Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1695   1696   1697   1698   1699   1700   1701   1702   1703  1704   1705   1706   1707   1708   1709   1710   1711   1712   1713  » »»

музее Studi хранится, далее,  коллекция  латинских  свитков  (volumina),
открытых в Геркулануме. На половину истлевшие от действия лавы,  они,  с
большою  осторожностью  при  раскатывании,  успешно  были  укреплены  на
проклеенное  полотно.  От  императорской  эпохи  до   нас   дошли   лишь
немногочисленные рукописи: ватиканский Tepeций (эпохи Септимия  Севера),
-  библейский  список  семидесяти   толковников   или   так   называемый
ватиканский кодекс, александрийский  кодекс,  принадлежащий  британскому
музею (тоже библейский текст, писанный греческими прописными буквами), -
Диоскорид,  принадлежащий  неаполитанской  библиотеке,   и   др.   Среди
манускриптов, дошедших до нас от II.  и  III  в.  по  Р.  Хр.,  особенно
многочисленны списки Ветхого  и  Нового  Завета.  Что  касается  древних
рукописных списков светских писателей, то они более или  менее  известны
на перечет. Таковы Виргилий, на  велине,  флорентийской  библиотеки  св.
Лаврентия (IV в), Тит  Ливий  -  импер.  венской  библиотеки  (V  в.)  и
"Иудейские  древности"   Иосифа   Флавия   -   амброзианской   миланской
библиотеки.  Начиная  с  эпохи  Карла   Великого   число   сохранившихся
манускриптов значительно  умножается.  Из  них  особенно  примечательны:
Библия,  писанная  рукою  Алкуина,  часослов  Карла  Великого,   венский
псалтирь Дагульфа, подаренный Карлом Великим Адриану I в 772 г.  Начиная
с  Х  века,  когда  ученость  опять  входит  в   честь,   в   монастырях
изготовляется  масса  всевозможных  манускриптов,   которые   и   теперь
переполняют  монастырские  ризницы   и   рукописные   отделы   важнейших
европейских библиотек. Монахи, которые долгое время  были  единственными
каллиграфами, полагали на переписку  рукописей  кропотливое  старание  и
удивительное  терпение.  Их  трудолюбивым  перьям,  главным  образом,  и
принадлежат дошедшие до нас списки сочинений древних классиков и хроники
тех времен, когда жили эти скромные деятели. В  каждом  почти  монастыре
имелась особая  зала,  scriptorum,  где  монахи  занимались  перепискою.
Занятая  в  scriptorium'е  определялись  особым  уставом;   библиотекарь
распределял между монахами отрывки для списывания и поставлял материалы,
нужные для переписки. Переписка производилась в благоговейном молчании и
считалась делом угодным Богу; в самый scriptorium во время занятий никто
даже из братий не допускался, кроме аббата, приopa и его помощника.  Так
как М. стоили очень дорого,  то  нередко  в  конце  рукописи  помещалось
примечание, призывавшее на похитителя ее кару небес  и  ввержение  в  ад
(Насколько М. дорого ценились, можно  судить  по  следующим  примерам  :
Людовик XI, взяв для  временного  пользования  у  парижского  факультета
сочинения арабского писателя Paзия, должен был внести в виде залога  сто
золотых крон; десять марок серебра, предложенные в обеспечение за  томик
Авицены,  показались  собственникам  рукописи  недостаточною  гарантиею.
Рукописи охотно принимались в заклад даже ростовщиками.)
   В  Xlll  -  XV  вв.  параллельно  с   монастырскими   scriptorium'aми
образуются светские братства  переписчиков,  соперничавшие  в  работе  с
клириками. В XV в. европейских ученых охватило  лихорадочное  стремление
отыскивать и приобретать старинные рукописи: Медичи, благодаря  обширным
коммерческим оборотам со всем миром, собрали во  Флоренции  неисчислимые
литературные сокровища. Сицилиец Ауриспа, апостолический  секретарь,  за
время своих  путешествий  собрал  230  рукописей  и  в  одном  из  писем
рассказывает, что ему без труда доставались рукописи светских писателей,
но греки очень неохотно расставались со списками духовных сочинений.  То
была эпоха увлечения книжною мудростью, когда Панормита  распродал  свои
земли, чтобы приобрести Тита Ливия; когда флорентинец Николи  разорялся,
чтобы составить собрание из 800 томов рукописей, которые по  его  смерти
должны  были   послужить   основанием   для   образования   общественной
библиотеки; когда Косьма Медичи улаживал  политическия  недоразумения  с
Альфонсом  арагонским,  королем  неаполитанским,  уступая  ему  желанную
рукопись; когда Гварино Веронский, проф. в  Ферраре,  вследствие  утраты
ящика с рукописями, вывезенными им из Константинополя,  поседел  в  одну
ночь.  Куяций,  Питу,  де-Ту,  Скалигеры  и  Коттоны  были   неутомимыми
разыскателями древних манускриптов; эти последние порою находились  там,
где их  менее  всего  можно  было  ожидать  найти.  Так,  Поджио  открыл
Institutiones Квинтилиана в источенном червями  ящике,  под  развалинами
надворной постройки Сен-Галленского монастыря. Вообще в  этом  отношении
Поджио  Брачиолини  везло:  благодаря   ему   открыты   несколько   книг
Argonautica Валерия Флакка,  философская  поэма  Лукреция,  многие  речи
Цицерона, сочинение Колумеллы о земледелии и т. д. Самый драгоценный  из
списков Тацитовых аннал был открыт в одном из  вестфальских  монастырей;
подлинный Юстинианов кодекс попал в руки пизанцев  по  взятии  приступом
одного из  калабрийских  городков,  а  впоследствии,  в  виде  победного
трофея, перешел  к  флорентийцам.  Множество  манускриптов,  заключавших
драгоценнейшие памятники древних литератур, подверглись в  средние  века
своеобразному уничтожению: написанное  на  пергаменте  выцарапывалось  и
стиралось, а на отчищенном  таким  образом  дорогом  материале  писались
заново какие-нибудь средневековые жития .  Многие  М.,  о  существовании
которых было известно в начале  новых  веков,  ныне  исчезли  бесследно.
Порою бывало и так,  что  писатели,  не  особенно  щекотливые,  выдавали
разысканные ими древние  рукописи  за  собственные  труды,  и  наоборот.
Многие каллиграфы приобрели европейскую славу, и даже после  изобретения
книгопечатания М. удержали значение художественных произведений. Один из
искуснейших каллиграфов новейшего времени был Николай Жарри,  родившийся
в Париже в 1620 г. и умерший ок. 1674 г. Из его трудов славится особенно
Guirlande de Julie - сборник стихотворений, сочиненных  лучшими  поэтами
той эпохи и поднесенный герцогом де Монтозье его невесте, Юлии д'Анженн.
Этот  сборник,  в  30  листов,  снабжен  заглавным  листом,  на  котором
нарисована гирвянда цветов знаменитым художником Робером,  а  на  каждом
последующем листке повторен один из  цветков,  входящих  в  состав  всей
гирлянды. Драгоценность работ Жарри породила целый ряд подлогов; за  его
работы выдавались произведения его учеников  и  других  каллиграфов.  До
конца XVIII в. находились трудолюбивые монахи,  которые  посвящали  свои
досуги  переписки  рукописей.  Так,  в  публичной  руанской   библиотеке
хранится  молитвенник  -  истинное  чудо  терпения  и  каллиграфического
искусства, на которое какой-то бенедиктинец XVIII в.  употребил  80  лет
жизни. Письмена, вошедшие в Европе в общий обиход со  времени  вторжения
варваров, имели  в  своей  основе  обычное  начертание  букв  римлянами.
Грамоты и  дипломы,  предшествующие  XIII  веку,  писаны  пятью  разного
характера почерками: капителью, уставом, строчными, курсивными буквами и
полууставом. В XIII в. начинается в  письменности  преобладание  готики,
которая проявляется  в  формах  шрифта,  состоящего  из  прописных,  или
строчных, или курсивных готических букв, или всех их  смешанных  вместе.
Весьма характерною особенностью в М. является употребление  произвольных

Страницы: «« « 1695   1696   1697   1698   1699   1700   1701   1702   1703  1704   1705   1706   1707   1708   1709   1710   1711   1712   1713  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь