Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1572 1573 1574 1575 1576 1577 1578 1579 1580 1581 1582 1583 1584 1585 1586 1587 1588 1589 1590 » »» Ливингстон Давид (Livingstone, 1813 - 1883) - знаменитый английский путешественник; изучал богословие и медицину и в 1840 г. послан был лондонским миссионерским обществом в Капланд, миссионером. В 1849 г. он прошел от миссионерской станции Колобенг в стране бечуанов до оз. Нгами; в 1851 г. достиг верхнего течения Замбези; в 1853 - 56 г. прошел всю южную Африку от Замбези до Лоанды и назад до Квилимане; в 1865 г., в ноябре, открыл водопады Виктории на Замбези. Вернувшись на родину, издал "Missionary travels and researches in South Africa". В марте 1858 г., по поручению правительства, отплыл с братом Чарльсом и 5 другими европейцами в Квидимане и область Замбези, поднялся до истока реки из оз. Ньясса, которого достиг 16 сентября 1859 г., открыв вблизи его оз. Ширву; два раза посетил Равуму. Л. не достиг своей настоящей цели - искоренить торговлю невольниками и познакомить туземцев с земледелием и обработкой хлопка и поэтому в 1864 г. вернулся в Англию, где издал "Narrative of an expedition to the Zambesi". Осенью 1865 г. он отплыл в Занзибар как консул для внутренней Африки, поднялся по р. Равуме до оз. Ньяссы, обогнул южный его берег; перешел через Чжамбези, отдаленнейший из истоков Конго, раньше открытый португальцами; в апреле 1867 г. пришел к южн. концу оз. Танганайки, а в апр. 1868 г. - к оз. Моэро, открыв Луапулу из него вытекающую. 18 июля он открыл оз. Бангвеоло, повернул оттуда к северу до Уджиджина на Танганайке, где пробыл до июля 1869 года и потом стал исследовать страну Маньема (на западе), из которой в 1871 году вернулся в Уджиджи. Припасы истощились, здоровье Л. расстроилось; в Уджиджи, за несколько дней перед ним, прибыл американец Стэнли, посланный Гордоном Беннетом из Нью-Йорка для отыскания Л., о котором с 1869 г. не имелось известий. Помощь была весьма своевременна: экспедиция Камерона из Англии не могла отыскать Л. Вместе со Стэнли Л. исследовал в декабре 1871 г. сев. берега Танганайки и проводил его до Уньянъембе; до августа 1872 г. ожидал новых людей и припасов, потом по вост. и южн. берегу Танганайки прошел в Казембе, отыскивая предполагаемые истоки Нила у вост. части Бангвеоло. 1 мая 1873 г. Л. ум. от дизентерии в Читамбо, в Илале. С большими опасностями верные слуги перенесли тело его на вост. берег, откуда его перевезли в Англию и похоронили в Вестминстерском аббатстве. В Гласго и Эдинбурге поставлены ему статуи. Дневники и карты последнего восьмилетнего путешествия Л. изданы Н. Waller'ом: "The last journals of D. L. in Central Afrika". См. еще: Roberts, "Life and explorations of D. L."; Stanley, "How I found L."; Behm, "L. 's Reisen in Innerafrika 1866 - 73"; R. Andre, "L. der Missionar"; Blaikie, "Personal life of D. L."; Barth, "David L."; Plieninger, "David L.". Ливония - Под Л. в средние века разумелись все три области, лежащие по вост. побережью Балт. моря, т. е. нынеш. Лифляндия, Эстляндия и Курляндия. Л. была заселена 4-мя народами: ливами, эстами (финского племени), леттгалой и латышами (литовск. племени). Она распадалась на следующие области: Унганния (с Дерптом), Саккала (с Феллином), Метсеполе, Идумея, Тореида, Антина, Трикатия и Толова. До XIII ст. нельзя говорить о какой-либо общей политич. организации Л. Отдельные племена жили в ней вполне самостоятельно; культурный уровень их был низкий. Их религия заключалась в поклонении явлениям природы. Главным богом у них был бог грома - Перкун, которому посвящались старые, вековые дубы. В обычае были жертвоприношения; лошадь считалась наиболее благородной жертвой. На войне жители обнаруживали большую свирепость и беспощадно четвертовали своих пленных. Покойники сжигались; пепел от их трупов сохранялся в урнах. В настоящее время найдено немало таких урн. За покойником нередко сжигались и его любимые домашние животные, лошади и собаки; в могилу клали оружие, хлеб, мед, монеты и пр. История Л. может быть разделена на три крупных периода. Первый - со времени утверждения здесь немцев, до 1562 г., когда основанная немцами орденская организация Л. пала; в этот период все 3 провинции составляли одно политическое целое. 2-й период - до 1710 г., когда Лифляндия находилась под властью сначала Польши (1562 - 1625), а затем Швеции (1625 - 1710), Эстляндия - под властью одной Швеции, Курляндия - под властью Польши, 3-й период - с начала XVIII ст. до настоящего времени: эпоха русского владычества, в Курляндии юридически установленного в 1795 г. Первое появление немцев в Л. относится к началу второй половины XII в. Это были не бременцы, как прежде думали, а вестфальцы и любчане, которые уже раньше имели свои торговые склады на Готланде, в Висби. Из Готланда купцы проникали в скандинавские государства и на дальний Восток. Сношения немцев с туземцами имели сначала характер исключительно торговый; первые наскоро сколачивали свои лавочки и выставляли в них разную мелочь. Торговля была меновой. Те из немцев, которые оставались в Л., поддерживали деятельные сношения со своими соотечественниками; немецкая колонизация принимала все более и более широкие размеры. С торговлей вскоре соединилась и миссионерская деятельность Мейнгарда, в конце XII века. Он был первым епископом Л. (1186 - 1196); столицей его был Икскуль (Икескола). Новая епископия находилась в зависимости от бременского архиепископа. Распространение христианства встречало в Л. большие препятствия со стороны язычников-туземцев. Мейнгарду оказывал покровительство полоцкий князь Владимир. В 1188 г. Мейнгард строит первую церковь и укрепляет Икскуль. Неоднократно обращался он за помощью к римскому папе; Целестин III обещал ему свое покровительство, проповедовал крестовый поход против ливонских язычников, обещал всем участникам в походе полное отпущение грехов, но из этого ничего не вышло. Более успешною была сначала деятельность второго епископа Л., Бертольда (1196 - 1199). В 1198 г. большое крестоносное войско высадилось у устьев Двины и успешно повело борьбу с язычниками. В следующем году счастье изменило немцам: они были разбиты, епископ пал. Немцы жестоко отомстили туземцам за его смерть. Водворение христианства выпало на долю третьего епископа Л., настоящего основателя ливонского государства, Альберта фон Буксгевден или Аппельдерн (1199 - 1229). Вооруженный апостол ливов, как называли Альберта, заручился помощью и дружбою датского короля Канута и вступил на ливонскую территорию, имея в одной руке меч, в другой распятие. Ему без особенного труда удалось смирить ливов. Весною 1201 г. он основал новый город - Ригу; первым жителям ее он даровал преимущества и перенес туда епископский стол. Для утверждения и распространения христианства и немецкой культуры на востоке Балтийского моря Альберт основал здесь духовно-рыцарский орден (1202), названный орденом меченосцев. Рыцари нового ордена давали клятву безбрачия, послушания папе и епископу и обязывались всеми силами распространять христианство. Во главе ордена становился магистр или мейстер; следующую иерархическую ступень составляли комтуры или Страницы: «« « 1572 1573 1574 1575 1576 1577 1578 1579 1580 1581 1582 1583 1584 1585 1586 1587 1588 1589 1590 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |