Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1289   1290   1291   1292   1293   1294   1295   1296   1297  1298   1299   1300   1301   1302   1303   1304   1305   1306   1307  » »»

тех  или  других  его  мнений  с  намерениями  и  видами  правительства,
объясняется в значительной  степени  публицистическим  его  талантом,  а
также  свободой,  с  которою  он,  в  противоположность  многим   другим
писателям, мог высказывать свои взгляды.
   Трудов, посвящ„нных оценке деятельности К., пока ещ„ очень немного  в
нашей литературе. Главные  из  них:  Любимов,  "М.  Н.  К."  (по  личным
воспоминаниям, СПб., 1889); Неведенский, "К. и его время" (СПб.,  1888).
Кроме того, в год смерти К. были помещены в разных повременных  изданиях
некрологи покойного публициста и отзывы о его деятельности (см.,  напр.,
общественную хронику в. ј 9 "Вестн. Европы" за 1887 г.). Из произведений
К. отдельно изданы, кроме вышеуказанных его  диссертаций,  два  сборника
его статей, помещавшихся в "Моск. Вед.": "М. Н. К., 1863 г." (М.,  1887)
и "М. Н. К., 1864 г." (М., 1887). И. А.
   Катманду (Khatmandoo, Kathmara)  -  столица  независимого  индийского
государства Непала, в гористой стране, под 27ё42' с. ш. тянется на  21/5
км. вдоль реки Вишнумати; много буддийских храмов и  дворец  непальского
раджи. Жителей 50000.
   Католикос (греч. kaJolikoV, вселенский) -  титул  верховных  иерархов
автокефальной  церкви  грузинской,  который  был  им  усвоен  вслед   за
приобретением этою церковью независимости от патриархата  антиохийского,
при царе Вахтанге Горгаслане (446 - 499). Когда груз.  церковь  вошла  в
состав церкви русской, высший Иерарх е„,  с  1811  г.,  стал  называться
екзархом. Неизвестно с точностью, с какого именно времени, но  не  позже
половины VI в., титул  К.  усвояется  также  верховному  Иерарху  церкви
армянской. Первым К. по присоединении Эчмиадзина к России  был  патриарх
Давид, за которым следовали патриархи-К.: Иоаннес до 1842 г.,  Нерсес  с
1843 до 1857 г., Матеос с 1858 до 1865 г., Кеворк IV с 1865 до 1882  г.,
Макарий с 1885 до 1891 г. и Мктрич Хримиан с 1892 г. Некоторое время  (в
V в.) К. назывался у сирийских несториан глава их  церкви.  Наконец,  по
словам  Константина   Багрянородного   (в   его   соч.   "О   церемониях
византийского двора"), это же название носил глава еретиков  в  Албании.
Н. Б - в.
   Катон (M. Porcius Cato), обыкновенно называемый,  в  отличие  от  К.,
современника Юлия Цезаря, Старшим (Major) и прозванный также  у  римских
писателей Цензором (Сеnsorius, Censor)  -  представляет  собой  одну  из
наиболее крупных фигур древнего Рима, и как государственный  деятель,  и
как писатель.  Происходя  из  плебейского  рода  Порциев,  родоначальник
которого вероятно занимался разведением свиней (porcus), К. Старший род.
в 234 г до Р. Хр. (620 от осн. Рима) в  Тускуле  и  пров„л  свою  юность
частью в сабинском  имении,  занимаясь  сельским  хозяйством,  частью  в
походах, частью выступая  на  римском  форуме  безвозмездным  защитником
обвиняемых. Уже 17 лет от роду  он,  сражаясь  с  Ганнибалом,  имел,  по
словам Плутарха, множество ран. В 204 г., получив квестуру, отправился с
П. Сципионом, позже прозванным Африканским, в  Сицилию,  а  в  следующем
году переправился с ним  в  Африку,  занимаясь  прикрытием  транспортных
судов при этой переправе. В 199 г. он получил должность эдила, в 198  г.
- претора, при ч„м для управления ему досталась  провинция  Сардиния;  в
195 г., не смотря на  строгое  преследование  им,  в  качестве  претора,
ростовщиков, которые были прогнаны им с о-ва Сардинии, он был  избран  в
консулы, вместе с своим земляком и  покровителем  Л.  Валерием  Флакком.
Усилия его, в качестве консула, помешать отмене  Оппиева  закона  против
роскоши остались без успеха. Получив в проконсульское управление ближнюю
(Citerior) Испанию, он одержал там немало побед, за что, по  возвращении
в Рим, был награжден триумфом. Он говорил, что завоевал в Испании больше
городов, чем сколько пробыл там дней. В 191 г.  он  принял,  в  качестве
легата Ман. Ацилия Глабриона, участие в войне с Антиохом  и  разбил  его
войско при Фермопилах. Возвратившись в Рим, он стал принимать деятельное
участие в заседаниях сената, в народных собраниях и в судебных делах.  В
сенате он заявил себя  особенно  противодействием  к  получению  разными
полководцами (Минуцием Фермом,  Ман.  Ацилием  Глабрионом,  М.  Фульвием
Нобилиором) триумфов. В 184 г. он получил, вместе с тем же  Л.  Валерием
Флакком, цензуру. В этой должности он  ознаменовал  себя  необыкновенною
строгостью: исключил семь сенаторов из сената  и,  между  ними,  бывшего
претора Манилия за то только,  что  тот  дн„м  и  в  присутствии  дочери
поцеловал свою жену; вычеркнул из  списка  всадников  несколько  лиц  по
маловажным предлогам (одного за толстоту, другого - за  шутку  во  время
цензорского смотра); особенно же ратовал против роскоши, облагая высоким
налогом женские украшения и  молодых  рабов  и  всюду  восставая  против
нарушения общественных интересов в пользу частных (напр. против  захвата
общественной земли при постройках и против злоупотребления общественными
водопроводами). И впоследствии он был деятельным защитником всякой меры,
направленной против порчи нравов, борясь всеми силами против  иноземного
(особенно греческого) влияния. Когда в 155 г.  прибыло  в  Рим  афинское
посольство, с философом Карнеадом во главе, и стало заметно действие его
на римскую молодежь, К. всячески старался о том, чтобы скорее спровадить
гостей восвояси. Его борьба против греческой образованности осталась без
результата; но непримиримая вражда к Карфагену, разрушения  которого  он
упорно не переставал требовать до  конца  жизни  (известно  его  обычное
изречение  в  сенате:  "Ceterum  censeo  Carthaginem  esse   delendam"),
принесла свои плоды,  хотя  самому  К.  и  не  было  суждено  дожить  до
осуществления своего желания. Резкость его характера и строгость к людям
нажили ему не мало врагов: поэтому, как свидетельствует Плиний  Старший,
он был 44 раза призываем к суду, но ни разу не был осужден. Умер  в  149
г. В римской литературе он имеет значение  ещ„  большее,  чем  в  госуд.
жизни. Он может быть назван основателем римской прозаической литературы,
которой он дал образцы и в красноречии, и в истории, и в  разных  других
видах, будучи бесспорно самым крупным прозаическим писателем  в  течение
всего  VI  ст.  Рима,  с  началом  которого  возникла   вообще   римская
словесность. Красноречие было теснейшим образом связано с политической и
вообще гражданской  жизнью  в  Риме  и  потому  существовало  в  Риме  с
древнейших времен государства; но только с К. оно становится искусством,
для которого требуется правильная подготовка. Несмотря на свою  нелюбовь
к грекам, К. изучил по их книгам теорию красноречия  и  составил  первую
римскую риторику.  Как  этим  руководством,  так  в  особенности  своими
речами,  где  теория  ораторского  искусства  прилагалась  к  делу,   К.
обнаружил огромное влияние на красноречие своего времени, равно как и на
последующих ораторов. После него осталось множество речей,  сказанных  в
сенате,  в  народных  собраниях  и  в  судах.  Во  времена  Цицерона  их
обращалось в публике  более  150,  и  знаменитый  оратор,  изучивший  их
внимательно, говорит (Brut., 17), что в них находятся  все  достоинства,

Страницы: «« « 1289   1290   1291   1292   1293   1294   1295   1296   1297  1298   1299   1300   1301   1302   1303   1304   1305   1306   1307  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь