Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1389   1390   1391   1392   1393   1394   1395   1396   1397  1398   1399   1400   1401   1402   1403   1404   1405   1406   1407  » »»

решительнее стать на сторону христианства; он шел в походах  и  сражался
под крестовым знаменем, и вообще являлся как бы  освободителем  христиан
на Востоке от языческой тирании Лициния. Из монет  К.  можно  заключить,
что,  после  победы  над  Лицинием,  культ  богов  уже  не   существовал
официально, хотя и не преследовался везде и  во  всем.  К.  сохранил  за
собою сан первосвященника - pontifex maximus, основывал храмы языческие;
в Гиспеллуме, через 10 лет после победы над Лицинием, позволил посвятить
храм себе и сыновьям, с тем лишь, чтобы  ему  там  не  приносили  жертв;
назначал на должности язычников; день бога Солнца  (Dies  Solis)  сделал
общим  праздничным  и  рыночным  днем;   при   перенесении   столицы   в
Константинополь Тиха (судьба),  сделавшаяся  символом  города,  получила
свой культ; всего за два года до смерти  К.  признал  права  фламинов  в
муниципиях. По отношению к евреям К, следовал той же политике, как  и  к
христианам: в 330 и 331 гг. он освободил их  старшин  и  пресвитеров  от
всех личных и общественных повинностей. В последний год своей  жизни  он
утвердил за языческими коллегиями их  права  и  преимущества.  Итак,  не
смотря на личную склонность к христианству. К.,  в  своей  политике  был
сторонником нейтралитета.  Зато  он  способствовал  тому,  что  при  его
преемниках  государство  и   христианская   церковь   слились   в   одно
органическое целое. Сыновьям своим он  дал  христианское  воспитание;  в
церкви  старался  поддерживать  мир  и  согласие,  называя  себя   общим
блюстителем (coinoV episkopoV). Чтобы уладить арианский спор, он  созвал
никейский собор, на котором собравшихся епископов  называл  "братьями  и
сослужителями"  (adeljoi  kai  sunJeraponteV);  он  подавил  донатистов,
запретил новациановскую и другие ереси. Внешние дела в  царствование  К.
шли сравнительно спокойно. Более всего приходилось защищать  границы  со
стороны Рейна и Дуная. Побежденных варваров К. селил в римских областях,
не принимая мер к лишению их национальных  особенностей.  После  большой
победы над готами более 300000 челов. из них получили земли по Дунаю,  в
Паннонии, Фракии, Македонии и Италии.  Восстания  Калоцера  на  Кипре  и
мятеж евреев быстро были усмирены К. Во  внутренних  делах  К.  является
завершителем перехода от принципата к абсолютной  монархии,  докончившим
создание  так   называемого   диоклетианоконстантиновского   строя.   Он
стремился к строгому отделению гражданских властей от военных.  Пока  он
был жив, единство империи было восстановлено;  однако,  административное
разделение ее на  крупный  области  грозило  этому  единству  неминуемою
гибелью.  На  Италию  К.  распространил  провинциальное  управление.  К.
завершил и диоклетиановскую финансовую систему;  при  нем  же  появилась
новая золотая монета, относившаяся к прежней  как  72  :  60.  Нежелание
иметь Рим резиденцией и  мысль  о  необходимости  приблизить  столицу  к
центру  империи  привели  К.   к   основанию   Константинова   града   -
Константинополя, на месте  древней  Византии.  Украшение  новой  столицы
стоило немалых средств; в последнюю треть правления К.  тяжесть  налогов
была очень велика. В 327 г. было постановлено,  чтобы  никаких  отсрочек
для должников фиска не  допускалось.  Куриалы  лишены  были  возможности
уклоняться от повинностей; правительство  зорко  следило  за  правильною
заменою выбывающих из их числа. Колонам дано было  право  жаловаться  на
чрезмерную требовательность господ - однако, лишь  для  того,  чтобы  не
умалить получавшихся с них в  казну  налогов.  Богатые  люди,  скупавшие
земельные участки разоренных бедняков, обязаны были принимать на себя  и
лежавшие на  последних  подати.  Из  найденных  кладов  фиск  брал  себе
половину. Лихоимство и вымогательство строго наказывались; за  последнее
назначено  было  сожжение.  Многие  местности,  напр.  Афины,   получали
ежегодно  громадные  пособия   хлебом.   Врачи,   учителя   и   родители
архитекторов были  освобождены  от  повинностей,  а  также  35  отраслей
промышленности. К. вообще покровительствовал крестьянам, не  дозволял  в
страдную пору привлекать  их  к  чрезвычайным  работам,  разрешил  и  по
воскресеньям долевые работы, запретил брать в  залог  сельских  рабов  и
крестьянский скот, а также отбирать  крестьянских  рабочих  лошадей  для
отправления  ямской  повинности.  Тюремное  заключение  было   смягчено,
установлены  правила  тщательного  расследования   дела   до   заточения
обвиняемого, назначены  наказания  за  ложные  обвинения  в  оскорблении
величества,  отменена  казнь  через  распятие,  отменены   приговоры   к
гладиаторству.  Суровые  наказания   назначены   за   блуд   с   рабами,
отцеубийство, рабокрадство,  памфлеты,  чародейство,  делание  фальшивых
монет и  нарушение  общественного  благочиния.  Сам  император  неусыпно
заботился об устранений беспорядков в  суде.  Он  следил  за  тщательным
рассмотрением  апелляций,   за   отсутствием   судебной   волокиты,   за
беспристрастием судей. Чтобы искоренить детоубийство в Италии и  Африке,
он  приказал  снабжать   бедных   родителей   пищею   и   одеждою.   Для
урегулирования привоза хлеба в Константинополь,  он  издал  правила  для
морского транспорта и соединил  кораблехозяев  в  замкнутые  корпорации.
Строителей и плотников он сплотил в  пожарные  команды.  Образование  К.
получил не выше обыкновенного. Он был красноречив  и  с  любовью  изучал
христианских писателей. Строго карая преступления, он во всем прочем был
гуманен, простирая свое человеколюбие и на рабов. Он является защитником
женщин, отменяет наказание за безбрачие, старается  поддержать  святость
брака. Христиане и язычники одинаково признают его щедрость, доступность
для всякого. Стремясь к популярности, он принимал участие в  увеселениях
простого народа. Из всех предыдущих императоров его скорее  всего  можно
сравнить с Августом: как тот, он шел по пути уже указанному и  стремился
исключительно к тому, что было для него доступно. В последние годы жизни
его энергия ослабела. Войско теряло  боевую  способность  в  гарнизонах,
жалованье  ему  не  платилось;  единственной  военной  силою  императора
сделались германцы.  На  востоке  государства  персы  готовились  отнять
области, приобретенные Диоклетианом на берегах Тигра. К.  сам  во  главе
войска  выступил  в  поход,  но,  смертельно  больной,   остановился   в
предместье Никомедии, где и умер, в последний день праздника  Троицы,  в
мае 337 г. Перед смертью, по словам Евсевия, он принял крещение. У  него
остались три сына, из которых Константину он дал  префектуру  Галлии,  с
Британией и Испанией, Констанцию - префектуру  Востока  (Азию,  Сирию  и
Египет), Константу - западный Иллирик и Италию с  Африкою.  Все  они,  с
317, 323 и 333 гг., имели титулы цезарей. Из сыновей сводного брата  К.,
Дельмация, Дельмаций (Delmatius или Dalmatius) получил восточный Иллирик
или Готский берег, а Ганнибалиан - царство  Понтское,  с  титулом  "царь
царей". Вследствие  недостаточности  источников  в  биографии  К.  много
темных  пунктов.  Главные  источники  для  ее  -  сравнительно  немногие
надписи, монеты, сохранившиеся в большом количестве; из  авторов,  кроме
составителей кратких хроник - галльские панегиристы,  Зосим,  Лактанций,
особенно Евсевий. Лучшее, не смотря на  свою  краткость,  основанное  на

Страницы: «« « 1389   1390   1391   1392   1393   1394   1395   1396   1397  1398   1399   1400   1401   1402   1403   1404   1405   1406   1407  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь