Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1394   1395   1396   1397   1398   1399   1400   1401   1402  1403   1404   1405   1406   1407   1408   1409   1410   1411   1412  » »»

ст.). С развитием нотного письма явилось слово К. К нотам данной мелодии
(Cantus firmus) приписывались ноты другой мелодии; нота (punctus)  одной
мелодии ставилась против ноты другой. Этот процесс сопоставления  нот  -
punctus contra punctam или нота (точка) против ноты (точки) - и  получил
название  К.  Сперва  развился  строгий  К.,  основанный  на  правильном
отношении всех мелодических голосов к  мелодии  баса.  В  таком  К.  все
голоса на сильных  временах  совпадают  с  басом  в  консонансах  или  в
приготовленных диссонансах (синкопа), имеющих правильное  разрешение  на
ступень вниз. На слабых временах допускаются тоже  консонансы  и  плавно
идущие диссонансы. Мелодия каждого голоса не может заключать в себе хода
на хроматический полутон, увеличенных и  уменьшенных  интервалов.  обеих
септим и большой сексты. Свободный К., развившийся позднее,  основан  не
только на контрапунктических, но и на  гармонических.  правилах.  В  нем
допускаются на сильных временах диссонирующие аккорды; движение  мелодии
гораздо свободнее, в ней только запрещены ходы на увеличенные  интервалы
и септимы. Как строгий, так и свободный К. делятся  на  простой  (всякое
правильное контрапунктическое сочетание) и  сложный,  в  котором  голоса
могут взаимно перемещаться при сохранении  полного  благозвучия,  т.  е.
каждый голос может быть перенесен на октаву или  другой  интервал  вверх
или вниз; напр. партия дисканта может быть перенесена в  бас,  а  партия
баса - в дискант. По числу голосов, способных перемещаться,  сложный  К.
называется двойным (два перемещающиеся голоса), тройным (три), четверным
(четыре). На почве К. развились полифонические формы  имитации,  канона,
фуги,  фигурованного  хорала  и  пр.  Величайший  композитор  в  области
строгого К. - Палестрина, в области свободного -  И.  С.  Бах.  Развитию
контрапункта содействовали теоретики: Франкон Кельнский (1047  -  1083),
Маркет Падуанский  (XIII  ст.),  Иоанн  Мурский  (1300  -  1360),  Иоанн
Тинкторий (XV ст.), Иоган Фукс (XVII ст.), автор  сочинения  "Gradus  ad
Parnassum", Кирнбергер (ХVIII  ст.),  новейшие:  Ден,  Керубини,  Маркс,
Рихтер и мн. др.
   Н. Соловьев.
   Контрасты  световые.  -  В  основе  относящихся  сюда  явлений  лежит
сопоставление в нашем сознании двух однородных  зрительных  впечатлений,
соседних по времени или по месту, т.  е.  подействовавших  на  наш  глаз
последовательно друг за другом, или одновременно. В том и другом  случае
получается некоторое извращение впечатлений (усиление, ослабление и даже
качественное изменение их) -  извращение  по  контрасту.  Соответственно
этому,  явления  делят  на  два  главных  отдела:   последовательные   и
одновременные К. Опыты  показывают,  что  зрительные  впечатления  могут
контрастировать друг с другом всеми своими сторонами (степенью освещения
или яркостью сопоставляемых предметов,  их  окрашенностью,  величиною  и
степенью удаления от глаз наблюдателя) и переходят из области ощущений в
психическую область  представлений.  Однако,  из  этого  обширного  ряда
явлений физиологически изучены собственно  только  случаи  сопоставления
впечатлений со стороны яркости и окрашенности предметов - об них  только
и будет здесь речь.
   Последовательные К. Если человек оставался некоторое время  в  темной
комнате, то, при быстром переходи в светлую, свет, даже умеренной  силы,
действует в  первые  мгновения  на  глаза  ослепительно.  Наоборот,  при
быстром переходе от сильного света к  умеренному,  последний  действует,
как темнота. Тоже, в сущности, получается и при  сопоставлении  друг  за
другом двух цветовых ощущений разной яркости. - Темное,  рассматриваемое
поели светлого,  темнеет,  слабо  окрашенное  после  яркого  бледнеет  и
наоборот. Если днем держать некоторое время перед глазами цветное стекло
и быстро  отнять  его,  то  все  белые,  белесоватые  и  серые  предметы
окрашиваются на несколько мгновений в дополнительный цвет к цвету стекла
(зеленый или синий, если стекло было красное или  желтое,  и  наоборот).
Еще резче происходят те же явления в опытах с цветными бумажками. -  Для
этого на  листе  белой  бумаги  кладут  поочередно  маленькую  пластинку
черной, красной, желтой и т. д. бумаги; закрывают один  глаз,  а  другой
устремляют неподвижно на середину пластинки.  Продержав  глаз  некоторое
время в таком положении, пластинку быстро сбрасывают прочь, и  тогда  на
месте черной бумажки выступает из сравнительно тусклого поля яркое белое
пятно; - на месте красной зеленое пятно, на месте желтой - синее и т. д.
И чем, вообще, дольше смотрел глаз на пластинку, или чем ярче  была  она
окрашена, тем резче  последующее  контрастное  явление.  В  другом  ряду
опытов вместо белой бумаги берут цветную и  кладут  на  нее  цветную  же
бумажку, окрашенную в дополнительный  цвет  (зеленую  на  красном  поле,
желтую на синем и т. д.). Тогда, по сбрасывании  пластинки  из  под  нее
выступает пятно, окрашенное в цвет поля, но более  яркое  и  насыщенное.
Если  принять,  что  ощущение  черного  есть  ощущение  положительное  и
противоположное ощущению белого в  том  же  смысле,  как  ощущения  двух
дополнительных  цветов,  то  все  описанные  явления   можно   объяснить
следующими двумя свойствами зрительного аппарата, идущими всегда  рядом:
постепенным  притуплением  чувствительности   глаза   к   лучам   данной
преломляемости, по мере продолжения их действия на глаз,  и  постепенным
же  усилением  восприимчивости  такого  глаза   к   лучам   контрастного
(дополнительного) цвета.
   С этой точки зрения результаты опытов с переходом от темноты к  свету
(и обратно),  равно  как  результаты  предварительного  смотрения  через
цветные стекла, понятны сами собою. Для объяснения же опытов с  цветными
бумажками на белом или цветном поле, следует,  кроме  того,  принять  во
внимание следующее обстоятельство. Когда перед неподвижным глазом  лежат
на белом или  цветном  поле  пластинка  другой  окрашенности,  то  образ
последней лежит неподвижно  на  середине  сетчатки;  следовательно,  эта
часть сетчатки освещена иначе, чем ее окружность, на которой лежит образ
поля. Когда же  пластинка  сбрасывается,  то  на  соответствующее  место
сетчатки падают уже лучи поля, а окружность ее по-прежнему остается  под
действием последних. Объяснение это принято называть  физиологическим  в
отличие  от  приводимого  ниже  объяснения  явлений  одновременного  К.,
предложенного Гельмгольцем; и действительно, последовательный  К.  можно
считать в самом крайнем случай  извращением  наших  световых  и  цветных
ощущений, но никак не извращением "наших  бессознательных  суждений"  об
яркости и окрашенности предметов.
   Одновременные  К.  Поверхности,   контрастирующие   друг   с   другом
одновременно, должны лежать непосредственно друг возле друга и К. должен
выступать перед глазами мгновенно, сразу; иначе, т.  е.  при  более  или
менее   долгом   рассматривании   поверхностей,   явление    осложняется
последовательными К., вследствие невольного передвижения  глаз  с  одной
поверхности на другую. В виду этого обстоятельства, здесь будут  описаны

Страницы: «« « 1394   1395   1396   1397   1398   1399   1400   1401   1402  1403   1404   1405   1406   1407   1408   1409   1410   1411   1412  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь