Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 » »» явления, обычные для М. Дисменорреей называются М., сопровождающиеся болью; при них отходят часто кровяные сгустки. При меноррагии истечение увеличено. Это бывает при болезнях матки или соседних органов: при воспалении матки, при изъязвлении маточной шейки, при налитии кровью широких связок и т. д.; иногда какие-либо расстройства матки отсутствуют, а усиленное истечение зависит от общего ухудшения здоровья. При лечении обращают внимание на причину, поддерживающую неправильность М., и стараются ее устранить. Г. Скориченко-Амбодик. Ментор, с о-ва Итаки - сын Алкима, друг Одиссея, который, отправляясь под Трою, поручил ему заботы о доме и хозяйстве; поэтому он старался препятствовать назойливым женихам Пенелопы; он же был воспитателем Телемаха, сына Одиссея. У Гомера наружность М. часто принимает покровительствовавшая Одиссею Афина Паллада, являясь к Одиссею или Телемаху. Так, в виде М. Афина помогает Одиссею в его борьбе с женихами и старается примирить его с народом; под видом М. она сопровождает Телемаха в Пилос. Имя М. часто употребляется как нарицательное, в смысле наставника или руководителя юношества. Менуэт (фр. - menuet, ит. miouetto, от франц. слова menu или латинского minutus - малый, мелкий) - старинный грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Пишется в двухколенном складе, в трехдольном размере. Часто за первым М. следует второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше). Если первый М. в мажоре, то второй нередко пишется в одноименном миноре. Второй М. называется трио. В старинных М. первый М. писался двухголосно, а второй - трехголосно. За вторым М. всегда идет повторение первого. Нередко в конце М. делается небольшая кода. Хотя танцующие исполняют М. плавно и довольно медленно, но музыка М. должна исполняться умеренно скоро. Музыка первых М. принадлежит Люлли. М. был придворным танцем при Людовике XIV. Из Франции он перешел в другие страны; в России появился в царствование Петра Великого. М. писали почти все композиторы инструментальной музыки, как старинные, так и новейшие. В особенности художественную обработку М. получил у Гайдна, Моцарта и Бетховена. Гайдн первый ввел М. в свои симфонии. Из русских композиторов выдающиеся М. писали Глинка и Рубинштейн. В настоящее время М., как танец, вышел из моды, но форму М. в музыке продолжают эксплуатировать. Н С. Менцель (Адольф Фридрих Эрдман Menzel) - знаменитый немецкий исторический и жанровый живописец, род. 1815 г., посещал, но очень недолго, классы акад. худож. в Берлине и образовался почти самоучкой. Впервые стал известен в 1833 г. тетрадью рисунков, исполненных пером и изображавших "Жизнь художника" (Kunstlers Erd wallen). За этим юношеским трудом М. следовали ряд им самим литографированных "Достопримечательностей Бранденбургской истории" (1834 - 39, 12 листов) и несколько первых его опытов в живописи масляными красками, каковы напр. "Игра в шахматы" (1836), "Юридическая консультация" (1837), "Судебное заседание" (1837) и пр. Но вскоре ему пришлось отложить в сторону палитру и кисти, чтобы заняться сочинением иллюстрации к "Истории Фридриха Великого" Куглера (1839 - 42) и вслед затем иллюстрированием роскошного издания сочинений этого государя (1843 - 49). Обе эти работы заставили М. углубиться в изучение эпохи Фридриха Вел. Воспроизводя ее с полной исторической точностью, превосходной характеристикой положений и действующих лиц, реалистической правдой и высоким техническим мастерством, он составил себе громкое имя у своих соотечественников преимущественно картинами на темы, взятые из этой эпохи, как напр. "Круглый стол Фридриха Вел." (1850, находится в Берлинской национальной галерее), "Концерт в Сан-Суси" (1852, там же), "Фридрих Вел. в дороге" (1854), "Присяга Фридриху Вел. в Бреславле, в 1741 г." (в бреславлском музее), "Встреча Фридриха Вел. с Иосифом II в Нейссе", "Фридрих перед Лейтенской битвой", "Фридрих в Гохкиркенской битве" (1856; в берлинском королевском дворце) и др. В 1850 гг. М. написал, кроме того, несколько картин библейского содержания, достоинству которых в большинстве случаев вредила их излишняя реалистичность, после чего снова показал свой талант с полным блеском в великолепной "Коронации Фридриха Вильгельма I в Кенигсберге" (1861 - 65; в берлинском королевском дворце), "Отъезде короля на войну, 30 июля 1870 г. " (1871; в Берлинской национальной галерее), "Бальном ужине" (1878), "Разговоре короля с дамою на придворном балу" (1880), "Религиозной процессии в Гаштейне" (1880), "Площади д'Ербе, в Вероне" и в "Новейших циклопах" (1876) - самой замечательной из всех картин художника, изображающей внутренность железопрокатного завода во время работы на нем. Сверх упомянутых произведений, М. исполнил много других, менее значительных жанровых картин, рисунков пером, композиций для политипажей, акварелей и гуашей. С 1856 г. он состоит профессором и членом Берлинской акад. художеств. Ср. Wessely, "Adolf Menzel, sein Leben und seine Werke" (Лпц., 1875). А. С - в. Mеншиков (Александр Данилович) - фаворит Петра I и Екатерины I, открывающий собой ряд русских временщиков XVIII ст. Год его рождения в точности неизвестен: по одним известиям (Берхгольц) он родился в 1673 г., по другим (Голиков) - в 1670 г. Не вполне ясно и происхождение его: по словам одних, его отец был придворным конюхом, по словам других - капралом Петровской гвардии; существует также известие (позднейшее), что М. в молодости продавал пироги на улицах Москвы и кормился этим промыслом. Знакомство Петра с М., как обычно считают, состоялось через посредство Лефор та, взявшего М. к себе в услужение. Несомненно, что М. служил в Преображенском полку с самого его учреждения, несколько лет исполнял обязанности денщика при Петре и приобрел его расположение, скоро перешедшее в тесную дружбу. С 1697 г. М. неразлучен с Петром: вместе с ним совершает Азовский поход, вместе отправляется за границу и возвращается оттуда, участвует в стрелецком розыске, исполняет важные поручения; его влияние начинает перевешивать даже влияние Лефорта. После Нарвского сражения М. вместе с царем участвовал в действиях русской армии в Ингрии, причем выказал большую храбрость и недюжинные военные таланты. После взятия в 1702 г. Нотебурга, он был назначен комендантом этой крепости, затем губернатором вновь завоеванных областей; в его ведение, в так наз. Ижорскую канцелярию, были переданы Петром многие общегосударственные доходы. Талантливый и энергичный, М. не останавливался ни перед чем ради Страницы: «« « 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |