Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1281 1282 1283 1284 1285 1286 1287 1288 1289 1290 1291 1292 1293 1294 1295 1296 1297 1298 1299 » »» "Кордуниаш", они скоро слились с населением и впоследствии стали даже носить семитические имена (напр. Рамманшум-иддин, Мардук-абал-иддин в XIII в.). Оба элемента до такой степени ассимилировались, что даже Библия называет Нимрода сыном Куша - эпонима К., смешанного с африканским Кушем не только здесь, но и у классиков, и у многих новых историков. Вероятно, в этом же смешении можно искать ключа к темным для нас "эфиопским" историям у древних авторов; новые авторы обязаны ему "кушитской теорией". - На родине К. остались варварами; против их разбоев Синахерим в 702 г. предпринял экскурсию. См. Delitzsch, "Die Sprache d. Kossaer" (1884, устарело); Oppert, "Zeitschrift f. Assyr." (Ill, 421); Lehmann (ibid.). Б. T. Кастор - брат Поллукса, один из Диоскуров. Кастрация, оскопление, холощение - хирургическая операция, производимая у мужчин и женщин при злокачественных опухолях яичек или яичников. У здоровых людей, помимо изуверных сект, в настоящее время К. практикуется ещ„ в Турции для приготовления евнухов, хранителей гаремов. Последние доставляются также из Египта, где, по Литре-Робину, копты (христиане) оскопляют мальчиков негров в возрасте от 6 до 9 лет следующим варварским способом: они отрезают целиком наружный половые части, на рану наливают кипящее масло, насыпают на не„ порошок алканного корня, вводят в остаток мочеиспускательного канала трубочку и зарывают этих мальчиков по пояс в песок на первые 24 часа; излечение затем выжидается под повязкой с мазью из глины с маслом. Из оперированных четвертая часть погибает. У кастрированных мальчиков борода не вырастает а лицо сохраняет нечто женственное. Б. А. Окс. В настоящее время кастрация производится у домашних животных или с врачебною целью, или же для более совершенной эксплуатации животного; в первом случае она является положительно необходимою при ущемлении паховой грыжи у жеребцов, при водяночной грыже, при нарыве придатка яичка и пр. К. требуется также для усмирения слишком свирепых животных - бешеных жеребцов, быков и т. п. Самки, болезненно-похотливые, требуют вырезывания яичников (овариотомия). Для кавалерийских лошадей К. тоже является необходимостью, чтобы сделать их более спокойными для строя и в виду того, что 1/3 ремонта допускается из кобыл. Рогатый скот, свиней, домашнюю птицу кастрируют с целью сделать их более податливыми к скорейшему откармливанию. Заводское искусство требует этой операции для устранения возможности оплодотворения маток самцами, могущими своими качествами испортить породу. У некоторых животных после кастрирования мясо изменяет вкус (бараны, быки) и шерсть становится обильнее и тоньше (баранывалухи). Кастрированные петухи - "каплуны" - быстро жиреют. Холощ„нные в раннем возрасте самцы сильно изменяют свой вид и становятся похожими на самок. К. производится, преимущественно, над самцами и не представляет большой опасности; у самок она трудна и опасна для жизни животного. Лучшим временем года для холощения считается весна и осень. Животное должно быть здорово и хорошо упитано. Наиболее пригодный возраст этой операции: для жеребцов 4 - 5 лет, хотя в последнее время многие ученые предлагают холостить в раннем возрасте, как для лучшего исхода операции, так и в видах коневодства; быков, если животное назначено для убоя ещ„ теленком до года, холостят 2 - 3 месяцев и в этом случае они очень быстро жиреют, если же их приготовляют к работе - то 18 - 20 месяцев. Ягнят кастрируют в конце первого месяца их жизни, иногда же оставляют до 6 месяцев; боровов кастрируют в возрасте 2 - 6 месяцев, петухов же на 3 - 5 месяце. Методов К. самцов весьма много; самый употребительный - лещетками, часто заменяемый в новейшее время способом с помощью инструмента экразера и способом наложения лигатуры. Операция эта была известна в глубокой древности: египтяне, израильтяне и греки уже знали различные методы е„ производства, оставшиеся у коновалов ещ„ и до настоящего времени. А. С. Каста (от португальского casta выражающего понятие санскр. термина jati=рождение, род, сословие) - общеупотребительное у всех европейских народов название многочисленных подразделений (сословий, даже плем„н или рас), на которые распадается туземное население Остиндии с глубокой древности. Отличительным признаком индийского кастового устройства в представлении европейцев является строгая замкнутость отдельных К. и резкая их обособленность друг от друга. В этом смысле нередко говорят о "кастовом" духе или "кастовой" нетерпимости тех или других классов европейского общества. Нужно, однако, заметить, что упомянутая обособленность индийских К. была не всегда так неумолима и строга, как е„ изображают (в теории и идеале) индийские законодатели, большею частью довольно позднего периода. В ведийском древнейшем периоде К. несомненно ещ„ не существовали и начали возникать только во второй его половине, когда арийцы, оставив Пенджаб, подвинулись дальше на ЮВ в долину Ганга. При этом передвижении им пришлось встретиться с неарийскими исконными обитателями и оспаривать у них владычество над страной. Арийцы победили и покорили ч„рное туземное население, принадлежавшее к низшей (в культурном и этнографическом отношениях) расе. Отношения победителей к побежд„нным и явились зерном, из которого развился весь кастовый строй. В древнейшем ведийском периоде, при однородности этнографического состава (вероятно - ещ„ небольшого) арийского народа ведийских индусов, не было никаких внешних поводов к развитию К. Не было в К. необходимости и в то время, когда арийцы и не арийцы находились в положении воюющих сторон: на поле битвы все равны, и есть только враг, которого надо сломить и уничтожить. Только тогда, когда война окончена, и победители, вступая в мирное владение страной, входят в постоянные отношения с покоренными автохтонами, начинает вырабатываться известный modus vivendi, обязательный для обеих сторон. Пришельцы-победители считают себя за высшую расу и тщательно охраняют себя от смешения с низшей, покор„нной. Таким образом, в основе К. лежит этнографическое различие, которое арийцы-завоеватели старались сохранить и поддержать, установив принцип полной своей обособленности. Впоследствии, подобно другим культурным институтам, кастовый строй становится священным, и ему приписывается божественное происхождение. Так, в позднейшей индийской мифологии высшая К. - брахманы - выводится из уст Брахмы, воины - Кшатрии - из его рук, купцы - Вайшья - из б„дер, а ремесленная К. - Шудры - из ступней Брахмы. Сомнительно, однако, чтобы принцип разграничения двух различных народностей мог быть строго провед„н на практике даже в древнейшие времена арийского господства в сев. Индии. Смешанные браки (законные и незаконные) вс„таки были неизбежны; по Страницы: «« « 1281 1282 1283 1284 1285 1286 1287 1288 1289 1290 1291 1292 1293 1294 1295 1296 1297 1298 1299 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |