Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1552   1553   1554   1555   1556   1557   1558   1559   1560  1561   1562   1563   1564   1565   1566   1567   1568   1569   1570  » »»

   Едва ли можно причислить к произведениям В. картины: "Vierge  au  has
relief"  (гал.  лорда  Монсона),  "Скромность   и   Тщеславие"   (дворец
Шьяра-Колонна, в Риме), три "Иродиады" (Вена), "Леда" (Берлин)  и  проч.
Знатоки искусства признают  подлинными  только  следующие  произведения:
"Тайная вечерь" (Милан), "Богородица и св.  Анна",  "Иоанн  Креститель",
"Джоконда", "Бахус", "Vierge aux rochers", портрет Лукреции Кревелли  (в
Лувре); "Vierge a la carafe"  (Ватикан):  "Голова  Медузы",  "Поклонение
волхвов" (Уффици), "Мадонна с Младенцем" (Ваприо вилла Мельци), "Мадонна
Литта", "Св. Семейство" и портрет дамы (вероятно, Лукреции  Кревелли,  в
Эрмитаже). Амброзианская  библиотека  в  Милане  обладает  целой  серией
весьма интересных мелких набросков и рисунков, в числе которых  особенно
замечательны портреты Людовика Сфорцы и  его  жены,  а  также  несколько
других портретов. В. умер в Клу, близ Амбуаза, во  Франции,  в  1519  г.
Трогательный рассказ Вазари об его кончине на руках короля  -  вымышлен.
"Трактат о живописи" был издан  несколько  раз,  сперва  на  итальянском
языке, а потом на немецком, испанском и французском. Первое издание,  по
рукописи  библиотеки  Барберини,  появилось  в  Париже  в  1651  г.  под
заглавием: "Trattato della pittura  con  la  vita  dell  istesso  autore
scritta da Rafaello da Fresne". Что касается до других рукописей В.,  то
они находятся в разных собраниях, общественных и частных.  Самая  ценная
коллекция рукописей хранится в парижской национальной  библиотеке  (один
том) и во французском институте (тринадцать томов).  Эти  рукописи  были
взяты французами в 1796 г. из Амброзианской библиотеки. В 1881 г.  Шарль
Равессон Моллиен предпринял издание этих  рукописей  с  фотографическими
facsimile, буквальной транскрипцией, французским переводом, предисловием
и систематическим оглавлением. Последний, четвертый том вышел в 1889  г.
Amoretti, "Memori storiche sulla vita, gli studjet le opere di L. da V."
(1804); Brun, в "Kunst u. Kunstler" Dohm'a, 3 части); Muller-Walde,  "L.
da V. Lebensskizze etc." (Мюнхен, 1889); Вазари, "Библиография Л. да В."
(т. 45 "Библиотеки для Чтения", 1841) и Э. Франтца, "Тайная Вечеря Л. да
В." (в "Вестнике Изящных Искусств", 1886).
   В. Чуйко.
   Ученые работы В. заключаются главнейшие в следующем. Он  изобрел  так
называемый  овальный   патрон,   служащий   для   обтачивания   эллипсов
произвольного эксцентрицитета  на  токарном  станке.  Известно,  что  он
занимался различными вопросами механики, как можно судить по  оставшимся
после него записным книжкам,  заключающим  много  весьма  разнообразного
материала; но цельных сочинений по механике не осталось. Вентури в своем
"Essai sur  les  ouvrages  physicomathematiques  de  Leonard  de  Vinci"
(Париж, 1797) указывает на то, что В.  был  известен  закон  возрастания
скорости свободно падающего тела. Либри, в своей "Histoire des  sciences
mathematiques en Italie" (Париж, 1838 -  41)  приписывает  В.  следующие
исследования: О падении тела по наклонной плоскости, о  центрах  тяжести
пирамид, об ударе тел,  о  движении  песка  на  звучащих  пластинках;  о
законах  трения,  и  изобретения:   динамометра,   одометра,   некоторых
кузнечных инструментов, лампы с двойным притоком  воздуха;  кроме  того,
Либри говорит, что В. написал сочинение по гидравлике.  Ему  приписывают
также разъяснение видения предметов зараз двумя глазами,  в  отличие  от
рассматривания только одним.
   Д. Бобылев.
   Леонкавалло (Руджиеро  Leoncavallo)  ?  один  из  известных  новейших
итальянских оперных композиторов, перенесших  вагнеровские  принципы  на
итальянскую почву и  старающихся  придерживаться  правдивой  музыкальной
иллюстрации  текста.  Это  направление  получило   в   Италии   название
"Verismo". Л. род. в 1858  г.  Его  опера  "Паяцы"  ("Pagliacci",  1892)
получила большое распространение во всем музыкальном мире. Вторая  опера
Л.: "Медичи" ("I Medici", 1893), поставленная во многих городах  Европы,
имела меньший успех чем первая. Л. написал еще оперу "Чаттертон".
   Леонтьев  (Константин  Николаевич,  1831  -   91)   -   публицист   и
повествователь,     оригинальный     и      талантливый      проповедник
крайне-консервативных взглядов; из калужских помещиков, учился  медицине
в моск. унив., был в крымскую кампанию военным врачом, потом домашним  и
сельским в Нижегородской губ. После краткого  пребывания  в  Петербурге,
поступил в азиатский дп. М. Ин. Дел и  10  лет  (1863  -  73)  прожил  в
Турции,  занимая  различные  консульские  должности  (на  о.  Крите,   в
Адрианополе, Тульче, Янине, Зице и Салониках). Выйдя в отставку,  провел
более года на Афоне и затем вернулся в Россию, где жил большей частью  в
своей деревне. В 1880 г. был помощником редактора "Варш. Дневника",  кн.
Н. Голицына, потом был назначен цензором в Москву. В 1887 г. опять вышел
в отставку, поселился в Оптиной пустыне и через 4  года,  приняв  тайное
пострижение с именем Климента, переехал в Сергиев посад, где и  умер  12
ноября 1891 г.
   Первые беллетристические произведения Л. (из русской жизни, несколько
повестей и два романа: "Подлипки" и "В  своем  краю",  в  "Отечественных
Записках" 1856 - 1866 гг.), хотя и не лишены таланта, но, по позднейшему
признанию самого автора, не представляют значительного интереса,  будучи
написаны под преобладающим влиянием Ж. Занда по  идеям  и  Тургенева  по
стилю. Литературная самобытность Л. проявилась вполне  в  его  повестях:
"Из жизни христиан в Турции" (изд. отдельно Катковым в 1876 г.; сюда  же
принадлежат рассказ "Сфакиот", роман "Камень  Сизифа"  и  начало  романа
"Египетский голубь",  не  вошедшие  в  этот  сборник).  И.  С.  Аксаков,
враждебно  относившийся  к  политическим  и  церковным  взглядам  Л.,  у
которого находил "сладострастный культ палки", был в восхищении  от  его
восточных повестей и говорил: "Прочтя их, не нужно и в Турцию ехать". Во
время жизни в грекотурецких городах произошел в Л. умственный переворот,
закончившийся на Афоне. Прежний натуралист и жорж-зандист, напечатавший,
между прочим, уже в зрелом возрасте "в  высшей  степени  безнравственное
(по его собственному, преувеличенному отзыву),  чувственное,  языческое,
дьявольское сочинение, тонкоразвратное, ничего христианского в  себе  не
имеющее"    -    сделался    крайним     и     искренним     сторонником
византийско-аскетического  религиозного  идеала.  Этой  стороной   новое
мировоззрение  Л.  далеко  не  исчерпывается.  Оно  было  вообще  лишено
цельности; одного срединного и господствующего принципа в нем  не  было,
но отдельные взгляды были  весьма  замечательны  своей  определенностью,
прямотой  и  смелой   последовательностью.   По   своему   отношению   к
славянофильству, которое он называл "мечтательным и неясным учением", Л.
представляет необходимый момент в истории русского  самосознания.  Желая
привести свои пестрые мысли и стремления к некоторому,  хотя  бы  только
формальному  единству,  он  называл  себя  принципиальным  или   идейным
консерватором (в противоположность грубопрактическому или  эмпирическому

Страницы: «« « 1552   1553   1554   1555   1556   1557   1558   1559   1560  1561   1562   1563   1564   1565   1566   1567   1568   1569   1570  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь