Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1392   1393   1394   1395   1396   1397   1398   1399   1400  1401   1402   1403   1404   1405   1406   1407   1408   1409   1410  » »»

первого департамента министерства, на правах вицедиректора. Главная цель
К. - рассмотрение дел, при решении которых в общих собраниях  сената  не
состоялось  узаконенного  большинства  голосов  и  потому  должны   быть
составлены согласительные предложения от имени  министра  юстиции.  Дело
может быть передано министром на обсуждение К. и в том случае, когда  он
не согласится с единогласной резолюцией общего собрания или когда  дело,
подлежащее просмотру и пропуску министра, поступило в общее собрание  не
по разногласию сенаторов в департаменте, а по другой какой-либо причине.
В последних двух случаях министр юстиции может дать сенату предложение и
не обращая дела на рассмотрение К. В случае  разногласия  между  членами
К.,   старший   юрисконсульт   представляет   объяснения.   Мнение    К.
необязательно для министра юстиции.  Членам  К.  министр  юстиции  может
поручать обозрение делопроизводства  окружных  судов,  мировых  судебных
установлений и городских судей, с целью извлечения сведений, необходимых
для министерства.
   А. Я.
   Контрабас (ит. controbasso, сокращ.  С.  В.,  или  violone  [название
старинного 3струнного К.], фр. -  contrebasse,  нем.  -  Contrabasse)  -
большой струнный смычковый инструмент низкого строя. Типом как  для  К.,
так для скрипки и виолончели послужил струнный инструмент альт -  viola,
отчего скрипка, являющаяся уменьшенным альтом, назыв.  violino  (уменьш.
от viola), а весьма значительно увеличенный альт наз. violone (увел.  от
viola) или С. В. На К. играют стоя, держа  его  перед  собой,  пользуясь
смычком и 4-мя пальцами левой руки, а  также  большим  пальцем,  как  на
виолончели. К. имеет 4 струны, построенные по квартам.
   В оркестровой партитуре пишется одна партия  К.  в  ключе  фа.  Более
низкие звуки
   - полного, густого тембра; высокие  ноты  довольно  резки.  К.  -  не
мелодический  инструмент.  Вследствие  неясной  интонации,  он   требует
поддержки виолончели или духовых инструментов низкого  строя,  в  унисон
или октаву. На К. применяются естественные флажолеты, но  весьма  редко.
Двойные струны применяются, но преимущественно при участии хотя бы одной
пустой струны, тройные  -  непременно  при  участи  двух  пустых  струн.
Хорошим звуком отличается пиччикато на К.
   Н. С.
   Контракт - римское название юридического договора, подлежащего прямой
исковое защите, в отличие от  простого  соглашения  (pactum),  вовсе  не
имевшего  силы  или  защищавшегося  лишь   эксцепцией.   Выражение   это
употребляется в том же смысле и у нас, хотя теперь различие между  К.  и
простым соглашением проводится с большей трудностью, а многими  юристами
даже и совсем отрицается. В Риме  К.  разделялись  на  несколько  видов,
соответственно форме своего заключения. Формальный К. требовал для своей
действительности либо совершения  определенных  торжественных  действий,
либо произнесения торжественных слов. Договор не  считался  заключенным,
если стороны  ошибались  в  действиях  или  неточно  произносили  слова.
Реальный К. был действителен лишь тогда, когда одно из согласившихся  на
известные действия  лиц  производило  полное  или  частичное  исполнение
договора. Его общей формулой было: do ut des vel facias и facio  ut  des
vel facias. Литтеральный К. заключался внесением в  codices  accepti  et
depensi записей, означавших выдачу  в  долг  другому  лицу  определенных
сумм. Наконец, консенсуальный К. был действителен и в  случае  взаимного
обмена обещаниями  совершить  определенные  действия,  т.  е.  в  случае
простого  соглашения  сторон,  но  обнимал  собою  лишь  некоторые  виды
договоров: куплю-продажу,  личный  и  имущественный  наем,  поручение  и
товарищество.   Взятые   в   исторической   последовательности    своего
образования, эти формы выражают собою рост самой идеи договора, в  связи
с развитием общественных условий, которыми она вызывалась к жизни.
   1)  Формальный  К.  есть  продукт  очень  ранней  эпохи  юридического
развитая  -  эпохи  свободного  господства  личной  власти  и  воли,  не
умерявшихся в  своих  проявлениях  вмешательством  общественной  власти.
Следы этого господства отражаются на ранних формах этого К., особенно на
первоначальном виде стипуляции, sponsio, о которой мы имеем сведения  из
области международно-правовых отношений, где она была видом  договора  с
побежденным и неравным по положению противником.  Сопровождаемая  иногда
присягой, она, по  большей  части,  соединялась  с  рядом  символических
действий, означавших подчинение (протягивание рук с просьбой  о  пощади,
откуда потом рукобитье), или с передачей  символов  подчинения,  в  виде
различных предметов,  замененных  затем  понятием  задатка  (arrha)  или
залога (pignus). Полную  почти  аналогию  с  этой  sponsio  представляет
древнейший  германский  формальный  К.  -  fides  facta,   заключавшийся
поверганием на землю, в знак подчинения, или передачей в руки  кредитора
палки  или  соломины  (замена  копья),  или  других  знаков   подчинения
(отрезанных волос, перчатки и других  "фантов"  или  wadia).  Подчинение
воле кредитора доходило до полного рабства, с  правом  жизни  и  смерти,
наступавшим в момент  неисполнения  договора  и  осуществлявшимся  путем
торжественного "наложения рук" (manns injectio). В другой форме  раннего
римского формального К.
   - nexum - символизм, тожественный с употреблявшимся  при  манципации,
мог обозначать отвешивание занимаемых денег, но, может  быть,  обозначал
также и продажу себя в рабство за ссуженные деньги. Во всяком  случае  и
этот вид сохранил  строгость  взыскания,  доходившую  до  права  рассечь
должника на части в случае несостоятельности,  не  говоря  уже  о  праве
обратить должника  в  раба.  В  позднейшей  исторической  стипуляции  от
sponsio  остается  лишь  произнесение  слов   "Spondes   ne?   Spondeo",
составлявших сущность К.; остальной ритуал исчезает, вместе с строгостью
ответственности, становящейся исключительно имущественной;  еще  позднее
дозволяется употреблять не только латинские  слова,  но  и  однозначащие
слова других  языков.  Тем  не  менее  сохраняются  две  основные  черты
формального   К.:   строгая   односторонность   возникавшего   из   него
обязательства и ограничение  размера  взыскания  данным  при  заключении
обязательства обещанием, толковавшимся по точному  смыслу  произнесенных
слов, а. не по общему смыслу содержания  договора  или  доброй  совести.
Соединенный с этими качествами формальный. К. становится,  мало  помалу,
общей  формой  римского  обязательства.  Путем  стипуляции  можно   было
обратить в  юридически  действительный  договор  всякое  соглашение,  не
только одностороннее, но и двустороннее. В виде стипуляции можно было не
только установить заем, проценты по займу, заключенному в  другой  форме
(nexum или mutuum), поручительство, неустойку, но и  совершить  новацию,
заключить куплюпродажу, наем и т. д. В последнем случае  нужно  было  по
стипуляции с обеих сторон. Строгость  договора,  не  дававшего  простора

Страницы: «« « 1392   1393   1394   1395   1396   1397   1398   1399   1400  1401   1402   1403   1404   1405   1406   1407   1408   1409   1410  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь