|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1282 1283 1284 1285 1286 1287 1288 1289 1290 1291 1292 1293 1294 1295 1296 1297 1298 1299 1300 » »» закону Ману, индус может брать себе в ж„ны женщин из своей и из любой
низшей касты, но в его К. остаются только дети первой жены из одинаковой
с ним К., а дети ж„н из других низших К. попадают в презренные смешанные
К. Таким образом, арийская кровь вс„-таки проникала в жилы неарийского
населения, возвышая и облагораживая его. С другой стороны, арийцы, белые
пришлецы из северной, более умеренной страны, не могли
акклиматизироваться в жаркой, тропической Индии и должны были вымирать,
уступая место низшей, но более выносливой в климатическом отношении
расе. Из смешанного потомства также выживали лучше те, в ком больше
текло неарийской крови. В результате современное индусское население
Индии представляет более или менее однородный продукт смешения двух
(точнее трех) рас, которое не могло быть задержано никакими
законодательными и социальными учреждениями в роде замкнутых,
обособленных К. Этим объясняется тот факт, что в настоящее время
большинство высших, "дважды рожденных" К. - брахманов, раджпутов
(прежних кшатриев) и вайшья - не отличается ничем особенным в цвете
кожи, строении тела и черепа от большой массы народонаселения, вовсе не
претендующей на арийское происхождение. С другой стороны, среди низших
К., напр. земледельцев и пастухов, встречаются нередко типы,
приближающиеся, по красоте черт лица, форм тела и светлому цвету кожи, к
арийскому идеалу красоты. Таким образом, К. оказались бессильны
остановить слияние двух различных рас и мало-помалу из демаркационной
линии между белой и ч„рной расой превратились в установление,
стремившееся помешать примеси ч„рной крови к белой (кастовый строй
средневековой Индии милостивее к детям, рожд„нным от высшего отца и
низшей матери, чем к плодам браков с обратным отношением), а в ещ„ более
поздние времена утратили и это значение и получили скорее характер
замкнутых корпораций или цехов, с строго определенным родом занятий.
Буддизм разрушил на время ореол святости, окружавший учреждение К., но
самый институт продолжал существовать, и влияние буддизма отразилось
только в ослаблении чрезмерного преобладания К. брахманов. Ислам,
утвердившийся в сев. Индии, в свою очередь, расшатал и ослабил
перегородки К., но не мог уничтожить их; в мусульманской Индии К.
вс„-таки сохранились, обратившись в цехи профессионалистов. Только
христианство категорически восстало против К., но его миссионеры должны
были мириться с закоренелыми общественными привычками, так что среди
христиан туземцев К. доселе продолжают существовать. Разнообразие
занятий повлекло за собой в Индии, как и в других странах, разделение
общества на отдельные классы по роду занятий; наследственность
какого-либо занятия в известном роду, наблюдаемая часто и в других
странах, сначала узаконенная государством и освящ„нная затем обычным
правом, при наличности готовых кастовых рамок приняла характер К. Но
число К. и их членов среди ремесленников, сравнительно с высокими
цифрами у брахманов, земледельцев, пастухов и слуг (более древние К.),
гораздо меньше. Современные отношения К., таким образом, совсем уже
другие, чем в древности, и представляют в различных местностях Индии
более или менее крупные колебания и различия. В общем от древнего
кастового устройства, с его четырьмя главными К., сохранилась в
известной чистоте только одна главная К. - брахманов. К. кшатриев,
заменяемая теперь так называемыми тхакурами (Thakur) и раджпутами, часто
подвергалась коренному обновлению и дала многочисленные отпрыски в лице
самых низших К., члены которых, на вопрос о происхождении, всегда
уверяют, что они "тхакуры" в том или другом отношении. Две другие К.,
по-видимому, также очень рано распались дав начало массе отдельных новых
К., недавнее происхождение которых нередко очевидно из их персидских
названий. К литературе предмета, указанной в упомянутой статье, следует
прибавить обстоятельную статью о новых К. Шлагинтвейта: "Ostindische
Kasten in der Gegenwart" ("Zeitschr. d. deut. Morgenland. Gesellsch.",
XXXIII, 1879), где приведены выдержки из малодоступных в Европе
индийских официальных изданий и подробная статистика К. См. ещ„
прекрасные статьи Сенара, в "Revue des deux Mondes" (1894); Risley,
"Tribes and Castes of Bengal"; Sherring, "Hindu tribes and Castes"
(Кальк. 1880); Hopkins, "The mntual relation ot the 4 castes according
to the Manavadharmacastram" (Лпц., 1881); W. Hunter, "Orissa" (Лонд.,
1872); Dalton, "Descriptive Ethnology of Bengal" (Кальк., 1872); Ochs,
"Die Kaste in Ostindien" (Базель, 1860); Dubois, "Manners and Customs of
People of India" (Л., 1817); Kitts, "A compendium of the castes and
tribes found in India" (Бомбей, 1885; много нового); J. Muir, "Relations
ef the priests to the other classes of indian society in the Vedic age"
("Journ. of Asiat. Soc.", 1867); Weber, "Collectanea ueber die
Kastenverhaltnisse in den Brahmana und Sutra" ("Indische Studien", т. X,
1868). Туземные известия о происхождении К. собрал и разобрал Muir:
"Original Sanscrit-Texts on tne Origin and History of the People of
India" (Л., т. 1, 1869, 2 изд.) С. Б - ч.
Касыда - форма лирического стихотворения, выработанная арабской
поэзией незадолго до Мохаммеда. По преданию, она изобретена поэтом
Мохальхалем, сыном Рабиэ: он написал первую К., в память умершего своего
брата Колейба. К. сменила собой "реджез", отличаясь от него и по
содержанию, и по форме. Реджез - стихотворение вполне лирическое, К. же
допускает описание природы, женской красоты, нравов и т. п. эпический
элемент. По форме, К. представляет длинную нить стихов, оканчивающихся
всегда на одну какую-нибудь неизменную рифму. Каждый стих состоит из
двух полустиший, прич„м рифмуется только второе полустишие. Точно так же
построена и газель, но она не может быть длиннее 13 стихов, а К. всегда
отличается длиной. Из арабской поэзии К. перешла и в персидскую, и в
турецкую. Ориенталисты очень часто, хотя не точно, переводят "К."
термином "элегия". См. Ahlwardt, "Ueber Poesie u. Poetik der Araber"
(Гота, 1856). A. E. K.
Каталани (Catalani, по мужу Valabregue, Angelica) - знаменитая
итальянская певица (1779 - 1849), обязанная громадным успехом во всей
Европе феноменальному голосу (сопрано), черезвычайно красивого и чистого
тембра, доходившему до редкой высоты (соль в третьей октаве).
Колоратурное пение К. отличалось большою л„гкостью, уверенностью,
чистотой. В виртуозных пьесах бравурного характера К. не имела соперниц.
Громадный успех К. имела в Париже и в особенности в Лондоне, где е„
гонорар за один сезон в театре достиг, в 1806 г., 180 тысяч франков -
цифры небывалой для того времени. При Людовике XVIII и позднее К.
управляла итальянской оперой в Париже. Концертировала, между прочим, и в
России. См. "Ueber madame Valabregue-Catalani" (Лейпциг, 1816), "Signora
Angelica Catalani" (Гамбург, 1819) и др.
Страницы: «« « 1282 1283 1284 1285 1286 1287 1288 1289 1290 1291 1292 1293 1294 1295 1296 1297 1298 1299 1300 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |