Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 » »» Германии) - довольно грубой работы и похожи на косари или даже на косы. Постепенно форма и работа железных М. совершенствуется; у кельтов в Галльштадтском могильнике, в поселении La Тene, на Невшательском озере в Швейцарии, они хотя и подражают еще отчасти в своей форме бронзовым, но получают большую величину и другие отличия. Меч римлян был короткий; у германцев, рядом с коротким мечем-ножом (scramasak), употреблявшимся и для метания, были в ходу длинные (собственно кельтские) М. (spatha), с перекладиной и с конечной, треугольной или полуовальной шишкой (набалдашником) на рукоятке. Железный стержень рукоятки оправлялся в дерево, кость, рог, золото, и эта оправа украшалась еще иногда гранатами и другими камнями. В Скандинавии такие М. характеризуют собою эпоху примерно с III по VII в. до Р. Хр.; позже, с VIII по Х в., М. становятся массивнее, шире, рукоятки их солидные; они делаются только из железа; часто украшаемого серебряной насечкой. Дальнейшее развитие М. на Западе состояло в том, что перекладина рукоятки стала делаться длиннее и тоньше, а набалдашник меньше, так что М. с рукоятью стал представлять большее подобие креста. При этом клинок постепенно суживался, делался легче, а рукоятка, сравнительно с клинком, длиннее. Еще позже, в XIII в.. перекладине стали придавать изогнутую форму, выпуклую книзу, к клинку, а иногда и кверху, к рукоятке; с XV-го столетия стали приделывать кольца или овальные пластинки, которые впоследствии развились в сложные эфесы, защищавшие руку и отчасти еще сохранившиеся на новейших шпагах. В средние века и позже продолжали, впрочем, употребляться и более массивные М.. иногда даже такие, что ими можно было рубить только держа их обеими руками. В России древнейшие железные М. были, повидимому, плохого качества, и редко сохранялись в могилах. В период древних могильников и курганов, по крайней мере в средней России, М. не были, повидимому, распространены. Впрочем, в некоторых (иногда очевидно княжеских) курганах Х и последующих веков (в Петербургской, Курляндской, Смоленской, Черниговской, Орловской, Казанской губ.) были найдены большие М., с рукояткой, часто украшенной серебряной насечкой, совершенно скандинавского типа. С другой стороны, М., хранящиеся в псковском Троицком соборе и приписываемые князьям Довмонту и Гавриилу Псковскому, представляют полнейшее сходство с западноевропейскими XIII - XIV веков и, очевидно, иностранного происхождения (на одном есть даже латинская надпись). Прямые М. рано были вытеснены в России саблями. Прямые М. были известны и на Востоке, в Индии, Китае, а также в Африке, где местами, например в Абиссинии, у туарегов Сахары, они употребляются еще и теперь, в формах, напоминающих М. крестоносцев. Особый центр распространения М. составляет Малайский архипелаг, где у даяков, бугизов и др. встречаются своеобразные, прямые и кривые, часто расширяющиеся к концу формы мечей и шашек. Изогнутые М., с выпуклым или выгнутым лезвием были известны также у греков (kopis); в Индии и в других местах они были отчасти первообразами некоторых позднейших форм ятаганов и им подобных оружий. - М. обыкновенно носится в ножнах, первоначальная форма которых - кольцо, прикрепленное к поясу, браслету и т. п. У многих народов ножны состоят из одной деревянной пластины, соединенной с двумя плоскими кольцами, так что М. является замкнутым только со стороны ближайшей к телу; полные ножны появляются уже позже. М. носится различно, большей частью на поясе, на левой или правой стороне или спереди (как кинжал, например на Кавказе). Большинство народов, по-видимому, носит М. на левой стороне, но римляне, например, носили его на правой, для того, чтобы правой рукой можно было скорее его обнажить, не встречая препятствия в щите, носимого на левой руке. Д. А. Мечеть (старинно-русск. мизиит, из арабск, mizdzid, "дом молитвы") - храм или молитвенный дом у мусульман. Так называются преимущественно небольшие храмы, сделанные главным образом из дерева, украшенные не более как одним минаретом и предназначенные для обычных молитв по будням. Большие храмы, где богослужения происходят по пятницам и вообще праздничным дням, а в Турции правоверные приносят свои общественные молитвы Аллаху за падишаха, называются джами или куллийет. При каждой М. два или более минарета, с балкончиком и с полулуниями на шпицах, с которых муэзины пять раз на день призывают правоверных к молитве. По большим праздникам и в дни общественных торжеств минареты освещаются лампами, откуда и самое название (минарет - маяк или световая башня). М. строятся обыкновенно четырехугольником и имеют свинцовые крыши и купола. Снаружи они окружаются стенами, проходы через которые охраняются цепями и делаются такими низкими, что проходить можно только нагнувшись. Стены внутри М. окрашиваются в белый цвет; единственными их украшениями служат арабески и религиознонравственные изречения из Корана. Изображений нет никаких. Пол М. покрыт циновками и коврами; нет ни столов, ни скамей или какого-нибудь другого сиденья. В юго-восточной части М. устраивается кафедра для имама, а в том направлении, где лежит Мекка, находится богатоукрашенный шкаф (Кебла или Киблах), в котором хранится один или несколько коранов. При больших М. почти всегда устраиваются общественные школы (медрессе), больницы, столовые для бедных. Средства на все это доставляются пожертвованиями и доходами с земель. Первые мусульманские завоеватели - арабы и турки, - лишь только захватывали в свою власть какойнибудь город, непременно отводили место для постройки мечетей или же обращали в М. христианские храмы, выбирая из них выдающиеся величественной и красивой постройкой. В особенности много храмов обращено в М. в Константинополе, после взятия его Магометом II. Мечников (Илья Ильич) - зоолог и патолог, род. в 1845 г., учился во 2-й харьковской гимназии, в 1862 г. поступил на отделение естественных наук харьковского унив., где окончил курс в 1864 г. За границей (1864 - 67) работал в Гиссене, Геттингене и Мюнхене. Степень магистра зоологии ("История развития Sepiola") получил в спб. унив. в 1867 г. и избран доцентом зоологии в новоросс. унив., с 1868 г. доцент в спб. унив., где получил степень доктора; с 1870 по 1882 г. был проф. в новороссийском унив., затем вышел в отставку; с 1886 г. заведовал одесской бактериологической станцией; ныне в Париже заведует отделением в Пастеровском институте. Научные труды М. относятся к области зоологии, антропологии и патологии. Значение М. в зоологии чрезвычайно велико: кроме нескольких работ анатомического и фаунистического характера ("Пелагическая фауна Черного моря", "Труды 1-го съезда естествоиспытателей") он напечатал множество работ по эмбриологии беспозвоночных и вместе с А. О. Ковалевским может считаться основателем современной эмбриологии беспозвоночных. Большая часть работ его помещена в различных заграничных и русских журналах, некоторые изданы отдельно Страницы: «« « 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |