|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 » »» Оценяет он вино.
Он, теряя тихо трезвость,
Мысли блеск дает и резвость,
Умиляется душой,
И владея страстью, гневом,
Старцам мил, приятен девам,
И - доволен сам собой.
Из "Посланий" первое к Я. П. Полонскому очень метко характеризует
этого поэта; прекрасно по мысли и по форме послание к И. А. Плетневу
("За стаею орлов двенадцатого года с небес спустилася к нам стая
лебедей"). Простотою чувства и изяществом выдаются некоторые весение
стихотворения М. В отделе "Мисс Мери. Неаполитанский альбом"
действительно преобладает альбомное остроумие, весьма относительного
достоинства. В "Отзывах истории" истинным перлом можно признать "Емшан".
Стихотворные рассказы и картины из средневековой истории ("Клермонтский
собор", "Савонарола", "На соборе на Констанцском", "Исповедь королевы" и
др.), сделавшиеся самыми популярными из произведений М., заслуживают
одобрения особенно за гуманный дух, которым они проникнуты. Главный труд
всей поэтической жизни М. есть историческая трагедия, в окончательном
своем виде названная "Два мира". Первый ее зародыш, забытый,
по-видимому, самим автором (так как он о нем не упоминает, когда говорит
о генезисе своего произведения), мы находим в стихотв. (1845) "Древний
Рим" (в отделе "Очерки Рима"), в окончании которого прямо намечена тема
"Трех смертей" и "Смерти Люция".
Ты духу мощному, испытанному в битве,
Искал забвения достойного тебя.
Нет, древней гордости в душе не истребя,
Старик своих сынов учил за чашей яду:
Покуда молоды, плюща и винограду!
....................................................................
В конец исчерпай все, что может дать нам мир!
И выпив весь фиал блаженств и наслаждений,
Чтоб жизненный свой путь достойно увенчать,
В борьбе со смертию испробуй духа силы, -
И вкруг созвав друзей, себе открывши жилы,
Учи вселенную как должно умирать.
В 1852 г. на эту тему был написан драматический очерк "Три смерти",
дополненный "Смертью Люция" (1863), и, наконец, лишь в 1881 г., через 36
лет после первоначального наброска, явились в окончательном виде "Два
мира". Произведение, над которым так долго работал умный и даровитый
писатель, не может быть лишено крупных достоинств.
Идея языческого Рима отчетливо понята и выражена поэтом:
Рим все собой объединил,
Как в человеке разум; миpy
Законы дал и мир скрепил.
И в другом месте:
Единство в мире водворилось.
Центр - Кесарь. От него прошли
Лучи во все концы земли,
И где прошли, там появилась
Торговля, тога, цирк и суд,
И вековечные бегут
В пустынях римские дороги.
Герой трагедии живет верою в Рим и с нею умирает, отстаивая ее и
против надвигающегося христианства; то, во что он верит, переживет все
исторические катастрофы:
О, Рим гетер, шута и мима, -
Он мерзок, он падет!.. Но нет,
Ведь в том, что носит имя Рима,
Есть нечто высшее!.. Завет
Всего, что прожито веками!
В нем мысль, вознесшая меня
И над людьми, и над богами!
В нем Прометеева огня
Неугасающее пламя!
.................................................
Мой разум, пред которым вся
Раскрыта тайна бытия...
...................................................
Рим словно небо, крепко сводом
Облегший землю и народам,
Всем этим тысячам племен
Или отжившим, иль привычным
К разбоям лишь, разноязычным
Язык свой давший и закон!
Помимо этой основной идеи, императорский Рим вдвойне понятен и дорог
поэту, как примыкающий к обоим мирам его поэзии - к миру прекрасной
классической древности, с одной стороны, и к миру византийской
государственности - с другой: и как изящный эпикуреец, и как русский
чиновник-патриот М. находит здесь родные себе элементы. К сожалению,
идея нового Рима - Византии - не сознана поэтом с такою глубиною и
ясностью как идея первого Рима. Он любит византийско-русский строй жизни
в его исторической действительности и принимает на веру его идеальное
достоинство, не замечая в нем никаких внутренних противоречий. Эта вера
так сильна, что доводит М. до апофеоза Ивана Грозного, которого величие
будто бы еще не понято и которого "день еще прийдет". Нельзя, конечно,
заподозрить гуманного поэта в сочувствии злодеянием Ивана IV, но они
вовсе не останавливают его прославления и в конце он готов даже считать
их только за "шип подземной боярской клеветы и злобы иноземной". В конце
своего "Савонаролы", говоря, что у флорентийского пророка всегда был на
устах Христос, М. не без основания спрашивает "Христос! он понял ли
Тебя?" С несравненно большим правом можно, конечно, утверждать, что
благочестивый учредитель опричнины "не понял Христа"; но поэт на этот
раз совершенно позабыл, какого вероисповеданния был его герой - иначе он
согласился бы, что представитель христианского царства, не понимающий
Христа, чуждый и враждебный Его духу, есть явление во всяком случае
ненормальное, вовсе не заслуживающее апофеоза. Стихотв. "У гроба
Грозного" делает вполне понятным тот факт (засвидетельствованный самыми
благосклонными к нашему поэту критиками, напр. Страховым), что в "Двух
мирах" мир христианский, несмотря на все старания даровитого и искусного
Страницы: «« « 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |