Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1801   1802   1803   1804   1805   1806   1807   1808   1809  1810   1811   1812   1813   1814   1815   1816   1817   1818   1819  » »»

согласованный  с  основными  принципами  судебных   уставов   (устность,
гласность, состязательное начало). Закон о печати 1865 года  встретил  в
М. строгого критика; он находил  неудобным  одновременное  существование
изданий,  подлежащих  предварительной  цензуре   и   изданий,   от   нее
освобожденных, восставал против сосредоточения власти над печатью в лице
министра внутренних дел и желал решение по  делам  печати  возложить  на
учреждение коллегиальное и вполне самостоятельное. Самой важной мерой М.
было введение всеобщей воинской повинности. Воспитанное  на  привилегиях
высшие классы общества весьма несочувственно относились к этой  реформе;
купцы даже вызывались, в случае освобождения их от повинности,  на  свой
счет содержать инвалидов. Еще в 1870 г. образована была, однако,  особая
комиссия для разработки вопроса, а 1 января 1874 г. состоялся Высочайший
манифест  о  введении  всеобщей  воинской  повинности.   Рескрипт   имп.
Александра II на имя М. от 11 января 1874 г. поручал министру  приводить
закон  в  исполнение  "в  том  же  духе,  в  каком  он  составлен".  Это
обстоятельство выгодно отличает судьбу военной реформы от  крестьянской.
Что особенно характеризует воинский устав 1874 г.  -  это  стремление  к
распространению просвещения. М. был  щедр  на  предоставление  льгот  по
образованию, увеличивавшихся сообразно с его степенью  и  доходивших  до
3-х месяцев действительной службы. Непримиримым противником  М.  в  этом
отношении был министр нар. просвещения граф Д. А. Толстой,  предлагавший
ограничить  высшую  льготу  1  годом  и  уравнять  окончивших   курс   в
университетах с окончившими курс 6 классов классич. гимназий. Благодаря,
однако, энергичной и искусной защите М., проект  его  прошел  целиком  в
государственном совете; не удалось гр.  Толстому  ввести  и  приурочение
воинской  повинности  ко  времени  прохождения  университетского  курса.
Непосредственно для распространения образования в среде войска  М.  было
также  сделано  очень  много.  Помимо  издания  книг  и   журналов   для
солдатского чтения, были приняты меры к развитию самого обучения солдат.
Кроме учебных команд, в которых был  в  1873  г.  установлен  3-годичный
курс, были заведены ротные школы, в 1875 г.  изданы  общие  правила  для
обучения и пр. Преобразованиям подверглись и средние, и  высшие  военные
школы,  причем   М.   стремился   освободить   их   от   преждевременной
специализации, расширяя программу их в духе общего образования,  изгоняя
старые  педагогические  приемы,  заменяя  кадетские   корпуса   военными
гимназиями. В 1864 г. учреждены им были юнкерские училища. Число военных
учебных  заведений  вообще  было  увеличено;  повышен  уровень   научных
требований   при   производстве   в   офицеры.   Николаевская   академия
генерального  штаба  получила  новые  правила;  при  ней   был   устроен
дополнительный курс. Основанные М. в 1866 г. юридич. офицерские классы в
1867 г. были переименованы в военно-юридическую академию. Все  эти  меры
привели к значительному подъему  умственного  уровня  русских  офицеров;
сильно развившееся участие военных в разработке русской науки - дело  М.
Ему же русское общество обязано  основанием  женских  врачебных  курсов,
которые в войну 1877 - 78 гг. оправдали возлагавшиеся  на  них  надежды;
это  учреждение  закрылось  вскоре  по  выходе   М.   из   министерства.
Чрезвычайно  важен  и  целый  ряд  мер  по  реорганизации  больничной  и
санитарной части в войсках, благоприятно отозвавшихся на здоровье войск.
Офицерские  заемные  капиталы  и  военно-эмеритальная  касса   были   М.
реформированы. организованы были офицерские собрания,  изменена  военная
организация армии, учреждена военно-окружная  система  (6  августа  1864
г.),  переустроены  кадры,  реорганизовано  интендантство.   Раздавались
голоса, что подготовка для  солдат,  по  новому  положению,  мала  и  не
достаточна, но в войну 1877 - 78  гг.  молодое  преобразованное  войско,
воспитанное без розог, в духе гуманности,  блестяще  оправдало  ожидания
преобразователей. За труды свои во время войны М. указом от 30 авг. 1878
г. был возведен в графское достоинство. Чуждый всякого желания  скрывать
погрешности своих подчиненных, он  после  войны  сделал  все  возможное,
чтобы   судебным   расследованием   пролить   свет   на   многочисленные
злоупотребления, вкравшиеся во время войны в интендантскую и др.  части.
В 1881 г., вскоре после отставки Лорис-Меликова, из министерства вышел и
М. Оставшись членом государственного совета, М. почти безвыездно живет в
Крыму. М. - почетный президент академий ген. штаба и военно-юридической,
почетный член академии наук  и  академий  артиллерийской,  инженерной  и
медико-хирургической, университетов Московского и Харьковского, общества
попечения  о  больных  и  раненых  воинах,   географического   общества.
Петербургский унив. в 1866 г. присвоил ему ученое звание доктора русской
истории. Ср. "Исторический  очерк  деятельности  военного  управления  в
России за 1855 - 80 гг." (СПб.,  1880);  Г.  Джаншиеев,  "Эпоха  великих
реформ"; биографическая статья В. Якушкина в "Рус. Ведомостях" 1893  г.,
ј 308.
   Л.
   Мим - вид народной  комедии,  у  греков  и  римлян.  Греческие  М.  -
сицилийского   происхождения;   в   Сицилии   они   были   первоначально
импровизированными   сценическими    представлениями,    сопровождавшими
сельские праздники или игры: в них не было  законченности  действия,  не
было и хора, вся сущность  их  заключалась  в  карикатурном  изображении
каких-либо явлений или лиц. Поэт Софрн  в  V  в.  первый  дал  М.  более
художественную форму, сделав из них  сцены  современных  нравов,  иногда
серьезные, иногда карикатурные.  Другим  автором  М.  был  Ксенарх,  сын
Софрона, современник тирана Дионисия. Позже греческие М. перерождаются в
идиллии. Ср. Fuhr, "De mimis Graecorum" (Б., 1860). Римские М. развились
также из народных импровизаций. У римлян ранний народный М.  представлял
собой  подражание  животным  звукам,  передразнивания  лиц  и  различных
смешных   положений.   Наряду   с   ним   появился    театральный    М.,
присоединявшийся к трагедии в качестве песенных партий и дополнения, под
названием exodia; он  может  считаться  оригинальным  римским  явлением.
Сюжет  его  брался  из  обыденной  жизни:  если  даже  и   прибегали   к
мифологическим темам, то представляли их вполне реалистически. М. всегда
рассчитан был на возбуждение смеха зрителей  и  поэтому  содержание  его
было карикатурно и не без  скабрезного  элемента.  Обыкновенно  сюжетами
служили  прелюбодеяния,  мошенничества  и  обманы   всякого   рода   или
неожиданные катастрофы. Авторы мимов не давали  им  вполне  законченного
вида; доставлялся лишь пролог и как бы программа последующих действий, а
все  частности  оставались  на  долю  импровизации  актеров;  мимика   и
жестикуляция при этом  играли  большую  роль.  Главный  актер  назывался
архимимом и от него зависело ведение всего  действия;  остальные  актеры
ограничивались жестами или немногими словами. Актеры не носили масок, но
являлись на сцену в карикатурных одеяниях, обыкновенно  составленных  из
разноцветных тряпок; женские роли игрались актрисами, одетыми в короткие

Страницы: «« « 1801   1802   1803   1804   1805   1806   1807   1808   1809  1810   1811   1812   1813   1814   1815   1816   1817   1818   1819  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь