|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 » »» значительно устарели во многих частях. Из менее полных руководств,
обнимающих все части науки, укажем на von Bebber, "Lebrbuch der М.";
Лачинов, "Основы М.". Гораздо короче и популярнее известный курс Mohn,
"Grundzuge der М."; здесь главное внимание обращено на явления погоды,
имеется русский перевод с 1 немецкого издания: "М. или наука о погоде".
Совершенно самостоятельная книга о погоде: Abercromby, "Weather" (есть
нем. перев.), систематическое руководство по учению о погоде von Bebber:
"Handbuch der aus?benden Witterungskunde". Книга Поморцева,
"Синоптическая М.", по своему характеру стоит посередине выше
упомянутых. По динамической М. Sprung, "Lebrbuch der М.". По
климатологии Наnn: "Handbuch der Klimatologie"; Воейков, "Климаты
земного шара". По сельскохозяйственной М. Houdaille, "Meteorologie
agricole", по лесной Hornberger: "Grundriss der М.". Совершенно
популярные, очень краткие курсы "Houzeau et Lancaster Meteorologie";
Skott, "Elementary М.". Сборники наблюдений и периодические издания.
А. В.
Метисы - люди смешанной крови, дети белых и индейцев или белых и
негров. По определению Катрфажа, вся "раса полинезийская есть не только
смешанная, но даже метисская раса". Животные, происшедшие от смешения
однородных животных, но разного племени, называются в просторечии
ублюдками, но иногда также и метисами.
Метод - специальный путь исследования какого-либо предмета.
Обыкновенно принимают два основных М. - аналитический (разлагающий
исследуемый предмет на простейшие части) и синтетический (соединяющий
отдельные элементы в одно целое). Такое словоупотребление, однако,
неточно: анализ и синтез скорее следует признать необходимыми приемами
мысли, чем М. Всякое мышление, научное и ненаучное, всегда идет или
путем аналитическим, или синтетическим, т. е. путем сложения или
разложения. М. следует называть такое видоизменение аналитического или
синтетического мышления, которое специально приноровлено к известному
объекту. Характер М. может зависеть от условий субъективных и
объективных. Основные субъективные условия у всех людей одни и те же, т.
е. законы мысли, приемы мысли (анализ и синтез) и формы мысли
(определение и разделение понятий, выведение заключений из суждений).
Разница между субъектами по отношению к приемам и формам мышления
замечается лишь в умении применять их и пользоваться ими; в этом
отношении люди бывают талантливыми, гениальными, глупыми и т. д. В
гораздо большей мере М. зависит от объективных условий. Подобно тому,
как инструмент должен соответствовать той цели, ради которой он сделан,
так и М. должен сообразоваться с тем объектом, к которому он
применяется. В этом отношении самую резкую разницу представляют явления
внешнего мира от явлений внутреннего мира. Первые познаются нами путем
восприятия, которое, если оно производится с определенной познавательной
целью, называется наблюдением и опытом (экспериментом), причем опыт
представляет собой лишь вид наблюдения, в котором мы произвольно
видоизменяем некоторые из условий возникновения явлений, в видах более
точного их исследования. Внутренние явления первоначально познаются лишь
самонаблюдением, данные самонаблюдения могут быть, благодаря
символическому толкованию, применяемы и к некоторым областям внешнего
миpa (напр. мимика служит показателем внутренних состояний). Наблюдению
и его видам - эксперименту и самонаблюдению - противоположны общие
приемы и формы мысли, которые применяются в областях знания, имеющих
дело с условиями реального бытия (пространство, время, движение), а не с
самым реальным бытием. В математике наблюдение и его виды не имеют вовсе
применения; в ней господствуют чистые приемы и формы мышления. Иных
основных М., кроме перечисленных общих приемов мысли и М. дедуктивного
(т. е. определение и разделение понятий в выводе заключений) и
индуктивного (т. е. наблюдение и его виды), не существует; но как
дедукция, так и индукция может принимать весьма разнообразные формы, в
зависимости от материала. Этим объясняется часто встречающееся
неправильное употребление слова М.; напр., говорят об историческом,
догматическом, этнографическом М., имея в виду то видоизменение индукции
и дедукции, которое происходит в зависимости от применения их к истории,
к положительному богословию, к правоведению, к этнографии. Если говорят
о гипотетическом М., то и в этом случае допускают некоторую неточность;
гипотетический М. не представляет собой особого М., а есть видоизменение
индукции, в зависимости от недостаточного количества знаний, не
допускающих вполне точного вывода. Следует заметить еще, что наблюдение
невозможно без участия общих приемов и дедуктивных способов мышления.
Ср. Вундт, "Логика"; Милль, "Система логики"; Клод Бернар, "Введение в
изучение экспериментальной медицины"; Дж. Гершель, "Об исследовании
природы".
Э. Р.
Метонимия (Metonymia - переименование) - риторическая фигура, в
которой название одного предмета ставится на место другого, но не на
основании сходства, как в метафоре, а на основании ассоциации смежности,
т. е. на основании близких и легко понимаемых отношений, в которых
находятся между собою данные предметы. Таким образом, метонимия
основывается на взаимной связи или родстве понятий. Название места
ставится вместо того, что в нем находится, название страны - вместо
населяющего ее народа; напр. лес поет - вместо птицы этого леса поют,
Россия ликует - вместо Русские и т. д.; меняются названиями и причина со
следствием, материал - с тем, что сделано из него, напр. железо - вм.
железная лопата, сталь - вм. меч; знак ставится вместо обозначаемого,
напр. скипетр - вм. царская власть, шапка (бармы) Мономаха вм.
обязанности царя; имя автора ставится вм. названия его сочинений, напр.
читать Пушкина, вм. сочинения Пушкина и т. д. Особый вид М. составляет
синекдоха, когда перенесение имен основывается на количестве, напр.
часть ставится вместо целого (5 голов скота), единственное число вм.
множественного ("Швед, Русский - колет, рубит, режет" вместо "Шведы,
Pyccкиe".....) и т. д.
Метр (греч. metron, мера, размер) - в русском языке означает, в более
широком смысле, стихотворный размер, в более тесном - неделимую
ритмическую единицу, с определенным расположением долгих и кратких
слогов или же с акцентом (ударением) на подлежащем месте. В этом
последнем значении М. отождествляется со стопой, а потому и метрическое
стихосложение иначе называется стопным. В языках количественных
(квантитативных), каковы древнегреческий, латинский, санскритский и др.,
в основании М. полагается определенная мера времени, а именно время,
нужное для произнесения короткого слога (cronoV prwtoV, т. е.
Страницы: «« « 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |