаниях
противились практическим требованиям текущей политики.
   Вл. С.
   Идея. - В древней философии так обозначается умопостигаемая и  вечная
сущность предмета  в  противоположность  его  чувственному,  преходящему
явлению. У Канта И. есть априорное понятие чистого разума, не отвечающее
никакому внешнему  предмету,  но  выражающее  функцию  самого  разума  -
завершать  высшим  единством  всякое  рассудочное  познание.  У   Гегеля
своеобразно соединяются оба эти главные смысла слова И.  с  упразднением
их  ограниченности:  его  И.  есть  Платоновская  сущность,  но  не  вне
процесса, а в нем самом, и вместе с тем это Кантовское  понятие  чистого
разума, но не лишенное бытия, а создающее всякое бытие в себе и из себя.
У  английских  и  французских  философов,   не   подчинившихся   влиянию
кантианства и гегельянства, И. сохранила чисто психологическое значение:
идеями называются здесь не только все общие отвлеченные  понятия,  но  и
простые представления.
   Вл. С.
   Идиллия (от греческого  слова  "эйдиллион",  буквально  -  "маленькая
картина").  Под  И.  подразумевается  род  искусственной  (не  народной)
поэзии, средний между эпосом и лирикой, иногда с  присоединением  драмы.
Содержание И. составляют  настроения,  мысли  и  обыденный  быт  простых
людей,  приходящих  в  непосредственное  общение  и  соприкосновение   с
природой. И. иногда называется пастушеской или  "буколической  поэзией";
это неточно, так как содержание И. пастушеским бытом  не  исчерпывается.
Сюжет  всякой  И.  дает  поэту  возможность  провести  параллель   между
утонченной жизнью города и деревенским образом жизни, а также  -  делать
воззвание к возвращении горожанина на лоно природы в к естественности  в
сфере людских  отношений.  Идиллия  возникает  позднее  остальных  родов
литературы. Зачатки И. мы встречаем в литературе восточных народов.  Уже
в  Библии  попадаются  книги  с   оттенком   идиллическим   (Руфь)   или
буколическим (Песнь Песней). И. в более самостоятельном виде  появляется
в позднейший период индийской литературы, у поэтов Калидасы и  Джаядевы.
Калидаса, живший около 50 г.  до  Р.  Хр.,  написал  лирический  сборник
"Ритусангара" (Времена года),  в  котором  рисовал  картинки  природы  и
сельского быта. "Сакунтала" Калидасы  может  быть  названа  идиллической
драмой.  Джаядева,  поэт  XII  в.  по  Р.  Хр.,  в  идиллической   поэме
"Гитаговинда", изобразил историю любви бога  Кришны  к  пастушке  Радхе;
слог поэмы напоминает Песнь Песней. В китайской поэзии времени  династии
Тангов известны лирики Туфу и Литайпе,  выказавшие  особенную  любовь  к
природе и настроениям ею вызываемыми В истории арабской литературы после
Магомета прославились своими И. поэты ИбнДорейд (ум. 933  г.)  и  Тиграи
(ум. 1119). И., как самостоятельный род поэзии, развилась  в  Греции,  в
позднейший,  александрийский  период  литературы,   когда,   с   потерей
политической  и  национальной  свободы,  в  поэзии   стали   преобладать
индивидуалистические  мотивы.   Одновременно   с   эротической   лирикой
появилась И., зачатки которой давно уже таились в  народном  творчестве.
Дорийские пастухи в Сицилии сыздавна имели свою поэзию  пастушескую  или
буколическую (от "буколос" -  пастух),  изобретателем  которой  считался
полумифический пастух Дафнис. Эта поэзия изображала судьбы  Дафниса  или
обычные, чаще всего эротические, настроения пастухов; буколические песни
пелись с обрядами на сельских празднествах в честь Артемиды,  с  мимикой
и, значит, с примесью драматического  элемента.  Уже  сицилийский  лирик
Стезихор (ок. 610 до  Р.  Хр.)  подражал  пастушеским  песням,  воспевая
любовь и  трагическую  смерть  Дафниса.  Мастерски  воспользовался  этим
народным творчеством Феокрит Сиракузский, живший  в  III  в.  до  Р.  X.
Феокриту принадлежит до 30 И., в которых он рисует жанровые картинки  из
быта пастухов и низших классов населения, иногда - богов. Порой  Феокрит
воспевает   элегическое   настроение   пастуха,   отвергнутого   суровой
деревенской красавицей; порой - он передает в поэтической форме разговор
двух жнецов: влюбленного юноши  и  положительного  крестьянина,  который
смеется над товарищем, советуя ему лучше работать, чем мечтать.  Юмор  и
грация идут у Феокрита  рука  об  руку;  он  одновременно  и  наивен,  и
утонченен. Весьма важным элементом И. Феокрита является  их  народность.
Как род поэзии, И. Феокрита - нечто среднее  между  эпосом  и  драмой  и
может служить примером "мима", представителем которого  был  современник
Еврипида,  Софрон,  служивший  образцом   для   Феокрита.   Софрон   был

Страницы: «« « 1107   1108   1109   1110   1111   1112   1113   1114   1115  1116   1117   1118   1119   1120   1121   1122   1123   1124   1125  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь