Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1282   1283   1284   1285   1286   1287   1288   1289   1290  1291   1292   1293   1294   1295   1296   1297   1298   1299   1300  » »»

закону Ману, индус может брать себе в ж„ны женщин из своей  и  из  любой
низшей касты, но в его К. остаются только дети первой жены из одинаковой
с ним К., а дети ж„н из других низших К. попадают в презренные смешанные
К. Таким образом, арийская кровь вс„-таки проникала в  жилы  неарийского
населения, возвышая и облагораживая его. С другой стороны, арийцы, белые
пришлецы   из   северной,   более    умеренной    страны,    не    могли
акклиматизироваться в жаркой, тропической Индии и должны были  вымирать,
уступая место низшей, но  более  выносливой  в  климатическом  отношении
расе. Из смешанного потомства также выживали  лучше  те,  в  ком  больше
текло неарийской крови. В  результате  современное  индусское  население
Индии представляет более или  менее  однородный  продукт  смешения  двух
(точнее  трех)  рас,  которое   не   могло   быть   задержано   никакими
законодательными  и   социальными   учреждениями   в   роде   замкнутых,
обособленных К.  Этим  объясняется  тот  факт,  что  в  настоящее  время
большинство  высших,  "дважды  рожденных"  К.  -  брахманов,   раджпутов
(прежних кшатриев) и вайшья - не  отличается  ничем  особенным  в  цвете
кожи, строении тела и черепа от большой массы народонаселения, вовсе  не
претендующей на арийское происхождение. С другой стороны,  среди  низших
К.,  напр.  земледельцев   и   пастухов,   встречаются   нередко   типы,
приближающиеся, по красоте черт лица, форм тела и светлому цвету кожи, к
арийскому  идеалу  красоты.  Таким  образом,  К.   оказались   бессильны
остановить слияние двух различных рас и  мало-помалу  из  демаркационной
линии  между  белой  и  ч„рной  расой   превратились   в   установление,
стремившееся помешать примеси  ч„рной  крови  к  белой  (кастовый  строй
средневековой Индии милостивее к детям,  рожд„нным  от  высшего  отца  и
низшей матери, чем к плодам браков с обратным отношением), а в ещ„ более
поздние времена утратили и  это  значение  и  получили  скорее  характер
замкнутых корпораций или цехов, с  строго  определенным  родом  занятий.
Буддизм разрушил на время ореол святости, окружавший учреждение  К.,  но
самый институт продолжал существовать,  и  влияние  буддизма  отразилось
только  в  ослаблении  чрезмерного  преобладания  К.  брахманов.  Ислам,
утвердившийся  в  сев.  Индии,  в  свою  очередь,  расшатал  и   ослабил
перегородки К., но не  мог  уничтожить  их;  в  мусульманской  Индии  К.
вс„-таки  сохранились,  обратившись  в  цехи  профессионалистов.  Только
христианство категорически восстало против К., но его миссионеры  должны
были мириться с закоренелыми общественными  привычками,  так  что  среди
христиан  туземцев  К.  доселе  продолжают  существовать.   Разнообразие
занятий повлекло за собой в Индии, как и в  других  странах,  разделение
общества  на  отдельные  классы  по   роду   занятий;   наследственность
какого-либо занятия в известном  роду,  наблюдаемая  часто  и  в  других
странах, сначала узаконенная государством  и  освящ„нная  затем  обычным
правом, при наличности готовых кастовых рамок  приняла  характер  К.  Но
число К. и  их  членов  среди  ремесленников,  сравнительно  с  высокими
цифрами у брахманов, земледельцев, пастухов и слуг (более  древние  К.),
гораздо меньше. Современные отношения  К.,  таким  образом,  совсем  уже
другие, чем в древности, и представляют  в  различных  местностях  Индии
более или менее крупные  колебания  и  различия.  В  общем  от  древнего
кастового  устройства,  с  его  четырьмя  главными  К.,  сохранилась   в
известной чистоте только одна  главная  К.  -  брахманов.  К.  кшатриев,
заменяемая теперь так называемыми тхакурами (Thakur) и раджпутами, часто
подвергалась коренному обновлению и дала многочисленные отпрыски в  лице
самых низших К.,  члены  которых,  на  вопрос  о  происхождении,  всегда
уверяют, что они "тхакуры" в том или другом отношении.  Две  другие  К.,
по-видимому, также очень рано распались дав начало массе отдельных новых
К., недавнее происхождение которых нередко  очевидно  из  их  персидских
названий. К литературе предмета, указанной в упомянутой статье,  следует
прибавить обстоятельную статью о  новых  К.  Шлагинтвейта:  "Ostindische
Kasten in der Gegenwart" ("Zeitschr. d. deut.  Morgenland.  Gesellsch.",
XXXIII,  1879),  где  приведены  выдержки  из  малодоступных  в   Европе
индийских  официальных  изданий  и  подробная  статистика  К.  См.   ещ„
прекрасные статьи Сенара, в "Revue  des  deux  Mondes"  (1894);  Risley,
"Tribes and Castes of  Bengal";  Sherring,  "Hindu  tribes  and  Castes"
(Кальк. 1880); Hopkins, "The mntual relation ot the 4  castes  according
to the Manavadharmacastram" (Лпц., 1881); W.  Hunter,  "Orissa"  (Лонд.,
1872); Dalton, "Descriptive Ethnology of Bengal" (Кальк.,  1872);  Ochs,
"Die Kaste in Ostindien" (Базель, 1860); Dubois, "Manners and Customs of
People of India" (Л., 1817); Kitts, "A  compendium  of  the  castes  and
tribes found in India" (Бомбей, 1885; много нового); J. Muir, "Relations
ef the priests to the other classes of indian society in the Vedic  age"
("Journ.  of  Asiat.  Soc.",  1867);  Weber,  "Collectanea   ueber   die
Kastenverhaltnisse in den Brahmana und Sutra" ("Indische Studien", т. X,
1868). Туземные известия о происхождении  К.  собрал  и  разобрал  Muir:
"Original Sanscrit-Texts on tne Origin and  History  of  the  People  of
India" (Л., т. 1, 1869, 2 изд.) С. Б - ч.
   Касыда  -  форма  лирического  стихотворения,  выработанная  арабской
поэзией незадолго до  Мохаммеда.  По  преданию,  она  изобретена  поэтом
Мохальхалем, сыном Рабиэ: он написал первую К., в память умершего своего
брата Колейба. К.  сменила  собой  "реджез",  отличаясь  от  него  и  по
содержанию, и по форме. Реджез - стихотворение вполне лирическое, К.  же
допускает описание природы, женской красоты, нравов и  т.  п.  эпический
элемент. По форме, К. представляет длинную нить  стихов,  оканчивающихся
всегда на одну какую-нибудь неизменную рифму.  Каждый  стих  состоит  из
двух полустиший, прич„м рифмуется только второе полустишие. Точно так же
построена и газель, но она не может быть длиннее 13 стихов, а К.  всегда
отличается длиной. Из арабской поэзии К. перешла и  в  персидскую,  и  в
турецкую. Ориенталисты  очень  часто,  хотя  не  точно,  переводят  "К."
термином "элегия". См. Ahlwardt, "Ueber Poesie  u.  Poetik  der  Araber"
(Гота, 1856). A. E. K.
   Каталани  (Catalani,  по  мужу  Valabregue,  Angelica)  -  знаменитая
итальянская певица (1779 - 1849), обязанная громадным  успехом  во  всей
Европе феноменальному голосу (сопрано), черезвычайно красивого и чистого
тембра,  доходившему  до  редкой  высоты  (соль   в   третьей   октаве).
Колоратурное  пение  К.  отличалось  большою  л„гкостью,   уверенностью,
чистотой. В виртуозных пьесах бравурного характера К. не имела соперниц.
Громадный успех К. имела в Париже и в  особенности  в  Лондоне,  где  е„
гонорар за один сезон в театре достиг, в 1806 г., 180  тысяч  франков  -
цифры небывалой для того  времени.  При  Людовике  XVIII  и  позднее  К.
управляла итальянской оперой в Париже. Концертировала, между прочим, и в
России. См. "Ueber madame Valabregue-Catalani" (Лейпциг, 1816), "Signora
Angelica Catalani" (Гамбург, 1819) и др.

Страницы: «« « 1282   1283   1284   1285   1286   1287   1288   1289   1290  1291   1292   1293   1294   1295   1296   1297   1298   1299   1300  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь