Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1670   1671   1672   1673   1674   1675   1676   1677   1678  1679   1680   1681   1682   1683   1684   1685   1686   1687   1688  » »»

характера, а потом стиля Возрождения, в гербах, аллегорических фигурах и
эмблемах и отчасти в религиозных сценах.  Отличительными  признаками  М.
пезарского происхождения (главные мастера  -  Джиронамо  дел-де-Габбиче,
его два сына, Бернардино Гальярдино и Якомо  Ланфранко)  преимущественно
служат желтая полива и лиловатый металлический отблеск .  Здесь  впервые
стали изображать на  чашах  и  блюдах  бюсты  и  конные  фигуры  воинов,
рыцарские сцены и портреты  молодых  женщин  (amamorie).  Специальностью
КастельДуранте был глубокий голубой или золотисто-желтый фон, на котором
изображались,  преимущественно  белою  и   серою   красками,   арабески,
арматура, грифоны, сирены, амуры, густые гирлянды, пучки цветов и т.  п.
Из мастерской Деруты, устроенной  учеником  Л.,  делла-Роббиа,  Антонием
дель-Дуччьо, выходила посуда с рельефами, вазы в  виде  сосновых  шишек,
тонкие М., расписанные орнаментами  и  изображениями  женских  бюстов  и
исторических сюжетов; господствующими в ней красками  были  голубая  или
бистрового цвета, рефлексы - янтарные. Фаэнца отличалась легкостью своих
изделий и превосходною, белою, блестящею  их  поливой;  орнаментация  их
состояла по большой части  в  изящных  арабесках,  светлых  на  светлом,
преимущественно  лиловато-сером  фоне  .  В  середине  XVI  ст.   манера
исполнения и сюжеты фаэнцских  М.  несколько  изменились,  и  они  стали
сильно походить на  урбинские  вследствие  перехода  в  Фаэнцу  тамошних
мастеров; желтого цвета с металлическим отблеском эта местность не знала
до конца. Производство прекрасных М. развивается, во 2-й половине XV в.,
в Неаполе и его окрестностях (так назыв. абруццская школа).  Из  здешних
фабрик выдается над всеми достоинством своих работ основанная в Кастелли
и управляемая талантливыми  мастерами  Нордо  ди-Кастелли  и  Антониусом
Лоллусом.  Последнему  приписывают  изобретение  позолоты   по   фаянсу,
заимствованное от него  урбинскими  и  друг.  итальянскими  керамистами.
После следовавшего затем  продолжительного  упадка,  фабрика  эта  снова
возвышается в конце XVII в., благодаря трудам Джованни  Груе,  потомство
которого поддерживает ее репутацию до самой средины XVIII ст. Из  прочих
пунктов Италии, имевших мастерские М., следует назвать Венецию. Между ее
разнообразными изделиями особенно замечательны, в XVII  ст.,  тарелки  и
блюда из плотной, стекловидной и легковесной глины, издающие  при  ударе
металлический  звук;  края  их  украшены  по  большой  части  рельефными
изображениями плодов  и  листьев,  а  дно  -  живописью,  представляющей
человеческие фигуры, иногда копии с картин Тициана и других  живописцев.
С начала XVIII ст., под влиянием вкуса времени, пристрастного к  роскоши
и маньеризму, отдающему предпочтение фарфору перед фаянсом, М.  начинает
падать повсеместно в Италии  и  превращаться  из  искусства  в  рутинное
ремесло. Новейшие попытки возродить ее в этой стране не привели  пока  к
результатам, которые затмили бы достоинство старинных  изделий  того  же
рода и уменьшили бы их интерес в глазах любителей изящного. Производство
М. было занесено из Италии во Францию, где вообще, при королях Франциске
I и Генрихе II, изготовление художественной посуды стояло очень  высоко;
но возникшие здесь майоликовые мастерские  мало  помалу  были  вытеснены
фабриками фаянса. М. была известна также Швейцарии, Австрии, Германии  и
Нидерландам; однако, нигде  не  достигала  такого  совершенства,  как  в
классической стране  искусства.  Образцы  М.  можно  видеть  в  СПб.,  в
Отделении Средних Веков и эпохи Возрождения Имп.  Эрмитажа,  а  также  в
музеях  Имп.  общества  поощрения  художеств  и   центрального   училища
прикладного искусства бар. Штиглица.  Ср.  F.  de  Mely,  "La  Ceramique
italienne" и A. Genolini, "Maioliche italiane" (Милан, 1881).
   А. С - в.
   Майоран  (Origanum  Majorana  L.)  -  растение  из  сем.  губоцветных
(Labiatae), богатое ароматическим  маслом.  Однолетняя  или  многолетняя
трава, до 1/2 м. высотою. Листья эллиптические  тупые,  с  обеих  сторон
серовойлочные. Чашечка с одной стороны  надрезана  почти  до  основания;
передние зубчики короче задних. Дико растет в Сев. Америке, средней Азии
и  южной  Европе.  Употребляется,  как   медицинское   растение   (Herba
majoranae),  в  виде  травы  или  майоранного  эфирного   масла   (oleum
mojaranae), М. очень чувствителен к  холоду,  поэтому  у  нас  достигает
полного развития только при посеве в парнике и последующей пересадки  на
гряды. При посадке прямо в грунт не дает семян даже в средних губерниях,
а  сама  трава  получается  лишь  позднею  осенью.  Вкус  и   запах   М.
горьковато-ароматический.  В  пищу  употребляются  листья  с  цветочными
почками, срезанными в период цветения. Служит  также  для  приготовления
ароматического уксуса, в роде эстрагона.  Иногда  посевной  М.  заменяют
душицею (Origanllin vulgare), которая растет у нас повсюду,  но  ценится
ниже.
   Майя  (Мауа,  множеств,  число  Mayab)   -   наименование   населения
полуострова  Юкатан  и  отчасти  других  областей  Мексики,   Гватемалы,
Гондураса и С. Сальвадора. До прихода испанцев в стране М.  существовало
большое количество мелких владений; поселение Майяпан,  под  управлением
династии Коком, имело, по преданию, как бы гегемонию в общем  союзе.  По
словам туземцев, оно было разрушено за 125 лет до прихода испанцев. Весь
образ жизни М. в доиспанское время был  сходен  с  мексиканским,  только
приноровлен к гораздо более  теплому  климату.  Дома  были  просторны  и
легки, покрыты соломою или пальмовыми  листьями  и  с  большим  навесом.
Одежда мужчин состояла из повязки для прикрытия наготы, у  женщин  -  из
платка, обмотанного вокруг бедер .  М.  стискивали  головы  детей  между
досками, чтобы дать им длинный, сплющенный вид. Они  заостряли  точением
зубы, пробуравливали носовую перегородку  и  татуировали  верхнюю  часть
тела. Календарь их в существенных чертах был тождествен с  мексиканским,
равно как и авгурское искусство; лишь имена знаков и картин - иные, хотя
относительно большей их части можно доказать, что они вытекают из тех же
представлений, как и соответствующие мексиканские. Картины у М. получили
значение письменных символов. М. далеко оставили за собою мексиканцев  в
изобилии архитектурных памятников и в развитии иероглифического  письма.
Как и  другие  среднеамериканские  народности,  М.  не  умели  возводить
сводов. Их крутые пирамиды, длинные, низкие фасады  дворцов,  с  узкими,
кверху   трехугольником   сходящимися   отверстиями   для   дверей,   не
представляют красоты линии или композиции. Зато в декорации М.  достигли
многого. Она состоит из несколько раз переплетенных или как бы вдвинутых
друг в друга орнаментов, образцами которых были узоры  тканей,  особенно
сеткоооразных. Война с испанцами заставила М. разбрестись по лесам.  Ср.
Stoll, "Die Sprache der Ixil Indianer. Ein Beitrag  zur  Ethnologie  und
Linguistik  der  Maya"  (Лпц.,  1887);  его  же,  "Die  Mayasprache  der
Pokomgruppe" (Вена, 1888). Иероглифы М. сохранились  в  4  рукописях  (в
Дрездене, Париже  и  Мадриде);  они  дают  или  изображения  фигур,  или
соединены в группы 4  или  6  иероглифов  над  фигурными  изображениями.

Страницы: «« « 1670   1671   1672   1673   1674   1675   1676   1677   1678  1679   1680   1681   1682   1683   1684   1685   1686   1687   1688  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь