Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1668   1669   1670   1671   1672   1673   1674   1675   1676  1677   1678   1679   1680   1681   1682   1683   1684   1685   1686  » »»

зверей: оленей, коз, кабанов, медведей, рысей и т. д. Изредка попадаются
барсы. Здесь же в верховьях Б. и М. Лабы, а также Белой, водятся  еще  в
большом  количестве  зубры,  а  на  вершинах  гор  много  туров   (Capra
caucasica) и серн. Горная полоса М.  отдела,  находящаяся  невдалеке  от
Черного моря, имеет теплый и очень влажный климат. Частые  дожди  мешают
здесь заниматься хлебопашеством, а осенью, при глинистой  почве,  делают
сообщение между  станицами  крайне  затруднительным.  Вследствие  обилия
осадков в здешних лесах  всюду  растут  рододендроны,  плющ,  попадается
самшит (Buxus sempervirens), а  папоротники  достигают  более  сажени  в
высоту.
   Н. Динник.
   Главное занятие жителей - хлебопашество.  В  среднем  (1886  -  1895)
ежегодно засевается озимою  пшеницею  100580  дес.,  рожью  13110  дес.,
яровою пшеницею 6145 дес., льном 160 дес.,  коноплею  1410  дес.,  овсом
5350 дес., ячменем 2512  дес.,  полбою  580  дес.,  просом  10550  дес.,
гречихою 1375 дес., кукурузою 6360 дес., горохом 480 дес., чечевицею 245
дес., бобами 230 дес., картофелем 6420 дес. Собирается:  озимой  пшеницы
6525800 пд., ржи 720450 пд., яровой пшеницы 351430 пд., льняного  семени
3150 пд. и волокна 2320 пд., конопляного  семени  18420  пд.  и  волокна
30270 пд., овса 346370 пд., ячменя 142800 пд., полбы  68450  пд.,  проса
526400 пд., гречихи 37110 пд., кукурузы 353870 пд.,  гороха  20200  пд.,
чечевицы 13450 пд., бобов 17310 пд., картофеля 198500 пудов. В последние
годы развивается употребление усовершенствованных орудий (всего  в  1892
г. их было не более 5 тыс.). Под табаком 1803 дес., собрано  109499  пд.
табаку. Ульев 41977; получено меду 7672 пд. и воску 370  пд.,  всего  на
37195 р. К 1 января 1893 г. было скота у коренных жителей 322672 гол., у
иногородних - 124497. Лошадей в 1894 г. считалось 48870, рогатого  скота
рабочего 38120 и гужевого 124742 гол., овец тонкорунных 29310 и простых.
63550, свиней 59611, коз 6930, буйволов  882.  Особенно  развиты  лесные
промыслы (трости, дранка, доски,  колесный  и  поделочный  лес  и  пр.).
Фабрик и заводов и промышленных заведений  686,  с  2018  рабочими  и  с
оборотом в 904 тыс. тр. По оборотам первое место занимают 2 винокуренных
завода (641185 р.), по количеству - мельницы, которых было  паровых  16,
водяных 216, ветряных 36 и конных 3. Молотилок паровых 155, конных  132.
Канатный зав. 1, известковый 1, нефтяной 1,  чембарных  4,  суконный  1,
шерстобитный 1, бондарных 38, маслобоен 49, кожевенных 8,  кирпичных  8.
Всех жителей (без города) было к 1 янв. 1895 г.  197099  (101875  мжч.):
православных 169591, раскольников 4357, католиков  360,  протестантов  и
лютеран 549,  арм.  григор.  363,  евреев  98,  магометан  21672,  проч.
исповеданий 119. Дворян 1146, духовного сословия  622,  поч.  граждан  и
купцов 158, мещан 8395, крестьян 71697, военных сословий 93587, горцев и
других инородцев 20637, иностранных подданных 613, проч.  сословий  244.
Великоруссов  105400,  малороссов  69120,  абахазцев  (абазинцев)  3670,
абадзехов 2680, бжедухов 1300, шапсугов  800,  натухайцев  1400,  прочих
адыгейцев (черкесов) 10600, армян 360,  евреев  98,  немцев  625,  проч.
народностей 2056. Правосл. церквей 56 и  Михайловская  мужская  пустынь;
неправославных церквей 7. Домов каменных 6,  деревянных  35018.  Нежилых
зданий 610. Школ станичных 21, церковноприходских 30, мин.  нар.  просв.
5. При многих школах есть  сады,  пасеки  и  червоводни.  Две  больницы,
аптека, 5 врачей, 28 фельдшеров,  1  ветер,  врач  и  12  фельдшериц,  1
повивальная бабка. Казачьих станиц и  хуторов  51,  селений  государств,
крестьян и отставных солдат  6,  горских  аулов  15.  В  археологическом
отношении интересны долмены Богатырского дома ст. Боговской (ср.  Е.  Д.
Фелицын, "Кубанские древности").
   А.Ф. С.
   Маймонид (Моисей бен-Маймон бен-Иосиф, по-араб. Абу  Амран  Муса  ибн
Маймун обаид Алла, у евреев известен под  аббревиатурой  Рамбам  1135  -
1204) - знаменит. вероучитель  еврейства,  самый  крупный  представитель
арабо-исп. эпохи в истории еврейской мысли, сочетавший  в  своих  трудах
оба направления этой эпохи  -  философское  и  талмудическое,  сыгравший
видную роль и в истории христианской схоластики. М.  -  сын  кордовского
раввина,  который,  по  взятии  Кордовы  альмогадами  (1148),  бежал   с
семейством в Фец и вынужден был  принять  магометанство.  Пробравшись  в
1165 г. в Иерусалим, М. открыто вернулся к вере  отцов,  поселился  близ
Каира и сделался главою еврейской общины и придворным врачем Саладина. В
тринадцати Ани-Мамип  (Верую)  М.  сконцентрировал  сущность  еврейского
вероучения, а в единственной книге, написанной им  на  еврейском  яз.  -
"МишнеТора", впоследствии переименованной в "Яд-га-Хазака"  -  дал  свод
всего еврейского  законодательства,  возведя  все  мелкие  постановления
Талмуда на степень обязательных законов. Сам  М.,  однако,  неоднократно
разрешал вопросы вопреки постановлениям этого  свода,  как  бы  указывая
раввинам, что они должны  принимать  в  соображение  условия  времени  и
требования жизни. Наряду с систематизацией законодательства. М.  изложил
в "Мишне-Торе" и свои воззрения на философию  и  этику  иудаизма,  между
прочим и свое возвышенное учение о бессмертии души, о загробной жизни  и
воздаянии. Основным принципом этики М. ставит безусловную свободу  воли:
всесильный Бог знает силу человека, но не направляет ее; человек  должен
стремиться к добру не ради награды, а ради самого добра  и  из  любви  к
Богу;  высшее  благо  на  земле  есть  познание  истины  -   блаженство,
равносильное познанию Бога. Занятия наукою и  философией  М.  вменяет  в
религиозную обязанность каждому мыслящему еврею, утверждая, что истинная
религия и истинная философия не противоречат друг другу. Доказательствам
этого положения посвящена  его  книга:  "Морэ  Невухим",  в  которой  он
стремился  примирить  еврейское  вероучение  с  философией   Аристотеля.
Необходимость  такого  примирения  М.  мотивировал   тем,   что   чистая
монотеистическая  идея  затемнилась  в  иудаизме  многими   чуждыми   ей
элементами. В "Морэ  Невухим"  М.  развивает  метафизическое  учение  об
атрибутах Божества, которые он освобождает от всякой материализации.  М.
написал еще "Хохмат га-ибур" (трактат о календарном  счислении),  "Милот
гигоин" (руководство по логике) и мн. др. "Морэ  Невухим"  М.  (в  араб.
подлиннике "Delalat Alh'irin" переведено на франц. яз. Мунком ("Le Guide
des Egares", П., 1856 - 66); первая  часть  его  в  нем.  переводе  изд.
Фюрстенталем (Кротошин, 1839), третья часть - Шейером (Франкфурт на  М.,
1838). Ср. И. Гурдянд, "О влиянии философии мусульм. религии,  а  именно
мутакалимов, мутазалимов и  амаров,  на  философию  религии  М."  (СПб.,
1863); Weiss, "Rabbi Moses ben Maimon" (B., 1881;  на  древнеевр.  яз.);
Eisler, "Vorlesungen uber die jud. Philosophen  des  Mittelalters"  (B.,
1870 - 76); Gratz. "Geschichte  der  Juden"  (т.  6,  Лпц.,  1871;  есть
русский перевод); Guttman, "Das Verballniss des Thomas  von  Aquino  zum
Judenthum" (Геттинг., 1891); Bardowicz, "Die rationale  Schriftauslegung

Страницы: «« « 1668   1669   1670   1671   1672   1673   1674   1675   1676  1677   1678   1679   1680   1681   1682   1683   1684   1685   1686  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь