Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1791   1792   1793   1794   1795   1796   1797   1798   1799  1800   1801   1802   1803   1804   1805   1806   1807   1808   1809  » »»

которой  Ктесия,  очевидно,   заимствовал   из   мидийских   источников.
Тиглатпалассар III (745 - 727) говорит о получении им дани  с  мидийских
князей "до горы Бикни" (вероятно - Демавенда),  восточного  предела  его
царства, Затем из 4-й кн. Царств (17, 6) мы узнаем, что в горах М.  были
поселены Салманассаром  израильские  пленники.  Чтобы  удерживать  М.  в
повиновении, Саргон  (722  -  704)  выстроил  крепость  Карг-Саргон.  Но
ассирийским царям было вообще трудно справляться  с  М.  "Отдаленные"  -
постоянный эпитет мидян в ассирийских летописях, не смотря  на  то,  что
они жили почти рядом с Ассирией и гораздо ближе Палестины и Египта;  это
объясняется недоступностью горной страны. Храбрость жителей  стяжала  им
эпитет "могучие"; вообще  ассирийцы,  кажется,  видели  в  них  опасного
соперника. Уже Саргону пришлось не раз усмирять восстания в  М.;  походы
туда  продолжались  и  при  Синахерибе  и  Ассаргаддоне.  При  последнем
ассирийское владычество сделало, кажется, новые успехи; к нему  являлись
мидийские князя и просили его защиты против враждебных единоплеменников;
это  дало  повод  к  вмешательству  Ассирии  во   внутренние   дела   М.
Ассурбанипале в начале царствования  упоминает  о  подавлении  восстания
мидийских  вождей,  но  во  время  всеобщего   восстания   и   войны   с
Шамашшумукином М. удалось, кажется, освободиться; по крайней мере, о ней
больше не слышно в  ассирийсиких  источниках.  История  самостоятельного
мидийского государства изложена у Геродота, по-видимому, довольно близко
к истине.  Объединение  разрозненных  племен  и  деревень  приписывается
Дейоку, равно как и основание Экбатаны  и  введение  парской  власти  (в
начале  VII   в.).   Это   обуславливалось,   вероятно,   необходимостью
организованного отпора ассирийским  завоеваниям.  По  Геродоту,  царство
существовало 160 лет, при 4  царях;  Ктесия  же  приводить  их  10.  При
преемнике Дейока, Фраорте (Фравартис), М. вступила на  путь  завоеваний:
была покорена Персия и даже осаждена Ниневия, но на этот раз неудачно, и
Фраорт погиб. Преемник его Киаксар (Хувахшатара, 634 - 585) был наиболее
могущественным и популярным мидийским царем;  при  нем  М.  была  первой
страной Азии. Он упорядочил войско и опять пошел на  Ниневию,  но  и  на
этот раз она была спасена, благодаря нашествию скифов из нынешней  южной
России, через вост. часть Кавказа; они завладели М. и Киаксар  отделался
от них лишь через 28 лет, перебив на пиру их  вождей.  Теперь,  наконец,
пала Ниневия, под ударами мидян и их союзников  халдеев,  царь  которых,
Набопалассар,  женил  своего  сына  Навуходоносора  на  дочери  Шаксара.
Победители поделили наследство: Ю.  достался  халдеям,  С.  с  Ассирией,
Арменией, Киликией и Каппадокией до р. Галис - мидянам. Вся эта  область
с этих пор стала называться М. в широком смысле; Ксенофонт уже не помнит
об ассирийцах и  все  развалины  древних  городов  приписывает  мидянам,
которые, по его мнению; были первоначальными обитателями страны. Желание
распространить владычество свое за Галис вовлекло  Kиакcapa  в  войну  с
Адлиатом лидийским; она длилась пять лет, до 585 г. и окончилась  миром,
при посредничестве Сиеннесия киликийского и  Навуходоносора.  В  том  же
году умер Kиаксаром и на престол вступил Aстиаг. О нем долго  ничего  не
было известно, кроме печальной судьбы его:  при  нем  мидийское  царство
заменено персидским, в лице Кира. Клинообразные надписи Набонида пролили
новый свет  на  это  событие.  Если  полагаться  на  точность  выражений
надписей,  то  с  Шаксаром  кончилась  национальная  династия  и   снова
водворилось  господство  скифов.  Но  оно   длилось   недолго;   надпись
продолжает: "Мардук сказал мне: Умманманда (царь  скифов)  и  цари,  его
союзники, не существуют больше: в 3-й год боги положили им  конец.  Кир,
царь   Ансана,   его   незначительный   вассал,   рассыпал   со   своими
малочисленными войсками полчища  Умманманды".  По  известию  Вавилонской
клинообразной хроники,  против  Acтиага  восстали  приближенные  люди  и
выдали его Киру, который явился в Экбатану и взял оттуда богатую  добычу
(550 г.). Во время всеобщего восстания провинций против Дария,  в  Мидии
также явился претендент, некто Фраорт, назвавшийся потомком  Kиакcapa  и
привлекший на свою сторону парфян и гирканов.  После  неудачных  попыток
царских полководцев, Дарий сам разбил  его  при  Кудуре  (Кирманшах),  а
после Новой битвы, у Раг, он был взят в плен  и  казнен.  При  Дарии  М.
вошла в состав 2-й персидской сатрапии, платившей 500  талантов.  Здесь,
на пути из Вавилона к Каспийским воротам, паслось 50000  царских  коней.
Персы  заимствовали  от  мидян  многие  элементы   культуры,   так   что
впоследствии трудно  было  различить,  что  принадлежит  собственно  им.
Страбон считает персидскую одежду мидийской, так как тюрбаны,  войлочные
шляпы, хитоны с рукавами и обувь годились скорее для  холодного  горного
севера. Александр Вел. отдал  М.  Пармениону;  после  его  смерти  здесь
водворился Пифон. Экбатана продолжала быть летней столицей.  Сделавшись,
затем, частью монархии Селевкидов, М. в 152 г. отнята  у  ее  парфянами,
хотя Атропатена, удачно противившаяся  македонскому  завоеванию,  и  при
парфянах  была   почти   независима.   В   последний   раз   М.   играла
самостоятельную роль в конце 1 в. до Р. Хр. : Антоний воевал с эфемерным
царем М., Артавасдом. Римлянам принадлежала только Атропатена, которая и
носила у них имя М.; остальная часть оставалась во власти парфян. С этих
пор имя Мидия существует только как географический термин (ново  персид.
Мai?) О мидийской культуре нам очень мало известно, так как до  сих  пор
не производилось в М. систематических  раскопок.  Несомненна  ее  тесная
связь с ассиро-вавилонской; Геродотово описание  Экбатаны  указывает  на
развитие астрологии и поклонения светилам, но вообще  о  религии  М.  мы
ничего не знаем, если не  считать  признаваемой  многими  учеными  связи
между одним из мидийск. племен, магами, и коллегией жрецов этого имени -
связи, делающей из М. родину магии. Страбон говорит о распространенном в
М. многоженстве. М. пользовалась в  древности  большой  славой;  имя  ее
пережило ее политическое существование и у греков часто  отождествлялось
с  именем  Персии.  При  Селевкидах   началась   эллинизация   М.   Раги
переименованы в Еврон;  выстроены  Лаодикея,  Анамея,  Ираклея.  Парфяне
переименовали Раги в Арсакий. Ср. Spiegel,  "Eranische  Alterthumskunde"
(Лпц., 1873);  Noldeke,  "Aufsatze  zur  Persischen  Geschichte"  (Лпц.,
1887); Justi, "Geschichte des alten Persiens" (сб.  Онкена);  Lenormant,
"Sur la monarchie des Medes" (1871); Delattre, "Le  peuple  et  l'empire
des Medes" (Брюссель, 1883); Winckler, "Zur medischen und  altpersisehen
Geschichte"("Untersuchungen", ' 1889); его же, "Die Meder  und  d.  Fall
Ninives" ("Forschungen", 1894); Robion, "L'etat religieux de la Grece et
d'Orient au Siecle d'Alexandre. II. Les  regions  Syro-Babylonennoes  et
l'Eran" (П., 1895).
   Б. Т.
   Микадо  (собств.  "высокие  ворота")   -   древнейший,   теперь   уже
неупотребительный титул для обозначения светского верховного  повелителя
Японии, в настоящее время называемого императором.

Страницы: «« « 1791   1792   1793   1794   1795   1796   1797   1798   1799  1800   1801   1802   1803   1804   1805   1806   1807   1808   1809  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь