Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1693   1694   1695   1696   1697   1698   1699   1700   1701  1702   1703   1704   1705   1706   1707   1708   1709   1710   1711  » »»

   А. Л.
   Мансар (Mansard, или, что правильнее, Mansart) - фамилия двух  франц.
архитекторов. 1) Франсуа М. (1598 - 1666). Из его построек замечательны:
дворец Гастона Орлеанского, в Блуа (1635 - 60), замок "Maisons" на  Сене
(1642 - 51), замечательная по своему вкусу реставрация Отеля-Карнавале в
Париже, и, наконец, монастырь и собор Валь-де-Грас, там  же,  начатый  в
1645 г.; эту последнюю постройку художнику не удалось окончить, так  как
своею смелостью и независимостью в  преследовании  художеств,  целей  он
навлек на себя немилость  королевы  Анны  Австрийской.  Впоследствии  он
осуществил задуманный им  проект,  в  меньшем  размере,  при  сооружении
капеллы замка  Фрэн  (Frenes).  Постройки  М.  отличаются  замечательной
уравновешенностью и  красотой  композиции.  По  своему  направлению,  он
принадлежит к последним  представителям  национальной  франц.  школы,  в
отличие  от  последующих  архитекторов,  сильно  зараженных  итальянским
влиянием. Хотя и до него архитекторы любили пользоваться высокими франц.
крышами для устройства в них жилых помещений, однако, М.  сообщил  этому
роду построек свое имя (mansarde),  так  как  особенно  охотно  и  часто
прибегал к ним для достижения декоративных эффектов. 2)  Жюль-Ардуэн  М.
(1646 - 1708), племянник предыдущего. Из его многочисленных работ особго
внимания заслуживают: обстройка Площади Побед  и  Вандомской  площади  в
Париже, перестройка незначительного охотничьего замка-павильона  Версаль
в колоссальный, всемирно известный дворец, сооружение большого  Трианона
в Версальском парке  и  дворца  Марли,  разрушенного  во  время  великой
революции. Лучшим его созданием должны считаться купол  и  фасад  церкви
Дома Инвалидов, в Париже, одного из  превосходнейших  памятников  франц.
зодчества. Людовик  XIV,  встретив  в  М.  даровитого  выразителя  своих
грандиозных замыслов, сделал его генерал-суперинтендантом всех  строений
Франции  и  возвел  в  графское  достоинство.   Стиль   его   отличается
великолепием и строгостью, хотя многие из его произведений  и  носят  на
себе отпечаток внутренней пустоты и театральной напыщенности.
   Мантапам -  преддверие  или  просцениум  индийских  храмов,  в  форме
открытого высокого павильона; здесь принимают и укрывают  идолов,  когда
их носят в процессиях.
   Мантенья (Андреа Mantegna, 1431 - 1506) - знаменитый итал.  живописец
и гравер, главный представитель падуанской школы раннего Возрождения. Он
был  приемный  сын  и  ученик  Фр.  Скварчоне;  подготовившись  под  его
руководством, развился далее под  влиянием  произведений  Донателло,  Ф.
Липпи и Як. Беллини. В самом раннем из своих произведений, исполненном в
сотрудничестве  с  др.  художниками  в  црк.  дельиЭремитани,  в   Падуе
("Крещение мага Гермогена", "Св.  Иаков  перед  Иродом  Агриппой".  "Св.
Иаков, благословляющий новообращенного", "Усекновение главы св.  Иакова"
и пр.) - М. уже выказывает любовь к классической древности и  знакомство
с античной пластикой, а также знание перспективы и уменье справляться  с
ракурсами. К той же ранней поре  его  деятельности  относятся:  алтарный
образ, написанный  для  црк.  св.  Юстины  в  Падуе  (ныне  находится  в
миланской галл. Брера), отличающийся большей  гармонией  тонов  и  более
мягкою лепкою тела;  "Св.  Евфимия"  (в  неаполитанском  музее),  полная
благородства и  строгости,  а  также  "Мадонна  на  троне  со  святыми",
исполненная для црк. св. Зенона в Bepoне; две части  пределлы  последней
иконы, замечательной по определенности рисунка, выразительности фигур  и
законченности деталей, находятся в музее гор. Тура, а средняя часть -  в
луврском музее. Переселение в Мантую, в 1459  г.,  послужило  на  пользу
художнику, способствуя смягчению резких  сторон  его  таланта.  К  этому
времени относятся: алтарный образ с маленькими фигурами,  написанный  им
для  дворцовой  капеллы  маркиза  (ныне  нах.  в  галлерее  Уффици,   во
Флоренции), "Св. Севастиан"  (в  венской  галлерее),  "Св.  Георгий"  (в
венецианской акд. худож.), "Мадонна с ангелами"  (в  берлинском  музее).
Главный труд, исполненный М. в  эту  пору  -  фрески  в  свадебной  зале
(camera de' sposi) мантуанского  замка,  сохранившиеся  вполне  лишь  на
одной стене, а на другой сильно пострадавшие. Они  изображают  сцены  из
семейной жизни Лодовико, немного тяжеловатые по композиции и формам,  но
полные могущественного величия и жизненной правды.  В  живописи  потолка
этой залы (амуры, сцены из легенд о  Геркулесе,  Оpине,  Орфее  и  пр.),
также вполне сохранившейся,  М.  является  основателем  новых  принципов
плафонной живописи, доведенных  потом  до  полного  развития  Корреджио.
Работая  преимущественно  для  мантуанских  маркизов,  Лодовико  и   его
преемников,  Федериго  и  Франческо,  М.  получал  заказы  и  от  других
итальянских владетельных особ, от Эсте, Медичей и  др.  Папа  Иннокентий
VIII пригласил его в Рим для расписания капеллы  в  бельведерской  вилле
(уничтоженной при Пие  VI).  Ко  времени  пребывания  художника  в  Риме
относится также чрезвычайно  тонкая  по  работе  Мадонна,  писанная  для
Франческо Медичи (ныне наход. в гал. Уффици).  По  возвращении  своем  в
Мантую, М. окончил девять больших картин, с  изображением  триумфального
шествия Цезаря. Эти  картины,  долженствовавшие  заменить  собою  тканые
ковры на стенах дворца Сан-Себасиано, сильно пострадали от реставраций и
ныне хранятся в гэмптон-коуртском замке близ Лондона. В них ярче, чем  в
какихлибо других произведениях М., выразилось его увлечение классическою
древностью. К  тому  же  позднему  периоду  деятельности  М.  относятся:
"Madonna della vittoria" (в Лувре), "Мадонна между  св.  Иоанном  и  св.
Магдалиной"  (в  лонд.  национ.  гал.),  привлекательные  по  мастерской
группировке  фигур,  величественности  композиции  в  нежности  отделки.
Немного позже этих картин из-под кисти М. вышли  две  другие  хранящиеся
теперь в луврской галерее, в Париже, и изображающие победу  добродетелей
над пороками, и "Парнас"; в них талант  М.  проявился  во  всей  полноте
своего  развития.  Последнею  работою  М.  был,   по-видимому,   "Триумф
Сципиона", найденный в мастерской художника после его смерти  (находится
в лонд. национ. галерее). Последние годы своей жизни М. провел в  нужде,
причиною которой была постройка  им  на  свой  счет  роскошной  семейной
капеллы при  црк.  св.  Андрея  в  Мантуе.  Главные  достоинства  М.,  -
величественность  концепции,  строгий  рисунок,  отличная  лепка  фигур,
основанная на изучении античной скульптуры, и сила выражения; слабые его
стороны - некоторая несмелость композиции и недостаточный  колорит.  Ему
принадлежит заслуга введения гравирования в Ломбардии; он один из первых
начал в своих  гравюрах  воспроизводить  собственные  композиции,  а  не
чужие. Наиболее любопытные из его  гравюр:  "Спящая  Мадонна"  (Br.  8),
"Христос между св. Андреем и Лонгином" (Вr. 6), "Положение во гроб" (Br.
3), "Борьба морских богов" (Br. 3), "Вакханалия", "Триумфальное  шествие
Цезаря" (шесть листов,  из  которых  самому  М.  принадлежат  несомненно
только два, Вr. 10 и 11).
   А. Н - в.

Страницы: «« « 1693   1694   1695   1696   1697   1698   1699   1700   1701  1702   1703   1704   1705   1706   1707   1708   1709   1710   1711  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь