Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1572   1573   1574   1575   1576   1577   1578   1579   1580  1581   1582   1583   1584   1585   1586   1587   1588   1589   1590  » »»

   Ливингстон Давид (Livingstone, 1813 - 1883) -  знаменитый  английский
путешественник; изучал богословие и медицину и  в  1840  г.  послан  был
лондонским миссионерским обществом в Капланд, миссионером. В 1849 г.  он
прошел от миссионерской станции Колобенг в стране бечуанов до оз. Нгами;
в 1851 г. достиг верхнего течения Замбези; в 1853 -  56  г.  прошел  всю
южную Африку от Замбези до Лоанды и назад до Квилимане;  в  1865  г.,  в
ноябре, открыл водопады Виктории на Замбези. Вернувшись на родину, издал
"Missionary travels and researches in South Africa". В марте 1858 г., по
поручению  правительства,  отплыл  с  братом  Чарльсом   и   5   другими
европейцами в Квидимане и область Замбези, поднялся до  истока  реки  из
оз. Ньясса, которого достиг 16 сентября 1859 г., открыв вблизи  его  оз.
Ширву; два раза посетил Равуму. Л. не  достиг  своей  настоящей  цели  -
искоренить торговлю невольниками и познакомить туземцев с земледелием  и
обработкой хлопка и поэтому в 1864  г.  вернулся  в  Англию,  где  издал
"Narrative of an expedition to the Zambesi". Осенью 1865 г. он отплыл  в
Занзибар как консул для внутренней Африки, поднялся по р. Равуме до  оз.
Ньяссы, обогнул южный его берег; перешел через  Чжамбези,  отдаленнейший
из истоков Конго, раньше открытый португальцами; в апреле 1867 г. пришел
к южн. концу оз. Танганайки, а в апр. 1868 г.  -  к  оз.  Моэро,  открыв
Луапулу из него вытекающую. 18 июля он открыл  оз.  Бангвеоло,  повернул
оттуда к северу до Уджиджина на Танганайке, где пробыл до июля 1869 года
и потом стал исследовать страну Маньема (на западе), из которой  в  1871
году вернулся в Уджиджи. Припасы истощились, здоровье Л. расстроилось; в
Уджиджи,  за  несколько  дней  перед  ним,  прибыл  американец   Стэнли,
посланный Гордоном Беннетом из Нью-Йорка для отыскания Л., о  котором  с
1869 г. не имелось известий. Помощь была весьма своевременна: экспедиция
Камерона из Англии не могла отыскать Л. Вместе со Стэнли Л. исследовал в
декабре 1871 г. сев. берега Танганайки и проводил его до Уньянъембе;  до
августа 1872 г. ожидал новых людей и припасов, потом  по  вост.  и  южн.
берегу Танганайки прошел в Казембе, отыскивая предполагаемые истоки Нила
у вост. части Бангвеоло. 1 мая 1873 г. Л. ум. от дизентерии в Читамбо, в
Илале. С большими опасностями верные слуги перенесли тело его  на  вост.
берег, откуда его перевезли в  Англию  и  похоронили  в  Вестминстерском
аббатстве. В Гласго и Эдинбурге поставлены ему статуи. Дневники и  карты
последнего восьмилетнего путешествия Л. изданы Н. Waller'ом:  "The  last
journals of D. L. in  Central  Afrika".  См.  еще:  Roberts,  "Life  and
explorations of D. L."; Stanley, "How I found L."; Behm, "L.  's  Reisen
in Innerafrika 1866 -  73";  R.  Andre,  "L.  der  Missionar";  Blaikie,
"Personal life of D. L."; Barth, "David L."; Plieninger, "David L.".
   Ливония - Под Л. в средние века разумелись все три  области,  лежащие
по вост. побережью Балт. моря,  т.  е.  нынеш.  Лифляндия,  Эстляндия  и
Курляндия. Л. была заселена  4-мя  народами:  ливами,  эстами  (финского
племени), леттгалой и латышами (литовск. племени).  Она  распадалась  на
следующие  области:  Унганния  (с  Дерптом),   Саккала   (с   Феллином),
Метсеполе, Идумея, Тореида, Антина,  Трикатия  и  Толова.  До  XIII  ст.
нельзя говорить о какой-либо общей  политич.  организации  Л.  Отдельные
племена жили в ней вполне  самостоятельно;  культурный  уровень  их  был
низкий. Их религия заключалась в поклонении  явлениям  природы.  Главным
богом у них был бог грома - Перкун, которому посвящались старые, вековые
дубы.  В  обычае  были  жертвоприношения;  лошадь   считалась   наиболее
благородной жертвой. На войне жители обнаруживали большую  свирепость  и
беспощадно четвертовали своих пленных. Покойники сжигались; пепел от  их
трупов сохранялся в урнах. В настоящее время найдено немало  таких  урн.
За покойником нередко сжигались и его любимые домашние животные,  лошади
и собаки; в могилу клали оружие, хлеб, мед,  монеты  и  пр.  История  Л.
может быть разделена  на  три  крупных  периода.  Первый  -  со  времени
утверждения здесь немцев, до 1562 г., когда основанная немцами орденская
организация Л. пала; в этот  период  все  3  провинции  составляли  одно
политическое целое. 2-й период - до 1710 г., когда Лифляндия  находилась
под властью сначала Польши (1562 - 1625), а затем Швеции (1625 -  1710),
Эстляндия - под властью одной Швеции, Курляндия -  под  властью  Польши,
3-й период - с начала XVIII ст. до настоящего  времени:  эпоха  русского
владычества, в Курляндии юридически  установленного  в  1795  г.  Первое
появление немцев в Л. относится к началу второй половины XII в. Это были
не бременцы, как прежде думали, а  вестфальцы  и  любчане,  которые  уже
раньше имели свои торговые склады на  Готланде,  в  Висби.  Из  Готланда
купцы  проникали  в  скандинавские  государства  и  на  дальний  Восток.
Сношения  немцев  с  туземцами  имели  сначала  характер   исключительно
торговый; первые наскоро сколачивали свои лавочки  и  выставляли  в  них
разную мелочь. Торговля была меновой. Те из немцев, которые оставались в
Л.,  поддерживали  деятельные  сношения  со  своими  соотечественниками;
немецкая колонизация принимала все более  и  более  широкие  размеры.  С
торговлей вскоре соединилась и миссионерская деятельность  Мейнгарда,  в
конце XII века. Он был первым епископом Л. (1186 - 1196);  столицей  его
был Икскуль (Икескола). Новая  епископия  находилась  в  зависимости  от
бременского архиепископа. Распространение христианства  встречало  в  Л.
большие препятствия со стороны  язычников-туземцев.  Мейнгарду  оказывал
покровительство полоцкий князь  Владимир.  В  1188  г.  Мейнгард  строит
первую церковь и укрепляет Икскуль. Неоднократно обращался он за помощью
к  римскому  папе;  Целестин  III  обещал  ему   свое   покровительство,
проповедовал крестовый поход против  ливонских  язычников,  обещал  всем
участникам в походе полное отпущение  грехов,  но  из  этого  ничего  не
вышло. Более успешною была сначала  деятельность  второго  епископа  Л.,
Бертольда  (1196  -  1199).  В  1198  г.  большое  крестоносное   войско
высадилось у устьев Двины  и  успешно  повело  борьбу  с  язычниками.  В
следующем году счастье изменило немцам: они были разбиты,  епископ  пал.
Немцы жестоко отомстили туземцам за его смерть. Водворение  христианства
выпало на долю третьего епископа Л.,  настоящего  основателя  ливонского
государства, Альберта фон  Буксгевден  или  Аппельдерн  (1199  -  1229).
Вооруженный апостол ливов, как называли Альберта,  заручился  помощью  и
дружбою датского короля Канута и вступил на ливонскую территорию, имея в
одной руке меч, в другой распятие.  Ему  без  особенного  труда  удалось
смирить ливов. Весною 1201 г. он основал  новый  город  -  Ригу;  первым
жителям ее он даровал преимущества и перенес туда епископский стол.  Для
утверждения  и  распространения  христианства  и  немецкой  культуры  на
востоке Балтийского моря Альберт основал здесь  духовно-рыцарский  орден
(1202), названный орденом меченосцев. Рыцари нового ордена давали клятву
безбрачия,  послушания  папе  и  епископу  и  обязывались  всеми  силами
распространять христианство. Во  главе  ордена  становился  магистр  или
мейстер;  следующую  иерархическую  ступень   составляли   комтуры   или

Страницы: «« « 1572   1573   1574   1575   1576   1577   1578   1579   1580  1581   1582   1583   1584   1585   1586   1587   1588   1589   1590  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь