Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1797   1798   1799   1800   1801   1802   1803   1804   1805  1806   1807   1808   1809   1810   1811   1812   1813   1814   1815  » »»

Hamilton's Philosophy" (1865, 5 изданий) - критический разбор  философии
Гамильтона, вместе  с  изложением  собственных  воззрений  автора;  "The
Subjection of women" (1869, 4 издания),  написанное  в  защиту  женского
равноправия. После смерти М. напечатаны  его  "Autobiography"  (1873)  и
"Chapters  on  Socialism"  ("Fortnightly  Review",  1872).  В   качестве
политического  деятеля  М.  выступает  с  1865  г.   как   представитель
Вестминстерского округа в палате общин; раньше он  не  мог  быть  членом
парламента, так как состоял на службе в остиндской компании. В палате М.
настаивал на необходимости эвергичных мер помощи ирландским фермерам.  В
1868 г. М. потерпел поражение  при  новых  выборах,  вызванное,  по  его
мнению, публичным заявлением его сочувствия известному атеисту Брэдло. В
жизни М. огромную роль играла любовь к м-с Тэйлор, знакомство с которой,
по  его  словам,  было  "величайшим  счастьем  его  жизни".  Он  получил
возможность жениться на ней только после 20-летнего знакомства,  но  уже
через 7 лет после замужества она умерла. В посвящении к своей книге  "On
Liberty" М. говорит, что жена была вдохновительницей и  отчасти  автором
всего лучшего, что было в его сочинениях; но эта оценка роли м-с  Тейлор
в литературной деятельности М. сильно преувеличена. В самом крупном  его
труде, "Система логики",  м-с  Тэйлор  не  принимала  никакого  участия;
несомненно, однако, что она  повлияла  на  многие  главы  его  "Политич.
экономии"  и  что  ей,   до   известной   степени,   следует   приписать
социалистическую окраску этой книги. Единственное соч. М., принадлежащее
его жене столько же, сколько и ему самому - это книга  "О  подчиненности
женщин".  В  области  философии  самым  замечательным  произведением  М.
является его  "Система  логики".  Логика,  по  словам  М.,  есть  теория
доказательства. Психология устанавливает законы, по которым в нашем духе
возникают и группируются чувства, представления и идеи, а логика  должна
установить ясные и несомненные правила для  различения  истины  от  лжи,
верных  умозаключений  от  неверных.  Критерием  истины  является  опыт;
истинным умозаключением  можно  назвать  только  такое,  которое  строго
согласуется с объективной реальностью, с фактами. Все наше знание  имеет
опытное  происхождение.  Априорных  истин,  независимых  от  опыта,   не
существует. Математические аксиомы, несмотря на  то,  что  отрицание  их
кажется нам  немыслимым,  возникают  точно  также  вследствие  опыта,  а
немыслимость отрицания их зависит только от их всеобщности, а  также  от
простоты и несложности восприятий пространства  и  времени,  с  которыми
имеет дело математика. Опыт и наблюдение являются основанием  не  только
индукции, т. е. умозаключения от частного к общему, но также и дедукции,
т. е. умозаключения от общего к частному. С чисто формальной  стороны  в
большой посылке силлогизма уже содержится заключение, и потому силлогизм
не расширял бы нашего знания,  если  бы  при  построении  силлогизма  мы
действительно исходили из общих положений.  На  самом  деле  при  всяком
дедуктивном выводе мы заключаем не от общих,  а  от  частных  положений.
Когда я умозаключаю, что я смертен, потому  что  все  люди  смертны,  то
истинным основанием моего умозаключения  является  наблюдение,  что  все
люди, жившие раньше меня, умерли. Вывод делается не из общего положения,
а из  отдельных  частных  случаев,  бывших  объектом  наблюдения.  Таким
образом, и  в  силлогизме  источником  нашего  знания  остается  опыт  и
наблюдение. Главную заслугу М. составляет разработка теории индукции. Он
устанавливает четыре метода, посредством которых индуктивным путем можно
найти причину данного явления: методы  согласия,  различия,  остатков  и
сопутствующих  изменений.   М.   не   принадлежит,   однако,   к   числу
неограниченных  приверженцев  индуктивного   метода,   как   большинство
английских философов эмпирической школы. Напротив, по мнению  М.,  самым
могучим орудием  открытия  истины  является  дедуктивный  метод,  лучшим
примером  которого  может  служить  открытие  Ньютоном  силы  тяготения.
Индукция неприменима ко всем более сложным случаям, когда несколько  сил
действуют одновременно и ни одна из них не  может  быть  исключена.  При
таких условиях необходимо прибегнуть  к  более  сложным  приемам:  закон
действия каждой отдельной силы изучается порознь, затем  делается  вывод
комбинированного действия их всех, и заключение поверяется  наблюдением.
Это  и  есть  тот  дедуктивный  метод  (слагающийся  из  трех  частей  -
индуктивного  исследования,  вывода  и  поверки),  который  более  всего
содействовал   успехам   науки;   всякая   наука   стремится   сделаться
дедуктивной, но только астрономия и физика достигли этой стадии,  прочие
же находятся еще в состоянии эмпиризма. "Система  логики"  не  проложила
новых путей в области мысли, не открыла новых горизонтов для науки; даже
в теории индуктивного  исследования,  составляющей,  по  общему  мнению,
самую  ценную  часть  книги,  М.  отчасти  развивает  мысли  других,   в
особенности Гершеля, статьи которого о том  же  предмете  вышли  в  свет
незадолго до появления книги М. и сильно повлияли на последнего. Тем  не
менее, в этой книге меньше чем в других произведениях М.  обнаруживается
его обычный недостаток -  эклектизм.  Главное  достоинство  "Логики"  М.
заключается в научном духе, которым она в  высокой  степени  проникнута;
влияние ее не ограничилось философскими кружками, но распространилось  и
на ученыхестествоиспытателей, среди  которых  многие  ценили  эту  книгу
очень высоко. Из социологических работ М.  самая  крупная  -  "Основания
политической  экономии".  Как  экономист,   М.   является   учеником   и
продолжателем  Рикардо,  но  без  той  силы  анализа,  которая  отличала
последнего. Вместе с тем, М. находился под сильным влиянием Ог. Конта  и
французских  социалистов  школы  Сен-Симона  и  Фурье.  В  своем   курсе
политической экономии М. сделал попытку - нельзя сказать,  чтобы  вполне
удачную  -  примирить  все  эти  разнородные  направления.  По  основным
теоретическим вопросам М. остается верен своим главным учителям, Рикардо
и Мальтусу; он принимает все важнейшие теории Рикардо  -  его  учение  о
ценности, заработной плате, ренте, - и вместе с тем, согласно  Мальтусу,
признает  опасность  неограниченного  размножения  населения.   Наиболее
важное дополнение М. к  теориям  Рикардо  заключается  в  его  учении  о
ценности товаров в  международной  торговле.  Под  влиянием  французских
социалистов М. признал преходящий характер неограниченной конкуренции  и
частной собственности. Законы политической  экономии  М.  делит  на  два
разряда: законы производства, не зависящие от  нашей  воли,  и  принципы
распределения,  определяемые  желаниями  и  мнениями   самих   людей   и
изменяющиеся в зависимости от особенностей социального строя, вследствие
чего  правила  распределения  не  имеют  того  характера  необходимости,
который  свойственен  законам  первой  категории.  Разделение  принципов
политической экономии на необходимые и  исторически  изменяемые  сам  М.
признавал своей главной заслугой в области экономической  науки;  только
благодаря такому разделению он избежал, по его словам,  тех  безотрадных
выводов относительно будущности рабочего класса, к  которым  пришли  его

Страницы: «« « 1797   1798   1799   1800   1801   1802   1803   1804   1805  1806   1807   1808   1809   1810   1811   1812   1813   1814   1815  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь