|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 » »» Германии) - довольно грубой работы и похожи на косари или даже на косы.
Постепенно форма и работа железных М. совершенствуется; у кельтов в
Галльштадтском могильнике, в поселении La Тene, на Невшательском озере в
Швейцарии, они хотя и подражают еще отчасти в своей форме бронзовым, но
получают большую величину и другие отличия. Меч римлян был короткий; у
германцев, рядом с коротким мечем-ножом (scramasak), употреблявшимся и
для метания, были в ходу длинные (собственно кельтские) М. (spatha), с
перекладиной и с конечной, треугольной или полуовальной шишкой
(набалдашником) на рукоятке. Железный стержень рукоятки оправлялся в
дерево, кость, рог, золото, и эта оправа украшалась еще иногда гранатами
и другими камнями. В Скандинавии такие М. характеризуют собою эпоху
примерно с III по VII в. до Р. Хр.; позже, с VIII по Х в., М. становятся
массивнее, шире, рукоятки их солидные; они делаются только из железа;
часто украшаемого серебряной насечкой. Дальнейшее развитие М. на Западе
состояло в том, что перекладина рукоятки стала делаться длиннее и
тоньше, а набалдашник меньше, так что М. с рукоятью стал представлять
большее подобие креста. При этом клинок постепенно суживался, делался
легче, а рукоятка, сравнительно с клинком, длиннее. Еще позже, в XIII
в.. перекладине стали придавать изогнутую форму, выпуклую книзу, к
клинку, а иногда и кверху, к рукоятке; с XV-го столетия стали
приделывать кольца или овальные пластинки, которые впоследствии
развились в сложные эфесы, защищавшие руку и отчасти еще сохранившиеся
на новейших шпагах. В средние века и позже продолжали, впрочем,
употребляться и более массивные М.. иногда даже такие, что ими можно
было рубить только держа их обеими руками. В России древнейшие железные
М. были, повидимому, плохого качества, и редко сохранялись в могилах. В
период древних могильников и курганов, по крайней мере в средней России,
М. не были, повидимому, распространены. Впрочем, в некоторых (иногда
очевидно княжеских) курганах Х и последующих веков (в Петербургской,
Курляндской, Смоленской, Черниговской, Орловской, Казанской губ.) были
найдены большие М., с рукояткой, часто украшенной серебряной насечкой,
совершенно скандинавского типа. С другой стороны, М., хранящиеся в
псковском Троицком соборе и приписываемые князьям Довмонту и Гавриилу
Псковскому, представляют полнейшее сходство с западноевропейскими XIII -
XIV веков и, очевидно, иностранного происхождения (на одном есть даже
латинская надпись). Прямые М. рано были вытеснены в России саблями.
Прямые М. были известны и на Востоке, в Индии, Китае, а также в Африке,
где местами, например в Абиссинии, у туарегов Сахары, они употребляются
еще и теперь, в формах, напоминающих М. крестоносцев. Особый центр
распространения М. составляет Малайский архипелаг, где у даяков, бугизов
и др. встречаются своеобразные, прямые и кривые, часто расширяющиеся к
концу формы мечей и шашек. Изогнутые М., с выпуклым или выгнутым лезвием
были известны также у греков (kopis); в Индии и в других местах они были
отчасти первообразами некоторых позднейших форм ятаганов и им подобных
оружий. - М. обыкновенно носится в ножнах, первоначальная форма которых
- кольцо, прикрепленное к поясу, браслету и т. п. У многих народов ножны
состоят из одной деревянной пластины, соединенной с двумя плоскими
кольцами, так что М. является замкнутым только со стороны ближайшей к
телу; полные ножны появляются уже позже. М. носится различно, большей
частью на поясе, на левой или правой стороне или спереди (как кинжал,
например на Кавказе). Большинство народов, по-видимому, носит М. на
левой стороне, но римляне, например, носили его на правой, для того,
чтобы правой рукой можно было скорее его обнажить, не встречая
препятствия в щите, носимого на левой руке.
Д. А.
Мечеть (старинно-русск. мизиит, из арабск, mizdzid, "дом молитвы") -
храм или молитвенный дом у мусульман. Так называются преимущественно
небольшие храмы, сделанные главным образом из дерева, украшенные не
более как одним минаретом и предназначенные для обычных молитв по
будням. Большие храмы, где богослужения происходят по пятницам и вообще
праздничным дням, а в Турции правоверные приносят свои общественные
молитвы Аллаху за падишаха, называются джами или куллийет. При каждой М.
два или более минарета, с балкончиком и с полулуниями на шпицах, с
которых муэзины пять раз на день призывают правоверных к молитве. По
большим праздникам и в дни общественных торжеств минареты освещаются
лампами, откуда и самое название (минарет - маяк или световая башня). М.
строятся обыкновенно четырехугольником и имеют свинцовые крыши и купола.
Снаружи они окружаются стенами, проходы через которые охраняются цепями
и делаются такими низкими, что проходить можно только нагнувшись. Стены
внутри М. окрашиваются в белый цвет; единственными их украшениями служат
арабески и религиознонравственные изречения из Корана. Изображений нет
никаких. Пол М. покрыт циновками и коврами; нет ни столов, ни скамей или
какого-нибудь другого сиденья. В юго-восточной части М. устраивается
кафедра для имама, а в том направлении, где лежит Мекка, находится
богатоукрашенный шкаф (Кебла или Киблах), в котором хранится один или
несколько коранов. При больших М. почти всегда устраиваются общественные
школы (медрессе), больницы, столовые для бедных. Средства на все это
доставляются пожертвованиями и доходами с земель. Первые мусульманские
завоеватели - арабы и турки, - лишь только захватывали в свою власть
какойнибудь город, непременно отводили место для постройки мечетей или
же обращали в М. христианские храмы, выбирая из них выдающиеся
величественной и красивой постройкой. В особенности много храмов
обращено в М. в Константинополе, после взятия его Магометом II.
Мечников (Илья Ильич) - зоолог и патолог, род. в 1845 г., учился во
2-й харьковской гимназии, в 1862 г. поступил на отделение естественных
наук харьковского унив., где окончил курс в 1864 г. За границей (1864 -
67) работал в Гиссене, Геттингене и Мюнхене. Степень магистра зоологии
("История развития Sepiola") получил в спб. унив. в 1867 г. и избран
доцентом зоологии в новоросс. унив., с 1868 г. доцент в спб. унив., где
получил степень доктора; с 1870 по 1882 г. был проф. в новороссийском
унив., затем вышел в отставку; с 1886 г. заведовал одесской
бактериологической станцией; ныне в Париже заведует отделением в
Пастеровском институте. Научные труды М. относятся к области зоологии,
антропологии и патологии. Значение М. в зоологии чрезвычайно велико:
кроме нескольких работ анатомического и фаунистического характера
("Пелагическая фауна Черного моря", "Труды 1-го съезда
естествоиспытателей") он напечатал множество работ по эмбриологии
беспозвоночных и вместе с А. О. Ковалевским может считаться основателем
современной эмбриологии беспозвоночных. Большая часть работ его помещена
в различных заграничных и русских журналах, некоторые изданы отдельно
Страницы: «« « 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |