Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1281   1282   1283   1284   1285   1286   1287   1288   1289  1290   1291   1292   1293   1294   1295   1296   1297   1298   1299  » »»

"Кордуниаш", они скоро слились с населением и  впоследствии  стали  даже
носить семитические имена (напр.  Рамманшум-иддин,  Мардук-абал-иддин  в
XIII в.). Оба элемента  до  такой  степени  ассимилировались,  что  даже
Библия  называет  Нимрода  сыном  Куша  -  эпонима  К.,   смешанного   с
африканским Кушем не только здесь, но и у классиков, и  у  многих  новых
историков. Вероятно, в этом же смешении можно искать ключа к темным  для
нас "эфиопским" историям у древних авторов;  новые  авторы  обязаны  ему
"кушитской теорией". -  На  родине  К.  остались  варварами;  против  их
разбоев Синахерим в 702 г. предпринял  экскурсию.  См.  Delitzsch,  "Die
Sprache d. Kossaer" (1884, устарело); Oppert,  "Zeitschrift  f.  Assyr."
(Ill, 421); Lehmann (ibid.). Б. T.
   Кастор - брат Поллукса, один из Диоскуров.
   Кастрация,   оскопление,   холощение   -   хирургическая    операция,
производимая у мужчин и женщин при злокачественных  опухолях  яичек  или
яичников. У здоровых людей, помимо изуверных сект, в настоящее время  К.
практикуется ещ„ в Турции для приготовления евнухов, хранителей гаремов.
Последние доставляются также из  Египта,  где,  по  Литре-Робину,  копты
(христиане) оскопляют  мальчиков  негров  в  возрасте  от  6  до  9  лет
следующим варварским способом: они  отрезают  целиком  наружный  половые
части, на рану наливают кипящее масло, насыпают на не„ порошок алканного
корня, вводят в остаток мочеиспускательного канала трубочку  и  зарывают
этих мальчиков по пояс в  песок  на  первые  24  часа;  излечение  затем
выжидается под повязкой с мазью из  глины  с  маслом.  Из  оперированных
четвертая часть погибает. У кастрированных мальчиков борода не вырастает
а лицо сохраняет нечто женственное.
   Б. А. Окс.
   В настоящее время кастрация производится у домашних  животных  или  с
врачебною целью, или же для более совершенной эксплуатации животного;  в
первом  случае  она  является  положительно  необходимою  при  ущемлении
паховой грыжи у жеребцов, при  водяночной  грыже,  при  нарыве  придатка
яичка и пр. К. требуется также для усмирения слишком свирепых животных -
бешеных жеребцов, быков и т. п.  Самки,  болезненно-похотливые,  требуют
вырезывания яичников (овариотомия). Для кавалерийских  лошадей  К.  тоже
является необходимостью, чтобы сделать их более спокойными для строя и в
виду того, что 1/3 ремонта допускается из кобыл. Рогатый  скот,  свиней,
домашнюю птицу  кастрируют  с  целью  сделать  их  более  податливыми  к
скорейшему откармливанию. Заводское искусство требует этой операции  для
устранения возможности оплодотворения  маток  самцами,  могущими  своими
качествами испортить породу. У некоторых  животных  после  кастрирования
мясо изменяет вкус (бараны, быки) и шерсть становится обильнее и  тоньше
(баранывалухи). Кастрированные  петухи  -  "каплуны"  -  быстро  жиреют.
Холощ„нные в раннем возрасте самцы сильно изменяют свой вид и становятся
похожими на самок. К. производится, преимущественно, над  самцами  и  не
представляет большой опасности; у самок она трудна и  опасна  для  жизни
животного. Лучшим временем года для холощения считается весна  и  осень.
Животное должно  быть  здорово  и  хорошо  упитано.  Наиболее  пригодный
возраст этой операции: для жеребцов 4 - 5 лет, хотя  в  последнее  время
многие ученые предлагают холостить в раннем возрасте,  как  для  лучшего
исхода операции,  так  и  в  видах  коневодства;  быков,  если  животное
назначено для убоя ещ„ теленком до года, холостят 2 - 3 месяцев и в этом
случае они очень быстро жиреют, если же их приготовляют к работе - то 18
- 20 месяцев. Ягнят кастрируют в конце первого месяца их  жизни,  иногда
же оставляют до 6 месяцев; боровов кастрируют в возрасте 2 - 6  месяцев,
петухов же на 3 - 5  месяце.  Методов  К.  самцов  весьма  много;  самый
употребительный - лещетками, часто заменяемый в новейшее время  способом
с помощью инструмента экразера и способом наложения  лигатуры.  Операция
эта была известна в глубокой древности: египтяне,  израильтяне  и  греки
уже знали различные методы е„ производства, оставшиеся у коновалов ещ„ и
до настоящего времени.
   А. С.
   Каста (от португальского casta выражающего  понятие  санскр.  термина
jati=рождение, род, сословие) - общеупотребительное у  всех  европейских
народов название многочисленных подразделений (сословий, даже плем„н или
рас), на которые распадается  туземное  население  Остиндии  с  глубокой
древности. Отличительным признаком  индийского  кастового  устройства  в
представлении европейцев является строгая  замкнутость  отдельных  К.  и
резкая их обособленность друг от друга. В этом смысле нередко говорят  о
"кастовом" духе или  "кастовой"  нетерпимости  тех  или  других  классов
европейского  общества.  Нужно,   однако,   заметить,   что   упомянутая
обособленность индийских К. была не всегда так неумолима и  строга,  как
е„ изображают (в теории и идеале) индийские законодатели, большею частью
довольно позднего периода. В ведийском древнейшем периоде К.  несомненно
ещ„ не существовали и начали возникать только во  второй  его  половине,
когда арийцы, оставив Пенджаб, подвинулись дальше на ЮВ в долину  Ганга.
При этом передвижении им пришлось встретиться  с  неарийскими  исконными
обитателями и оспаривать у них владычество над страной. Арийцы  победили
и  покорили  ч„рное  туземное  население,  принадлежавшее  к  низшей  (в
культурном и этнографическом отношениях) расе. Отношения  победителей  к
побежд„нным и явились зерном, из которого развился весь кастовый  строй.
В  древнейшем  ведийском  периоде,  при  однородности   этнографического
состава (вероятно - ещ„ небольшого) арийского народа ведийских  индусов,
не было никаких внешних поводов к развитию К. Не было в К. необходимости
и в то время, когда арийцы и не арийцы находились  в  положении  воюющих
сторон: на поле битвы все равны,  и  есть  только  враг,  которого  надо
сломить и уничтожить. Только тогда, когда война окончена, и  победители,
вступая в мирное владение  страной,  входят  в  постоянные  отношения  с
покоренными  автохтонами,  начинает   вырабатываться   известный   modus
vivendi, обязательный для  обеих  сторон.  Пришельцы-победители  считают
себя за высшую расу и тщательно охраняют  себя  от  смешения  с  низшей,
покор„нной. Таким образом, в основе К. лежит  этнографическое  различие,
которое арийцы-завоеватели старались сохранить и  поддержать,  установив
принцип  полной  своей  обособленности.  Впоследствии,  подобно   другим
культурным  институтам,  кастовый  строй  становится  священным,  и  ему
приписывается божественное происхождение. Так,  в  позднейшей  индийской
мифологии высшая К. - брахманы  -  выводится  из  уст  Брахмы,  воины  -
Кшатрии - из его рук, купцы - Вайшья - из  б„дер,  а  ремесленная  К.  -
Шудры  -  из  ступней  Брахмы.  Сомнительно,   однако,   чтобы   принцип
разграничения двух различных народностей мог  быть  строго  провед„н  на
практике даже в древнейшие времена арийского господства  в  сев.  Индии.
Смешанные браки (законные  и  незаконные)  вс„таки  были  неизбежны;  по

Страницы: «« « 1281   1282   1283   1284   1285   1286   1287   1288   1289  1290   1291   1292   1293   1294   1295   1296   1297   1298   1299  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь