Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1555   1556   1557   1558   1559   1560   1561   1562   1563  1564   1565   1566   1567   1568   1569   1570   1571   1572   1573  » »»

проникнуты мистицизмом и религиозностью, но уже к 20-летнему возрасту  в
нем совершается перелом.  Исходя  из  благоговейного  преклонения  перед
древностью, он  приходит  к  отрицанию  современного  ему  политического
положения  Италии,  затем   к   религиозному   скептицизму   и   кончает
последовательным атеизмом и материализмом. Первым ярким  выражением  его
нового направления была  известная  ода  "К  Италии"  (1818  г.,  русск.
переводы Буренина и Помяна); в звучных стихах (без рифм),  полных  ярких
образов и глубокого меланхолического чувства, он оплакивает здесь упадок
своей родины, проводя параллель с ее древней силой и говоря  об  Италии,
как  о  едином  целом,  когда  Италия  была  еще  лишь   "географическим
термином". Следующими стихотворениями в том же роде были:  "К  памятнику
Данте" и "К Анджело Маи". Эти произведения вызвали крайнее  недовольство
отца.. Л. покинул родной дом  и,  в  вечных  поисках  за  куском  хлеба,
переезжал с места на место; политические воззрения его  мешали  получить
какое-нибудь постоянное занятие в Италии, а предложение Нибура переехать
в Берлин и занять кафедру итальянской литературы он сам отверг, не желая
расставаться с родиной и опасаясь  берлинского  климата.  Успокоился  он
только тогда, когда поселился у друга своего Раниери, в Неаполе  (1831),
где   и   провел   последние   годы   жизни.    Глубоко-пессимистическое
мировоззрение Л. с особенной яркостью выразилось  в  его  стихотворениях
(1-е изд. 1824),  прозаических  рассказах  "Operette  morali"  (1826)  и
"Pensieri", а также в его (изданной после смерти) переписки  со  многими
итальянскими  и  иностранными  друзьями,   преимущественно   учеными   и
литераторами. "Для меня" - так рассуждает Л. - "жизнь есть  просто  зло,
но не для меня одного; жизнь ведет нас всех к смерти; природа  порождает
уничтожение и сама им же питается -  следовательно,  истинная  сущность,
единственная реальность есть смерть; все прочее - жалкие иллюзии;  можно
в них верить, можно себя обманывать - но человек, обладающий благородным
мужеством смотреть истине в глаза, не станет убаюкивать себя  мечтами  о
загробной  жизни,  о  благости  Провидения".  Такова,  в  общих  чертах,
философия Л., к  которой  Шопенгауэр  относился  с  глубоким  уважением.
Нетрудно, однако, отыскать черты сходства Л. не только  с  Шопенгауэром,
но и с Байроном. Л. видит печальное положение родины и Европы,  негодует
на социальные условия современной жизни,  верит  в  то,  что  счастье  и
добродетель  царили  в  древнем  мире,  проклинает  виновников  бедствий
родины. Это сделало Л. одним из любимейших поэтов  "молодой  Италии".  В
1879 г. на родине Л., Реканати, где в 1830 г. не нашлось и 6 подписчиков
на его сочинения, ему воздвигнут памятник. Сочинения Л. изданы  Ranieri:
"Ореrе"  (Флоренция,  1845,  нов.  изд.  1880);  сюда  не  вошли  "Studi
filologici" (там же, 1845,  потом  1853)  и  "Saggio  sopra  gli  errori
popolari degli antichi" (1846,  нов.  изд.  1861).  Отдельно  изд.:  "Le
poesie" (Флор., 1886), "Epistolario" (1849 и  1886),  "Lettere  inedite"
(Читта ди-Кастелло, 1881), "Opere inedete"(Гaллe, 1878 -  80),  "Scritti
editi sconosciuti" 1885). Переводы на русский язык:  "Стихотворения  Л."
(Помяна, СПб., 1893). Отдельные стихотворения в пер.  Граве,  Курочкина,
Плещеева, Буренина, Вейнберга, Минаева в "Отеч.  записках"  (1869,  ј11;
1872, ј6; 1875, ј12), "Деле"  (1869,  ј12),  "Беседе"  (1871,  ј2),  "В.
Европы"  (1870,  ј12;  1871,  ј5),  "Русск.  Слове"  (1865,   ј1).   Cp.
Cappeletti, "Bibliografia Leopardina" (Парма, 1882); Bouche Leclerq, "G.
L." (Пар., 1874); Ranieri, "Sette anni di sodalizio  con  L."  (Неаполь,
1880); Teresa Leopardi, "Notes  biographiques  sur  L.  et  sa  famille"
(Пap., 1881): Montefredini, "La vita e le opere di G. L." (Милан, 1881);
Piergili, "Nuovi documenti intorno alla vita e agli scritti  di  G.  L."
(2е изд., Флоренция, 1889); De Sanctis,  "Studio  su  G.  L."  (Неаполь,
1885); Cesareo, "Nuove ricerche  su  la  vita  e  le  opere  di  G.  L."
(Неаполь,  1893);  Sainte-Beuve,  "Portraits  contemporains  et  divers"
(Пap., 1885); Gust. Brandes, "G.  L's  Dichtungen"  (Галле,  1883);  Вл.
Штейн, "Граф Д. Л. и его теория infelicita" (СПб., 1891).
   В. Водовозов.
   Леохар - греч.  скульптор,  афинянин  по  месту  рождения,  живший  и
работавший приблизительно в 372 -  328  гг.  до  Р.  Хр.  Был  одним  из
сотрудников  Скопаса   по   украшению   мавзолея   галикарнасского,   по
свидетельству Плиния. Делал  главн.  образом  изваяния  богов  и  вообще
воспроизводил мифологические сюжеты.  Так,  упоминается  о  3-х  статуях
Зевса его работы: одна стояла в афинск.  акрополе,  вторая  -  в  Пирее,
третья была рано перевезена в Рим, стояла на Капитолии и пользовалась  у
римлян  почитанием  под  названием  Jupiter   Tonans.   Известны   также
исполненные Л. три  изваяния  Аполлона,  из  которых  два  находились  в
Афинах, а  третье  было  приобретено  одним  из  Дионисиев  Сиракузских.
Остроумна,  но  недостаточно  основательна  попытка  Винтера  приурочить
знаменитую статую Аполлона Бельведерского к одному  из  этих  оригиналов
("Jahrb. d. К. D. Archaeol. Instil." VII, 1892, стр. 164,  и  возражение
Овербека в "Sitzungsber. d. К. Sachs. Ges. d. Wiss.",  1893,  стр.  33).
Наибольшую славу доставила Л. группа Ганимеда и  похищающего  его  орла,
дошедшая до нас в нескольких воспроизведениях, из  которых  лучшее  -  в
Ватикане. Однако, если судить по этим воспроизведениям, непосильная  для
пластики задача представить летящую фигуру была разрешена в данном,  как
и во всех других случаях, неудовлетворительно, хотя  фигура  Ганимеда  и
замечательна по красоте. Л. работал также портретные изваяния.
   А. Щ.
   Лермонтов (Михаил Юрьевич) - гениальный русский поэт, род. в Москве 2
окт. 1814 г. В шотланд. преданиях, не исчезнувших окончательно и до  сих
пор, живет имя Лермонта-поэта или пророка; ему посвящена одна из  лучших
баллад Вальтера Скотта, рассказывающая,  согласно  народной  легенде,  о
похищении его феями. Русский поэт не знал  этого  предания,  но  смутная
память  о  шотландских  легендарных  предках  не   раз   тревожила   его
поэтическое воображение: ей посвящено одно из самых зрелых стихотворений
Л.,  "Желание".  Из   ближайших   предков   Л.   документы   сохранились
относительно  его  прадеда  Юрия  Петровича,  воспитанника   шляхетского
кадетского корпуса. В это время род Л. пользовался еще  благосостоянием;
захудалость началась с поколений, ближайших ко времени поэта, Отец  его,
Юрий Петрович, был бедным  пехотным  капитаном  в  отставке.  По  словам
Сперанского, отец будущего поэта был замечательный красавец, но вместе с
тем "пустой", "странный" и даже "худой" человек. Этот отзыв  основан  на
отношениях Л. отца к теще, Елизавете Алексеевне  Арсеньевой,  урожденной
Столыпиной; но эти отношения не могут быть поставлены в вину Юрию Л. - и
так, несомненно, смотрел на них сам Михаил Юрьевич, в течение всей своей
жизни не перестававший питать глубокую преданность к отцу,  а  когда  он
умер - к  его  памяти.  Сохранилось  письмо  четырнадцатилетнего  поэта,
стихотворения более зрелого возраста -  и  всюду  одинаково  образ  отца

Страницы: «« « 1555   1556   1557   1558   1559   1560   1561   1562   1563  1564   1565   1566   1567   1568   1569   1570   1571   1572   1573  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь