Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1698   1699   1700   1701   1702   1703   1704   1705   1706  1707   1708   1709   1710   1711   1712   1713   1714   1715   1716  » »»

стм.); самки значительно меньше и  лишены  рогов.  В  летней  шерсти  М.
темно-бурый с светло-бурым пятном  вокруг  корня  хвоста,  к  крестце  и
ляшках; в зимнем наряде верхняя  сторона  буровато-серая,  пятно  вокруг
хвоста значительной величины и светло-охристого  цвета,  нижняя  сторона
темно-бурая (у благородного оленя нижняя сторона светлее). М. водится на
Алтае,  у  верховьев  Енисея  до  Красноярска;  по  лесистым  предгориям
Саянских гор, в Забайкалье, на Тянь-Шане, на Семиречинском и  Заилийском
Алатау, в горах вокруг Иссык-Куль и на Нарыне; на З изредка  доходит  до
водораздела между бассейном Тобола и рек Тургая  и  Сарысу.  Держится  в
еловых лесах, но спускается и в полосу лиственных лесов.
   Н. Кн.
   В промысловом отношении М. занимает в Сибири первое место между всеми
копытными дикими животными,  благодаря  высокой  ценности  его  весенних
рогов. Ежегодно сбрасываемые в конце декабря рога М.  с  конца  февраля,
начинают вновь отростать и получают в мае почти  настоящую  величину;  в
это время они еще мягки и богаты кровеносными  сосудами.  В  таком  виде
рога М. назыв.  пантами  или  мюнгесами  и  имеют  огромное  значение  в
торговле с китайцами: панты на месте (при среднем  весе  около  20  фн.)
скупаются по 5 - 10 р. за фунт, в пределах же Китая цена их  доходит  до
50  -  60  р.  и  даже  выше  за  фунт.  По  одним  слухам,  из   пантов
приготовляется сильнейшее возбуждающее средство, по другим же, ими лечат
женщин от бесплодия и облегчают трудные роды, вследствие чего, будто бы,
кусочки пантов, а при богатстве и  целые  рога,  составляют  непременную
принадлежность каждого приданого (Кроме  рогов  М.  теми  же  свойствами
обладают  и  ценятся  китайцами  еще  дороже   рога   оленя   пятнистого
(Приморская обл.)). К концу июня рога начинают костенеть, после чего они
утрачивают всякую почти  ценность.  Вследствие  этого  пантовка,  т.  е.
добывание М. из-за их рогов, производится лишь в мае и июне  месяцах;  в
остальное время года М. промышляют ради мяса их и шкуры, которая ценится
от 3 - до 8 р. Способы добывания М. те же, что  и  для  лося  .  Высокая
стоимость  пантов,  повлекшая  значительное  истребление  М.,  трудность
добывания этого осторожного  животного,  усложняемая  кратким  периодом,
когда рога имеют особенную ценность, наконец,  способность  М.  ручнеть,
легко переносить неволю и плодиться в ней - все это послужило к развитию
мараловодства, т. е. к содержанию и разведению М. в  особых  маральниках
(на Алтае, в Забайкалье и Приморской области). Для маральников отводится
пространство с ключевою или другою водою и  обносится  изгородью,  до  4
арш. высоты; внутри устраивается избушка для караульщика  и  пригон  для
ловли М.  во  время  снимки  рогов.  Маральники  пополняются  или  путем
приплода или же дикими животными, которых для этого ловят в ямы, а также
загоняют по снегу до изнеможения и,  затем,  накинув  на  рога  веревку,
уводят  к  себе.  В  последнее  время  стоимость   взрослых   самцов   -
производителей доходит до 300 - 400 р.; самки ценятся  гораздо  дешевле.
Летом животные кормятся в маральниках на подножном корму,  при-  чем  им
еще дается только соль, кусками или в размельченном  виде;  на  зиму  же
запасается сено.  Для  снятия  рогов  М.  загоняют  в  пригон,  где  его
связывают и поднимают, при помощи поддетых под брюхо веревок, на воздух;
спилив рога немного выше основания, посыпают остатки пеньков углем,  для
приостановления кровотечения, и зашивают их в войлок. После операции  М.
несколько дней болеют, но затем оправляются  и,  в  феврале,  сбрасывают
остатки рогов, после  чего  начинают  расти  новые.  Панты  домашних  М.
ценятся значительно дешевле пантов  убитых  диких  животных,  вследствие
чего на охоте, для доказательства дикого происхождения, рога  вырубаются
с частью черепа. Спиленные или вырубленные панты  тщательно  оберегаются
от повреждения, вымачиваются в рассоле или кирпичном чае,  обветриваются
и, затем, поступают в продажу. См. А. Черкасов, "Записки охотника  Вост.
Сибири" (СПб., 1884); В. Плотников, "М.  и  мараловодство"  ("Природа  и
Охота", 1880, VIII); А. Арандаренко, "Охота за изюбром на рев" (там  же,
1880, III); "Мараловодство" ("Русский  Охотник",  1891,  ј  46);  С.  Н.
Алфераки, "Кульджа и Тянь-Шань" (1891).
   С. Б.
   Мараны (исп. Marranos, от араб. maran  alha  -  проклятый;  у  евреев
анусим, т. е. отпавшие от веры по принуждению) -  в  Испании  в  Средние
века так назывались евреи, официально принявшие  господствующую  религию
(сначала мусульманство, потом христианство), но втайне сохранившие  веру
своих отцов; впоследствии название это было распространено и на  мавров,
наружным образом обратившихся в  христианство.  Среди  испанских  евреев
было много М., тогда как герм. евреи решались скорее идти на смерть, чем
хоть для вида отказываться от религии своих отцов. Вейсс  ("Rabbi  Moses
ben Maimon", Вена, 1881 - на древнеевр. яз.) пытается объяснить это тем,
что  арабы,  первые  допустившие  насилие  над  совестью,   были   менее
требовательны при обращении неофитов и менее  строги  в  надзоре  за  их
поведением: они довольствовались  тем,  что  новообращенные  произносили
формулу, признающую посланничество Магомета, и  от  времени  до  времени
посещали мечети. При такой снисходительности улемов, появились  раввины,
которые учили, что из-за  выполнения  формальностей  не  следует  евреям
жертвовать собою, так как они в душе могут оставаться евреями  и  втайне
даже  исполнять  еврейские  обряды.  При  господстве  мусульман   к   М.
принадлежала известная фамилия Маймонидов. Положение М. коренным образом
изменилось при утверждении  господства  христиан,  М.  были  отданы  под
надзор инквизиции, возводившей их массами на костер. Наряду  с  фактами,
указываемыми Вейссом, существенное значение имело и  то  обстоятельство,
что у исп. евреев религиозный фанатизм вообще был менее силен, чем у  их
герм. единоверцев. К М. католические  власти  обыкновенно  относились  с
большою подозрительностью. Многие из них достигали  звания  священников,
но не более. Единственный из М., достигший звания кардинала,  был  Толет
(Tolet), но он в церкви не пользовался ни властью, ни уважением.
   Марафон (MaraJwn) - селение в Аттике, верстах в 30 к СВ от  Афин,  на
Марафонской равнине, у подножия Пентелика,  одно  из  селений  так  наз.
Четырехградия; принадлежало к колену Леонтидскому. Находилось  на  месте
нынешней деревни Vrana, немного южнее деревни Marathona, которая  прежде
отожествлялась с древним М., прославленным победою  афинян  и  платейцев
над персидскими полчищами, 12 сент. 490 г. до Р. Хр. Битва  происходила,
во всяком случае, на Марафонской равнине, имеющей вид полулуния, концами
упирающейся в Марафонскую бухту, а с наружной стороны окаймленной  рядом
высот. Равнину делит на две части ручей того же имени. Марафонская бухта
замыкается с С мысом М. (древн. Кинаура).  Начальниками  персов  в  этом
походе были Датис и Артаферн; руководил походом  бывший  афинский  тиран
Гиппий,  жаждавший  отмстить  афинянам  и  возвратить  себе  власть.  По
разрушении Эретрии на Евбсе персы, с флотом, вошли в Марафонскую  бухту,

Страницы: «« « 1698   1699   1700   1701   1702   1703   1704   1705   1706  1707   1708   1709   1710   1711   1712   1713   1714   1715   1716  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь