Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1780   1781   1782   1783   1784   1785   1786   1787   1788  1789   1790   1791   1792   1793   1794   1795   1796   1797   1798  » »»

значительно устарели во  многих  частях.  Из  менее  полных  руководств,
обнимающих все части науки, укажем на von  Bebber,  "Lebrbuch  der  М.";
Лачинов, "Основы М.". Гораздо короче и популярнее известный  курс  Mohn,
"Grundzuge der М."; здесь главное внимание обращено на  явления  погоды,
имеется русский перевод с 1 немецкого издания: "М. или наука о  погоде".
Совершенно самостоятельная книга о погоде: Abercromby,  "Weather"  (есть
нем. перев.), систематическое руководство по учению о погоде von Bebber:
"Handbuch   der   aus?benden    Witterungskunde".    Книга    Поморцева,
"Синоптическая  М.",  по  своему   характеру   стоит   посередине   выше
упомянутых.  По  динамической  М.  Sprung,   "Lebrbuch   der   М.".   По
климатологии  Наnn:  "Handbuch  der  Klimatologie";  Воейков,   "Климаты
земного  шара".  По  сельскохозяйственной  М.  Houdaille,  "Meteorologie
agricole",  по  лесной  Hornberger:  "Grundriss  der   М.".   Совершенно
популярные, очень краткие курсы  "Houzeau  et  Lancaster  Meteorologie";
Skott, "Elementary М.". Сборники наблюдений и периодические издания.
   А. В.
   Метисы - люди смешанной крови, дети белых  и  индейцев  или  белых  и
негров. По определению Катрфажа, вся "раса полинезийская есть не  только
смешанная, но даже метисская раса". Животные,  происшедшие  от  смешения
однородных  животных,  но  разного  племени,  называются  в  просторечии
ублюдками, но иногда также и метисами.
   Метод  -  специальный   путь   исследования   какого-либо   предмета.
Обыкновенно принимают  два  основных  М.  -  аналитический  (разлагающий
исследуемый предмет на простейшие части)  и  синтетический  (соединяющий
отдельные элементы  в  одно  целое).  Такое  словоупотребление,  однако,
неточно: анализ и синтез скорее следует признать  необходимыми  приемами
мысли, чем М. Всякое мышление, научное  и  ненаучное,  всегда  идет  или
путем  аналитическим,  или  синтетическим,  т.  е.  путем  сложения  или
разложения. М. следует называть такое видоизменение  аналитического  или
синтетического мышления, которое специально  приноровлено  к  известному
объекту.  Характер  М.  может  зависеть  от   условий   субъективных   и
объективных. Основные субъективные условия у всех людей одни и те же, т.
е.  законы  мысли,  приемы  мысли  (анализ  и  синтез)  и  формы   мысли
(определение и разделение понятий, выведение  заключений  из  суждений).
Разница между субъектами  по  отношению  к  приемам  и  формам  мышления
замечается лишь в  умении  применять  их  и  пользоваться  ими;  в  этом
отношении люди бывают талантливыми,  гениальными,  глупыми  и  т.  д.  В
гораздо большей мере М. зависит от объективных  условий.  Подобно  тому,
как инструмент должен соответствовать той цели, ради которой он  сделан,
так  и  М.  должен  сообразоваться  с  тем  объектом,  к   которому   он
применяется. В этом отношении самую резкую разницу представляют  явления
внешнего мира от явлений внутреннего мира. Первые познаются  нами  путем
восприятия, которое, если оно производится с определенной познавательной
целью, называется наблюдением  и  опытом  (экспериментом),  причем  опыт
представляет  собой  лишь  вид  наблюдения,  в  котором  мы  произвольно
видоизменяем некоторые из условий возникновения явлений, в  видах  более
точного их исследования. Внутренние явления первоначально познаются лишь
самонаблюдением,   данные   самонаблюдения   могут    быть,    благодаря
символическому толкованию, применяемы и к  некоторым  областям  внешнего
миpa (напр. мимика служит показателем внутренних состояний).  Наблюдению
и его видам -  эксперименту  и  самонаблюдению  -  противоположны  общие
приемы и формы мысли, которые применяются  в  областях  знания,  имеющих
дело с условиями реального бытия (пространство, время, движение), а не с
самым реальным бытием. В математике наблюдение и его виды не имеют вовсе
применения; в ней господствуют чистые  приемы  и  формы  мышления.  Иных
основных М., кроме перечисленных общих приемов мысли и  М.  дедуктивного
(т.  е.  определение  и  разделение  понятий  в  выводе  заключений)   и
индуктивного (т. е. наблюдение  и  его  виды),  не  существует;  но  как
дедукция, так и индукция может принимать весьма разнообразные  формы,  в
зависимости  от  материала.   Этим   объясняется   часто   встречающееся
неправильное употребление слова  М.;  напр.,  говорят  об  историческом,
догматическом, этнографическом М., имея в виду то видоизменение индукции
и дедукции, которое происходит в зависимости от применения их к истории,
к положительному богословию, к правоведению, к этнографии. Если  говорят
о гипотетическом М., то и в этом случае допускают некоторую  неточность;
гипотетический М. не представляет собой особого М., а есть видоизменение
индукции,  в  зависимости  от  недостаточного  количества   знаний,   не
допускающих вполне точного вывода. Следует заметить еще, что  наблюдение
невозможно без участия общих приемов и  дедуктивных  способов  мышления.
Ср. Вундт, "Логика"; Милль, "Система логики"; Клод Бернар,  "Введение  в
изучение экспериментальной  медицины";  Дж.  Гершель,  "Об  исследовании
природы".
   Э. Р.
   Метонимия (Metonymia  -  переименование)  -  риторическая  фигура,  в
которой название одного предмета ставится на место  другого,  но  не  на
основании сходства, как в метафоре, а на основании ассоциации смежности,
т. е. на основании близких  и  легко  понимаемых  отношений,  в  которых
находятся  между  собою  данные  предметы.  Таким   образом,   метонимия
основывается на взаимной  связи  или  родстве  понятий.  Название  места
ставится вместо того, что в нем  находится,  название  страны  -  вместо
населяющего ее народа; напр. лес поет - вместо птицы  этого  леса  поют,
Россия ликует - вместо Русские и т. д.; меняются названиями и причина со
следствием, материал - с тем, что сделано из него, напр.  железо  -  вм.
железная лопата, сталь - вм. меч; знак  ставится  вместо  обозначаемого,
напр.  скипетр  -  вм.  царская  власть,  шапка  (бармы)  Мономаха   вм.
обязанности царя; имя автора ставится вм. названия его сочинений,  напр.
читать Пушкина, вм. сочинения Пушкина и т. д. Особый вид  М.  составляет
синекдоха, когда перенесение  имен  основывается  на  количестве,  напр.
часть ставится вместо целого (5 голов  скота),  единственное  число  вм.
множественного ("Швед, Русский - колет,  рубит,  режет"  вместо  "Шведы,
Pyccкиe".....) и т. д.
   Метр (греч. metron, мера, размер) - в русском языке означает, в более
широком  смысле,  стихотворный  размер,  в  более  тесном  -   неделимую
ритмическую единицу,  с  определенным  расположением  долгих  и  кратких
слогов или же  с  акцентом  (ударением)  на  подлежащем  месте.  В  этом
последнем значении М. отождествляется со стопой, а потому и  метрическое
стихосложение  иначе  называется  стопным.   В   языках   количественных
(квантитативных), каковы древнегреческий, латинский, санскритский и др.,
в основании М. полагается определенная мера  времени,  а  именно  время,
нужное  для  произнесения  короткого  слога  (cronoV   prwtoV,   т.   е.

Страницы: «« « 1780   1781   1782   1783   1784   1785   1786   1787   1788  1789   1790   1791   1792   1793   1794   1795   1796   1797   1798  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь