Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1393   1394   1395   1396   1397   1398   1399   1400   1401  1402   1403   1404   1405   1406   1407   1408   1409   1410   1411  » »»

толкованию, делала, однако, его крайне  неудобным  для  последнего  рода
сделок, и они постепенно отливаются в другие формы К.
   2)   Реальный   К.   возникает   из   сделок   личного   доверия    и
благорасположения. Его первоначальные виды: бесформенный заем  (mutuum),
ссуда, поклажа  и  заклад,  т.  е.  сделки  по  преимуществу  дружеского
характера (при закладе  (pignus)  собственность  на  вещь  переходила  к
залогопринимателю; возврат обеспечивался только честным словом, Заклады,
поэтому, давались лицам, которым доверяли - друзьям и т. п.).  Сообразно
с  этим  распределяются   и   обязанности   сторон,   его   заключающих.
Обязательства дать деньги или вещи или принять их  на  хранение  нет  до
момента самой дачи или принятия; иначе говоря, обещания такой  дачи  или
принятия  не  обязательны.  Заклад   передачей   вещи   в   распоряжение
(собственность) кредитора отдавал ее в его руки лишь на его  совесть,  и
только позднейшее развитие права дает личный иск на возвращение  заклада
по уплате денег и уравнивает ответственность сторон. Лишь полная  утрата
вещи поклажепринимателем давала, в раннем периоде,  поклажедателю  actio
furti, потом actio depositi directa.  Создавая  неравные  отношения  для
сторон, но будучи проникнуты bona fides,  эти  договоры  все-таки  более
соответствовали  интересам  должников,  чем   совершенно   односторонний
формальный К. Отсюда позднейший рост реального К., охватившего  до  того
многочисленные виды договоров, что юристы отказались от их перечисления,
подведя  их  под  группу  "безымянных  реальных   К."   (contr.   reales
innominati), в противоположность вышеупомянутым прототипам их -  именным
реальным К. (с. r. nominati). Do ut des, do ut facias, facio  ut  des  и
facio ut facias - такова была  их  общая  формула;  все  они  оставались
договорами реального кредита. В этом их коренное отличие  от  позднейших
консенсуальных К.
   3) Консенсуальный  К.  есть  договор  взаимного  доверия  и  делового
личного кредита  вместе.  Его  основами  являются  взаимность  интересов
сторон и полное проведение начала доброй совести. Обмениваясь  взаимными
обещаниями исполнить те или иные действия, одно взамен  другого,  каждая
сторона полагается на честность своего  контрагента  и  основывает  свои
расчеты на взаимном интересе в договоре. Основанием  договора,  поэтому,
является здесь  простое  соглашение,  а  не  предварительное  исполнение
договора одною из сторон, как в реальном К., или строгая  форма,  как  в
стипуляции. Сила К., однако, не в  самых  словах  соглашения,  а  в  его
внутреннем  содержании  -  в  соответствии  эквивалентов,   обмениваемых
сторонами и оцениваемых по началам  доброй  совести.  Консенсуальный  К.
поэтому, всегда двусторонний договор и по существу договор взаимный,  т.
е. такой, исполнения которого  можно  требовать  лишь  тогда,  когда  со
стороны требующего исполнены его обязанности или существует готовность к
их исполнению. Только вследствие ранней привычки римлян облекать этот К.
в две стипуляции получилась та римская теория его,  которая  изложена  в
ст.  Двусторонний   договор.   Двусторонность   и   взаимность   создают
юридическое  равенство  сторон,  его  заключивших,   т.   е.   равенство
ответственности и ее оснований. В историческом  развитии  консенсуальный
К. является, поэтому, выражением вполне  развитого  и  свободного  строя
гражданского общества, построенного на обширном гражданском оборота и, в
противоположность реальному К., на прочном  личном  кредите.  В  римском
классическом праве он является новостью и, поэтому, не получает  полного
развития.  В   современном   праве   консенсуальный   К.,   наоборот   -
господствующий тип договора, окончательно вытесняющий реальный К. Теперь
заем, ссуда и другие виды реального К. заключаются простым  соглашением;
обещание действительно, а полное проникновение началом доброй совести  и
двусторонности   уравнивает   и   здесь   положение   сторон.   Новейшие
законодательства стремятся, напр., повысить ответственность ссудодателя,
поклажепринимателя и т.  д.  Господство  консенсуального  К.  не  ведет,
однако, к  полной  действительности  всякого  соглашения  в  современном
праве. Наличность определенного  содержания  и  взаимности  интересов  в
теперь является основным требованием консенсуального К., его основанием.
Сделки абстрактные, т.  е.  отрешенные  от  этого  основания,  и  теперь
защищаются, по большей части, лишь как договоры формальные.
   4) Литеральный К. является особенностью римской системы  обязательств
и  в  других  не  встречается,  тогда   как   три   вышеописанные   виды
констатируются  наукой  в  историческом  развитии  национального   права
Германии, Франции и Англии. Литерального К.  не  знает  уже  Юстинианово
законодательство. Он относится римскими источниками к  довольно  раннему
времени. Основой его является обычай ведения  домашних  приходорасходных
книг в Риме. Запись в такой книге о  выдаче  другому  лицу  определенной
суммы денег, по тому или иному поводу или основанию (какойнибудь  старый
договор), давала право  на  требование  ее  возвращения,  независимо  от
основания долга. Долг по литеральному К. есть, поэтому, всегда  долг  по
новации  какого-либо  старого  обязательства.  Запись  носила   название
transcriptio или nomen transcriptitium и имела форму expensilatio (т. е.
помещалась в отделе издержек). Ей соответствовала обыкновенно  запись  в
книгах должника в форме  аccерtilatio  (отд.  получений),  хотя  она  не
требовалась для действительности обязательства: достаточно было внесения
в книгу кредитора. Некоторые писатели думают, что  необходимо  было  для
действительности обязательства еще извещение должника и удостоверение  с
его стороны о правильности записи. По существу литеральный К. был  видом
формального К., строго односторонним, и рассматривался  как  К.  stricti
juris. Остальные вопросы,  касающиеся  литерального  К.,  по  недостатку
известий спорны. Ср. Муромцев, "Гражданское право  древнего  Рима"  (М.,
1883); Шулин, "Учебн. истории римск. права"  (русский  пер.,  М.  1893);
Cuq, "Institutions jaridiques des Romains".
   В. Нечаев.
   Контрапункт (ит. Contrapunto, неи. Contrapunkt, франц. Contrepoint) -
соединение нескольких мелодических самостоятельных голосов, отличающееся
полным благозвучием. Разница между гармонией  и  К.  та,  что  в  первой
голосоведение является следствием правильного чередования аккордов, а во
втором аккорды являются следствием совпадения нескольких самостоятельных
голосов. В гармонии на первом  плане  выбор  аккордов,  а  на  втором  -
голосоведение, не особенно рельефное. В К. на первом плане  рельефность,
самостоятельность  голосоведения,   а   на   втором   -   гармония.   К.
предшествовали орган (в конце Х ст.), параллельный (сочетание голосов  в
квартах, квинтах, октавах в прямом направлении), блуждающий (развился из
предыдущего,  вследствие  прибавления  других   интервалов),   фо-бурдон
(сочетание голосов преимущественно в секстах и квартах). Одновременно  с
последним развился дисканта, в котором  видны  попытки  придать  голосам
большую самостоятельность,  сообщая  им  противоположное  движение  (XII

Страницы: «« « 1393   1394   1395   1396   1397   1398   1399   1400   1401  1402   1403   1404   1405   1406   1407   1408   1409   1410   1411  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь