Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1788   1789   1790   1791   1792   1793   1794   1795   1796  1797   1798   1799   1800   1801   1802   1803   1804   1805   1806  » »»

Германии) - довольно грубой работы и похожи на косари или даже на  косы.
Постепенно форма и работа железных  М.  совершенствуется;  у  кельтов  в
Галльштадтском могильнике, в поселении La Тene, на Невшательском озере в
Швейцарии, они хотя и подражают еще отчасти в своей форме бронзовым,  но
получают большую величину и другие отличия. Меч римлян был  короткий;  у
германцев, рядом с коротким мечем-ножом (scramasak),  употреблявшимся  и
для метания, были в ходу длинные (собственно кельтские) М.  (spatha),  с
перекладиной  и  с  конечной,  треугольной   или   полуовальной   шишкой
(набалдашником) на рукоятке. Железный  стержень  рукоятки  оправлялся  в
дерево, кость, рог, золото, и эта оправа украшалась еще иногда гранатами
и другими камнями. В Скандинавии  такие  М.  характеризуют  собою  эпоху
примерно с III по VII в. до Р. Хр.; позже, с VIII по Х в., М. становятся
массивнее, шире, рукоятки их солидные; они делаются  только  из  железа;
часто украшаемого серебряной насечкой. Дальнейшее развитие М. на  Западе
состояло в том,  что  перекладина  рукоятки  стала  делаться  длиннее  и
тоньше, а набалдашник меньше, так что М. с  рукоятью  стал  представлять
большее подобие креста. При этом клинок  постепенно  суживался,  делался
легче, а рукоятка, сравнительно с клинком, длиннее. Еще  позже,  в  XIII
в.. перекладине стали  придавать  изогнутую  форму,  выпуклую  книзу,  к
клинку,  а  иногда  и  кверху,  к  рукоятке;  с  XV-го  столетия   стали
приделывать  кольца  или  овальные   пластинки,   которые   впоследствии
развились в сложные эфесы, защищавшие руку и отчасти  еще  сохранившиеся
на  новейших  шпагах.  В  средние  века  и  позже  продолжали,  впрочем,
употребляться и более массивные М.. иногда даже  такие,  что  ими  можно
было рубить только держа их обеими руками. В России древнейшие  железные
М. были, повидимому, плохого качества, и редко сохранялись в могилах.  В
период древних могильников и курганов, по крайней мере в средней России,
М. не были, повидимому, распространены.  Впрочем,  в  некоторых  (иногда
очевидно княжеских) курганах Х и  последующих  веков  (в  Петербургской,
Курляндской, Смоленской, Черниговской, Орловской, Казанской  губ.)  были
найдены большие М., с рукояткой, часто украшенной  серебряной  насечкой,
совершенно скандинавского типа.  С  другой  стороны,  М.,  хранящиеся  в
псковском Троицком соборе и приписываемые князьям  Довмонту  и  Гавриилу
Псковскому, представляют полнейшее сходство с западноевропейскими XIII -
XIV веков и, очевидно, иностранного происхождения (на  одном  есть  даже
латинская надпись). Прямые М. рано  были  вытеснены  в  России  саблями.
Прямые М. были известны и на Востоке, в Индии, Китае, а также в  Африке,
где местами, например в Абиссинии, у туарегов Сахары, они  употребляются
еще и теперь, в  формах,  напоминающих  М.  крестоносцев.  Особый  центр
распространения М. составляет Малайский архипелаг, где у даяков, бугизов
и др. встречаются своеобразные, прямые и кривые, часто  расширяющиеся  к
концу формы мечей и шашек. Изогнутые М., с выпуклым или выгнутым лезвием
были известны также у греков (kopis); в Индии и в других местах они были
отчасти первообразами некоторых позднейших форм ятаганов и  им  подобных
оружий. - М. обыкновенно носится в ножнах, первоначальная форма  которых
- кольцо, прикрепленное к поясу, браслету и т. п. У многих народов ножны
состоят из одной  деревянной  пластины,  соединенной  с  двумя  плоскими
кольцами, так что М. является замкнутым только со  стороны  ближайшей  к
телу; полные ножны появляются уже позже. М.  носится  различно,  большей
частью на поясе, на левой или правой стороне или  спереди  (как  кинжал,
например на Кавказе). Большинство  народов,  по-видимому,  носит  М.  на
левой стороне, но римляне, например, носили его  на  правой,  для  того,
чтобы  правой  рукой  можно  было  скорее  его  обнажить,  не   встречая
препятствия в щите, носимого на левой руке.
   Д. А.
   Мечеть (старинно-русск. мизиит, из арабск, mizdzid, "дом молитвы")  -
храм или молитвенный дом у  мусульман.  Так  называются  преимущественно
небольшие храмы, сделанные главным  образом  из  дерева,  украшенные  не
более как одним  минаретом  и  предназначенные  для  обычных  молитв  по
будням. Большие храмы, где богослужения происходят по пятницам и  вообще
праздничным дням, а в  Турции  правоверные  приносят  свои  общественные
молитвы Аллаху за падишаха, называются джами или куллийет. При каждой М.
два или более минарета, с балкончиком  и  с  полулуниями  на  шпицах,  с
которых муэзины пять раз на день призывают  правоверных  к  молитве.  По
большим праздникам и в дни  общественных  торжеств  минареты  освещаются
лампами, откуда и самое название (минарет - маяк или световая башня). М.
строятся обыкновенно четырехугольником и имеют свинцовые крыши и купола.
Снаружи они окружаются стенами, проходы через которые охраняются  цепями
и делаются такими низкими, что проходить можно только нагнувшись.  Стены
внутри М. окрашиваются в белый цвет; единственными их украшениями служат
арабески и религиознонравственные изречения из Корана.  Изображений  нет
никаких. Пол М. покрыт циновками и коврами; нет ни столов, ни скамей или
какого-нибудь другого сиденья. В  юго-восточной  части  М.  устраивается
кафедра для имама, а в  том  направлении,  где  лежит  Мекка,  находится
богатоукрашенный шкаф (Кебла или Киблах), в котором  хранится  один  или
несколько коранов. При больших М. почти всегда устраиваются общественные
школы (медрессе), больницы, столовые для бедных.  Средства  на  все  это
доставляются пожертвованиями и доходами с земель.  Первые  мусульманские
завоеватели - арабы и турки, - лишь только  захватывали  в  свою  власть
какойнибудь город, непременно отводили место для постройки  мечетей  или
же  обращали  в  М.  христианские  храмы,  выбирая  из  них   выдающиеся
величественной  и  красивой  постройкой.  В  особенности  много   храмов
обращено в М. в Константинополе, после взятия его Магометом II.
   Мечников (Илья Ильич) - зоолог и патолог, род. в 1845 г.,  учился  во
2-й харьковской гимназии, в 1862 г. поступил на  отделение  естественных
наук харьковского унив., где окончил курс в 1864 г. За границей (1864  -
67) работал в Гиссене, Геттингене и Мюнхене. Степень  магистра  зоологии
("История развития Sepiola") получил в спб. унив. в  1867  г.  и  избран
доцентом зоологии в новоросс. унив., с 1868 г. доцент в спб. унив.,  где
получил степень доктора; с 1870 по 1882 г. был  проф.  в  новороссийском
унив.,  затем  вышел  в  отставку;  с   1886   г.   заведовал   одесской
бактериологической  станцией;  ныне  в  Париже  заведует  отделением   в
Пастеровском институте. Научные труды М. относятся к  области  зоологии,
антропологии и патологии. Значение М.  в  зоологии  чрезвычайно  велико:
кроме  нескольких  работ  анатомического  и  фаунистического   характера
("Пелагическая    фауна    Черного    моря",    "Труды    1-го    съезда
естествоиспытателей")  он  напечатал  множество  работ  по   эмбриологии
беспозвоночных и вместе с А. О. Ковалевским может считаться  основателем
современной эмбриологии беспозвоночных. Большая часть работ его помещена
в различных заграничных и русских журналах,  некоторые  изданы  отдельно

Страницы: «« « 1788   1789   1790   1791   1792   1793   1794   1795   1796  1797   1798   1799   1800   1801   1802   1803   1804   1805   1806  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь