Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1802   1803   1804   1805   1806   1807   1808   1809   1810  1811   1812   1813   1814   1815   1816   1817   1818   1819   1820  » »»

и легкие платья, обнажавшие все формы тела.  Ноги,  в  противоположность
высокому трагическому  котурну,  были  обуты  в  легкие  тонкие  башмаки
(отсюда прозвание  рlаnipedae).  Сюжеты  М.,  требовавшие  представления
различных непристойностей и  соединения  их  с  выразительными  танцами,
должны были содействовать потере  чувства  человеческого  достоинства  у
актеров и полнейшей потере стыдливости у танцовщиц;  последние  (inimae)
часто в римской литературе  выставляются  прелестницами,  доводящими  до
разорения мужчин и  юношей;  таковы  были  во  времена  Цицерона  Ориго,
Ликорида и Арбускула. Тем не менее они имели доступ в  дома  и  общество
римских вельмож, особенно во времена империи. В театрах М.  игрались  не
на всей сцене, но лишь в  передней  части  просцениума,  отделенного  от
задней особой занавесью. Отдельно М. не давались, но лишь как придаток к
трагедиям. Вместе с пантомимами  М.  продержались  до  падения  империи.
Наиболее знаменитыми мимографами были Децим Лаберий и  Публий  Сир.  Ср.
Grysar, "Der romische Mimus" (В.,  1854);  Friedlanider,  "Darstellungen
aus der Sitlengenschichte Rums" (6 изд., Лпц., 1889).
   Миманса  (санскр.  Mimansa,  первично  =  "размышление,   умозрение";
специальное значение этого термина развилось  уже  позднее)  -  название
одной из шести главных индийских школ. Под этим общим названием известны
два философских учения. Первое
   - Пурва  М.,  т.  е.  "древняя",  "первая"  М.,  основателем  которой
считается  мудрец  Джаймини,  есть  род  практического   руководства   к
правильному размышлению, имеющему целью "определить  смысл  откровения",
заключенного в ведах  и  брахманах.  В  связи  с  этой  целью  находится
стремление  определить  религиозные  обязанности  верующего   и   разные
благочестивые  упражнения  и  дела,  с  помощью  которых  можно  достичь
блаженства. Поэтому Пурва-М. называется  еще  Карма-М.  (Каrma  -  дело,
подвиг), в противоположность  второй  М.  -  "поздней"  или  "последней"
(Уттара-М.),  имеющей  более   умозрительный,   философско-теологический
характер. Уттара-М. носит  также  названия  Брахма-М.,  Шарирака-М.  (Сa
riraka M. = "учение о воплощенном духе") и  наиболее  употребительное  -
Веданта. Она приписывается мудрецу Вьясе и трактует о сущности  мирового
творческого начала и  его  отношениях  ко  всему  существующему,  причем
приходит к отрицанию материального мира. Право на  название  философской
системы имеет, таким образом, только последняя из М. хотя Пурва-М.,  или
М.  в  общеупотребительном  значении,  затрагивает   нередко   и   чисто
философские понятия. Учение  М.  изложено  в  виде  афоризмов  (sutras),
числом 2652. Афоризмы М.  крайне  темны  и  трудны  для  понимания,  что
вызвало многочисленные комментарии к ним. Лучшее введение в изучение  М.
-   Джайминия-ньяя-мала-вистара    (Jaiminiya-NyayaMala-Vistara,    изд.
Goldslucker и Cowell, Л. 1865 - 78), написанное в стихах  Мадхавачарьей.
Подробное изложение основ М. см. у Кольбрука: "Essays  on  the  Religion
and Philosophy of the Hindus"  (2  изд.,  Лпц.,  1858),  где  указаны  и
главные комментарии.
   С. Б - ч.
   Мимесис  (MimhsiV  -  подражание,  воспроизведение)   -   насмешливое
повторение чужих слов или подражание им.
   Мимикрия (подражание, маскирование, mimetisme, mimicry) -  выражение,
введенное в зоологию первоначально (Бэтсом)  для  обозначения  некоторых
особенных  случаев  чрезвычайного  внешнего  сходства  между  различными
видами животных, принадлежащих к различным родам  и  даже  семействам  и
отрядам; обыкновенно,  однако,  этим  же  именем  обозначают  все  резко
выраженные  случаи  подражательной  окраски  и   сходства   животных   с
неодушевленными  предметами.  Изучением  этих  явлений  с  точки  зрения
Дарвиновской теории  естественного  отбора  занимался  особенно  Валлас.
Самое широко распространенное и  давно  известное  явление  представляет
общее соответствие, гармония, в окраске животного с местом его обитания.
Среди арктических животных весьма часто наблюдается белая окраска  тела,
у одних  -  в  течение  круглого  года:  белый  медведь,  снежная  сова,
гренландский  сокол;  у  других,   живущих   в   местностях,   на   лето
освобождающихся от снега, бурая окраска сменяется только на зиму  белой:
песец, горностай,  заяц  беляк.  Выгода  подобного  рода  приспособления
очевидна.  Другой  пример  широко  распространенной  охранительной   или
гармонической окраски наблюдается в пустынях  земного  шара.  Насекомые,
ящерицы, птицы и звери представляют здесь огромный выбор форм  песчаного
цвета, во всевозможных его оттенках; это наблюдается не только на мелких
существах, но даже на таких  крупных,  как  степные  антилопы,  лев  или
верблюд. Насколько вообще подражательная окраска предохраняет от взгляда
врагов, хорошо известно всякому  охотнику;  рябчик,  вальдшнеп,  дупель,
куропатки могут служить примерами. То же самое явление и в самых широких
размерах представляет морская фауна:  рыбы,  раки  и  другие  организмы,
живущие на дне, благодаря своему цвету и неровностям  поверхности  тела,
бывают крайне трудно отличимы от дна, на котором живут; сходство это еще
усиливается в некоторых  случаях  способностью  изменять  свой  цвет,  в
зависимости от цвета дна, которой обладают напр.  головоногие  моллюски,
некоторые рыбы  и  ракообразные.  Между  пелагическими  животными  моря,
свободно  плавающими  всю  жизнь  в  воде,  наблюдается  одно  из  самых
замечательных приспособлений в окраске: между ними существует  множество
форм,  лишенных  всякого  цвета,  со  стекловидной  прозрачностью  тела.
Сальпы, медузы, ктенофоры, некоторые  моллюски  и  черви,  и  даже  рыбы
(личинки морских угрей Leptoce-phalidae) представляют ряд примеров,  где
все ткани, все органы тела, нервы, мышцы, кровь,  сделались  прозрачными
как хрусталь. Среди различных случаев  так  наз.  гармонической  окраски
наблюдаются также приспособления к известным  условиям  освещения,  игры
света и тени.  Животные,  вне  обычных  условиях  жизни  кажущиеся  ярко
окрашенными и пестрыми, на  самом  деле  могут  вполне  гармонировать  и
сливаться  с  окраской  среды.  Яркая,  темная  и   желтая,   поперечная
полосатость шкуры тигра легко скрывает его от взоров в зарослях  камышей
и бамбуков, где он живет, сливаясь с игрой  света  и  тени  вертикальных
стеблей и повисших листьев. Такое же значение  имеют  круглые  пятна  на
шкуре некоторых лесных зверей: лань (Dama  vulgaris),  пантера,  оцелот;
здесь эти пятна совпадают с  круглыми  бликами  света,  которыми  играет
солнце в листве деревьев. Даже пестрота  шкуры  жирафа  не  представляет
исключения: на некотором расстоянии жирафа чрезвычайно  трудно  отличить
от поросших лишаями старых стволов деревьев, между которыми она пасется.
Подобное  же  явление  представляют  яркие,  пестро   окрашенные   рыбки
коралловых рифов. Наконец, известны случаи, когда  животные  приобретают
необыкновенное сходство,  не  только  по  окраске,  но  и  по  форме,  с
отдельными предметами, среди которых живут, что и называют  подражанием,
М.   Особенно   много   таких   примеров   среди   насекомых.   Гусеницы

Страницы: «« « 1802   1803   1804   1805   1806   1807   1808   1809   1810  1811   1812   1813   1814   1815   1816   1817   1818   1819   1820  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь