Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1771   1772   1773   1774   1775   1776   1777   1778   1779  1780   1781   1782   1783   1784   1785   1786   1787   1788   1789  » »»

Западе литургию совершали дважды в неделю, кроме воскресенья,  именно  в
среду и субботу, тогда как на Востоке,  по  свидетельству  Иустина,  она
совершалась лишь в день воскресный. С V в. на Западе в праздники,  когда
в храм стекалось множество молящихся, возник обычай  совершать  литургию
дважды в день в одном и том же храме (причем совершителем ее могло  быть
одно и то же лицо - пресвитер или епископ), отчего  эти  дни  назывались
многолитургийными (dies poliliturgici). В VIII в.  случалось  на  Зпаде,
что в одном и том же храме совершались  в  праздник  Рождества  Христова
четыре литургии. Во времена гонений временем  совершения  М.  на  Западе
была ночь, почему Тертуллиан называет литургийные собрания  antelucanas,
nocturnas соnvocationes. Впоследствии литургия стала совершаться днем, в
дни праздничные - в 12 ч.  дня,  в  дни  четыредесятницы  и  вообще  дни
постные - в 3 часа дня. В средние века  было  установлено  совершать  М.
ночью в Рождество Христово и в великую субботу.  Виды  западной  М.:  1)
"торжественная", иначе - "великая", "главная", "каноническая", с  пешими
торжественными церемониями,  с  участием  большего  или  меньшего  числа
священнослужителей - нынешняя главная М.; 2)  домашняя  или  тайная  М.,
совершаемая на домашнем алтаре; 3) месса в честь мучеников, в дни памяти
их; 4) М. по обету (missa  votiva),  например,  по  случаю  освобождения
какой-либо местности или лица от какого-либо бедствия. Корнелий Шультинг
(Schulting)  в  своей  "Bibliotheca  ecclesiastica"  собрал  120   видов
литургии по обетам (см.  Visconti,  "De  missae  ritibus";  Marten,  "De
antiquis monachorum ritibus"; Guyer. "Heortologia"); 5) М. за умерших, о
которой упоминает уже Тертуллиан в сочин. "De corona. militum".
   Н. Б - в.
   Мессалина (Valeria Messalina) -  жена  (третья)  римского  императора
Клавдия, которому  родила  дочь  Октавию  и  сына  Британникa.  М.  была
известна своим распутством, властолюбием и жестокостью.  Бесстыдство  ее
доходило до крайних границ и  тем  более  было  возмутительно,  что  она
принуждала к тому же и других,  самых  благородных  женщин.  Однажды,  в
отсутствие императора, М. вступила, соблюдая все формальности, в брак  с
красавцем Гаем Силием и задумала возвести  его  на  престол.  Оставшиеся
верными слуги императора, и во главе их его секретарь,  вольноотпущенник
Нарцис, донесли обо всем Клавдию и, несмотря на его колебания,  добились
от него смертного приговора над М., который и был немедленно приведен  в
исполнение.  Имя  М.  сделалось  нарицательным  для  женщин,  занимающих
высокое положение и отличающихся бесстыдством и распущенностью.
   Мессия (с евр. Maшiax - помазанник, вследствие чего с греческого  LXX
это слово переводится словом Христос или Помазанный). По первоначальному
своему значению,  М.  называется  всякий  помазанный  освященным  елеем,
например, первосвященник и особенно царь. Впоследствии это  слово  стало
означать исключительно Христа Спасителя, к которому оно относится  целым
рядом мессианских пророчеств,  проходящих  по  всему  Ветхому  Завету  и
находящих себе завершение и подтверждение в Новом Завете. Согласно  этим
пророчествам, М. должен был явиться как избавитель  человеческого  рода.
Он  царь  из  дома  Давидова  -  и  это  представление  повело   к   той
национально-еврейской мечте,  которая  в  лице  М.  видит  действительно
царязавоевателя, долженствующего возвысить еврейское царство.  При  этом
совершенно упущена была другая сторона пророчеств, по которой М.  должен
был явиться в уничижении и совершить  искупление  своими  страданиями  и
смертью. Вследствие такого национально-еврейского  представления  о  М.,
особенно развитого раввинством, пришедший М. не был  признан  народом  и
потерпел от него крестную смерть, а  народ  по-прежнему  продолжал  жить
ожиданием  пришествия  М.,  что   неоднократно   служило   поводом   для
выступления разных самозванцев, напр.  Бар-Кохбы  и  др.  См.  Stahelin,
"Messian. Weissag." (1847); Riehin, "Mess. Weissag."  (1875);  сочинения
Делича, Гитунга и Орелли о том же Drummond, "The Jewish Messiah" (1877);
Ricbore,  "Le  Messie"  (1879);  Edersheim,  "Prophecy  and  History  in
relation to lhe Messiah" (1885).
   А. Д.
   Металлургия - отдел технологии, занимающийся  добыванием  металлов  в
заводских размерах из их природных  соединений  (руд).  Металлургические
операции суть двоякого рода: во-первых, механическая  обработка  руды  и
приведение  ее  в  удобный  для  работы  вид  и,  во-вторых,   обработка
химическая или электрохимическая.
   Металлы и металлоиды (хим.). -  М.  называется  группа  простых  тел,
обладающих  известными  характерными  свойствами,  которые  в   типичных
представителях резко отличают  М.  от  других  химических  элементов.  В
физическом отношении это по большей части тела твердые при  обыкновенной
температуре,  непрозрачные  (в  толстом  слое),   обладающие   известным
блеском, ковкие, тягучие, хорошие проводники  тепла  и  электричества  и
пр.; в  химич.  отношении  для  них  является  характерной  способностью
образовывать  с  кислородом  основные  окислы,  которые,  соединяясь   с
кислотами, дают соли.  Знакомство  человека  с  М.  началось  с  золота,
серебра и меди, т. е. с М.,  встречающимися  в  свободном  состоянии  на
земной поверхности; впоследствии к ним  присоединились  М.,  значительно
распространенные в природе и легко выделяемые из их  соединений:  олово,
свинец, железо и ртуть. Эти семь М. были знакомы человечеству в глубокой
древности. Между египетскими редкостями  встречаются  золотые  и  медные
изделия, которые, по некоторым данным, относятся к  эпохе  удаленной  на
3000 - 4000 лет от Р. Хр. К этим семи  М.  уже  только  в  средние  века
прибавились цинк, висмут, сурьма и в начале XVIII ст. мышьяк. С половины
XVIII ст. число М. быстро возрастает и в настоящее время доходит до  65.
Ни одно из химических производств  не  способствовало  столько  развитию
химических знаний, как процессы, связанные с получением и обработкой М.;
с историей их связаны важнейшие моменты истории химии. Свойства  М.  так
характерны, что уже в самую раннюю эпоху золото, серебро, медь,  свинец,
олово, железо и ртуть составляли  одну  естественную  группу  однородных
веществ, и понятие о М.  относится  к  древнейшим  химическим  понятиям.
Однако, воззрения на их натуру в  более  или  менее  определенной  форме
являются только в средние века у алхимиков. Правда,  идеи  Аристотеля  о
природе, об образовании всего существующего из 4 элементов (огня, земли,
воды и воздуха) уже тем самым указывали на сложность  М.;  но  эти  идеи
были так туманны, так абстрактны и имели так мало реального в основе!  У
алхимиков понятие  о  сложности  М.  и,  как  результат  этого,  вера  в
возможность превращать одни М.  в  другие,  создавать  их  искусственно,
является  основным  понятием  их  миросозерцания.   Это   понятие   есть
естественный вывод  из  той  массы  фактов,  относящихся  до  химических
превращений М.,  которые  накопились  к  тому  времени.  В  самом  деле,
превращение М. в совершенно непохожую на них окись простым прокаливанием

Страницы: «« « 1771   1772   1773   1774   1775   1776   1777   1778   1779  1780   1781   1782   1783   1784   1785   1786   1787   1788   1789  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь