Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1559   1560   1561   1562   1563   1564   1565   1566   1567  1568   1569   1570   1571   1572   1573   1574   1575   1576   1577  » »»

зарождение "Мцыри", несомненно, скрывается в юношеской заметке Л.,  тоже
из московского периода: "написать записки молодого  монаха:  17  лет.  С
детства он в монастыре, кроме священных книг не читал... Страстная  душа
томится. Идеалы". В основе "Демона"  лежит  сознание  одиночества  среди
всего  мироздания.  Черты  демонизма  в  творчестве  Л.:  гордая   душа,
отчуждение от мира и небес, презрение к  мелким  страстям  и  малодушию.
Демону мир тесен и жалок; для Мцыри - мир ненавистен, потому что  в  нем
нет воли, нет воплощения  идеалов,  воспитанных  страстным  воображением
сына природы, нет исхода могучему пламени, с юных лет живущему в  груди.
"Мцыри" и "Демон" дополняют  друга"  друга.  Разница  между  ними  -  не
психологическая, а внешняя, историческая Демон богат  опытом,  он  целые
века наблюдал человечество - и научился презирать  людей  сознательно  и
равнодушно. Мцыри гибнет в цветущей молодости, в первом порыве к воле  и
счастью; но этот порыв до такой степени  решителен  и  могуч,  что  юный
узник успевает подняться до идеальной высоты  демонизма.  Несколько  лет
томительного рабства и одиночества,  потом  несколько  часов  восхищения
свободой и величием природы подавили в нем голос человеческой  слабости.
Демоническое миросозерцание, стройное и логическое  в  речах  Демона,  у
Мцыри -  крик  преждевременной  агонии.  Демонизм  -  общее  поэтическое
настроение, слагающееся из гнева  и  презрения;  чем  зрелее  становится
талант  поэта,  тем  реальнее  выражается  это   настроение   и   аккорд
разлагается на более частные, но зато и  более  определенные  мотивы.  В
основе "Думы" лежать те же лермонтовские чувства относительно "света"  и
"мира",  но  они  направлены   на   осязательные,   исторически   точные
общественные  явления:  "земля",  столь  надменно   унижаемая   Демоном,
уступает место "нашему поколению", и мощные, но смутные картины и образы
кавказской поэмы превращаются в жизненные типы и явления. Таков же смысл
и новогоднего приветствия на 1840 г. Очевидно, поэт быстро шел к  ясному
реальному творчеству, задатки  которого  коренились  в  его  поэтической
природе; но не без влияния оставались и столкновения со всем окружающим.
Именно они должны были намечать более  определенные  цели  для  гнева  и
сатиры поэта  и  постепенно  превращать  его  в  живописца  общественных
нравов. Роман "Герой нашего времени" - первая ступень на этом совершенно
логическом пути... Роль "льва" в петербугском свете заключилась  для  Л.
крупным недоразумением: ухаживая за кн. Щербатовой - музой стихотворения
"На светские цепи", - он встретил соперника  в  лице  сына  французского
посланника Баранта. В результате - дуэль, окончившаяся благополучно,  но
для Л.  повлекшая  арест  на  гауптвахте,  потом  перевод  в  тенгинский
пехотный полк, на Кавказе. Во время ареста Л. посетил  Белинский.  Когда
он познакомился с поэтом, достоверно неизвестно: по словам Панаева  -  в
СПб., у Краевского, после возвращения Л. с Кавказа; по  словам  товарища
Л. по университетскому пансиону, И. Сатина - в  Пятигорске,  летом  1887
года. Вполне достоверно одно,  что  впечатление  Белинского  от  первого
знакомства осталось  неблагоприятное.  Л.,  по  привычке,  уклонялся  от
серьезного разговора, сыпал шутками и остротами по поводу  самых  важных
тем - и Белинский, по его словам, не раскусил Л. Свидание на  гауптвахте
окончилось совершенно иначе: Белинский пришел в восторг и от личности, и
от художественных воззрений Л. Он увидел поэта "самим собой"; "в  словах
его было столько истины, глубины  и  простоты!"  Впечатления  Белинского
повторились на Боденштедте, впоследствии переводчике произведений поэта.
Казаться и быть для Л. были две вещи совершенно различные;  пред  людьми
мало знакомыми он предпочитал казаться, но был  совершенно  прав,  когда
говорил: "Лучше я, чем для людей кажусь". Близкое знакомство открывало в
поэте и любящее сердце, и отзывчивую душу, и  идеальную  глубину  мысли.
Только Л. очень немногих считал достойными этих своих сокровищ... Прибыв
на Кавказ, Л. окунулся в боевую жизнь и на  первых  же  порах  отличился
"мужеством и хладнокровием"; так  выражалось  официальное  донесение.  В
стихотворении Валерик и в письме к Лопухину Л. ни  слова  не  говорит  о
своих подвигах... Тайные думы Л. давно уже были отданы  роману.  Он  был
задуман еще в первое пребывание на Кавказе; княжна  Мери,  Грушницкий  и
доктор Вернер, по словам того же Сатина, были списаны с оригиналов еще в
1887   г.    Последующая    обработка,    вероятно,    сосредоточивалась
преимущественно на личности главного героя, характеристика которого была
связана для поэта с делом самопознания  и  самокритики...  По  окончании
отпуска,  весной  1841  г.,  Л.   уехал   из   Петербурга   с   тяжелыми
предчувствиями - сначала в Ставрополь, где стоял тенгинский полк,  потом
в Пятигорск. По некоторым рассказам, он еще в 1837 г. познакомился здесь
с семьей Верзилиных и одну из сестер - Эмилию Верзилину  -  прозвал  "La
Rose du Caucase". Теперь он встретил рядом с ней гвардейского отставного
офицера, Мартынова, "мрачного и молчаливого", игравшего роль  непонятого
и разочарованного героя, в черкесском костюме с громадным  кинжалом.  Л.
стал поднимать его на смех, в присутствии красавицы  и  всего  общества.
Столкновения были неминуемы; в результате одного из них произошла  дуэль
- и  15  июня  поэт  пал  бездыханным  у  подножия  Машука.  Кн.  А.  И.
Васильчиков, очевидец событий и секундант Мартынова,  рассказал  историю
дуэли с явным намерением оправдать Мартынова, который был жив  во  время
появления рассказа в печати. Основная  мысль  автора:  "в  Л.  было  два
человека: один - добродушный, для небольшого кружка ближайших  друзей  и
для тех немногих лиц, к которым он имел  особенное  уважение;  другой  -
заносчивый  и   задорный,   для   всех   прочих   знакомых".   Мартынов,
следовательно,  был  сначала  жертвой,  а  потом  должен   был   явиться
мстителем. Несомненно, однако,  что  Л.  до  последней  минуты  сохранял
добродушное настроение, а его соперник пылал злобным чувством. При  всех
смягчающих обстоятельствах, о Мартынове еще  с  большим  правом,  чем  о
Дантесе, можно повторить слова поэта: "не мог понять в сей миг кровавый,
на что он руку подымал"...  Похороны  Л.  не  могли  быть  совершены  по
церковному обряду, не смотря на все хлопоты друзей. Официальное известие
об его смерти гласило: "15го июня, около  5  часов  вечера,  разразилась
ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами  Машуком
и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов".  По  словам
кн.  Васильчикова  в  11етербурге,  в  высшем  обществе,  смерть   поэта
встретили отзывом: "туда  ему  и  дорога"...  Спустя  несколько  месяцев
Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы. - В 1889 г., по  всероссийской
подписке, поэту воздвигнут памятник в Пятигорске. - Поэзия Л. неразрывно
связана с его личностью, она в полном смысле поэтическая  автобиография.
Основные  черты   лермонтовской   природы   -   необыкновенно   развитое
самосознание,  цельность  и  глубина  нравственного  мира,  мужественный
идеализм  жизненных  стремлений.  Все  эти  черты  воплотились   в   его
произведениях,  начиная  с  самых  ранних  прозаических  и  стихотворных
излияний и кончая зрелыми поэмами и романом. Еще в  юношеской  "Повести"

Страницы: «« « 1559   1560   1561   1562   1563   1564   1565   1566   1567  1568   1569   1570   1571   1572   1573   1574   1575   1576   1577  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь