Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1759   1760   1761   1762   1763   1764   1765   1766   1767  1768   1769   1770   1771   1772   1773   1774   1775   1776   1777  » »»

"Утонченные" и "грубые" М. все более и более обособлялись друг от друга.
"Грубые" углубились в догматику и доходили до  рационализма;  утонченные
занялись нравственной  казуистикой  и  регламентацией  правил  обыденной
жизни. Для всех членов  меннонитских  общин  установлена  была  форма  и
ценность одежды, убранство жилищ и т. п. Лучшим  в  это  время  явлением
между М. было общее  почти  стремление  устроить  свою  жизнь  наподобие
первобытной христианской общины. Но и в этом  отношении  скоро  возникли
разногласия, напр. о том, в храме ли только друг другу, или и в  частных
домах, всем странствующим, нужно умывать ноги; подвергать  ли  отлучению
за нарушение правил об одежде и жилищах  и  т.  п.  В  эпоху  борьбы  за
освобождение Нидерландов голландские М. оказали  великие  услуги  своему
отечеству, жертвовали нередко всем своим состоянием, вступали  солдатами
в армию Вильгельма Оранского и  т.  д.  Вследствие  этого  они  получили
полную свободу богослужения, право заводить школы и созывать  соборы  из
представителей своих общин. На первом же из этих  соборов  обнаружилось,
что 24 тауфгезинтских общины уже много  лет  не  имели  своих  храмов  и
проповедников, а детей своих обучали в школах  реформатских.  Вследствие
этого М. неминуемо должны были подпасть, в своем  религиозном  учении  и
культе, влиянию отчасти реформатов, отчасти ремонстрантов, под которым и
находились  все  XVII-e  и  половину  XVIII  в.   Реформатская   церковь
неоднократно пыталась навязать  М.  символ,  составленный  несогласно  с
учением Меннона. В 1795 г. голландские  М.  были  уравнены  в  правах  с
католиками и реформатами; вмешательство гражданской и церковной власти в
дела их общин было устранено. На амстердамском соборе состоялась  полная
yния  всех  партий  М.   Они   устроили   миссии   (на   о-ве   Яве)   и
благотворительные  заведения,  а  в  начале  XIX  в.  у  них  явилась  в
Амстердаме  и  семинария  для  приготовления  проповедников.  В  Гарлеме
существует "Богословское общество" М. - В Пруссии, в 1847 г., М.  лишены
свободы  от  военной  службы,  вследствие  чего  значительная  их  часть
эмигрировала в Россию. В 1869 г. один из вождей  М.,  Мангарт,  признал,
что меннонитский догмат об обязательном устранении от военной службы  не
имеет безусловного значения, так как война допускается и  Св.  Писанием,
как средство самозащиты, составляющей такую же обязанность  христианина,
как и обязанность никого не убивать, нападая.

   Литература.  Сочин.  самого   Меннона:   "Opera   omnia   theologica"
(Амстерд., 1681); Hermanus Schyn, "Historia Mennonitarum" (1723); Stark,
"Geschichte der Taufe und  Taufgesinnten"  (Лпц.,  1789);  Cremer,  "Het
Lowen en de Verrigtingen von  Menno  Simon"  (Амстерд.,  1837);  Blaupot
ten-Cate, "Greschichdensis der Doopsgezinden" (Амстердам, 1837 -  1850);
Roosen, "Menno Simons" (Лпц., 1848); Muller, "Die  М.  in  Oslfriesland"
(Амстерд. 1887); A. Brons, "Ursprung, Entwickelung  und  Schicksale  der
Mennoniten" (1888); А. Г. Вишняков, "Общество анабаптистов  или  М."  (в
"Православном Обозрении", 1861); "Mennonitischer Cathechismus".
   Н. Б-в.

   М. в Poccии. Первое переселение  М.  в  Россию,  из  Мариенвердерской
низменности  (в  Пруссии),  состоялось  в  1789   г.,   по   приглашению
правительства, в числе 228 семейств,  причем  им  была  обещана  свобода
вероисповедания и свобода от военной и гражданской службы,  дана  льгота
от всяких податей на 10 лет и каждому  семейству  отведено  по  65  дес.
земли, а также на проезд и обзаведение по 500  р.  В  свою  очередь,  М.
обязывались давать на общем основании квартиры и подводы для  проходящих
чрез их селения войск, содержать в исправности дороги и мосты и  платить
поземельную подать по 15 к. с десятины удобной  земли.  В  1789  г.  был
заселен Хортицкий окр. (Екатеринославского у. и губ.); вновь прибывшие в
1793 - 96 г.  118  семейств  частью  расселились  в  существовавших  уже
колониях, частью  в  новых,  в  уу.  Александровском  и  Новомосковском.
Несмотря на  огромные  выгоды,  предоставленные  М.  они,  по  донесению
Контениуса (1799), находились  в  "недостаточном  состоянии"  от  частых
неурожаев, каменистой почвы и падежа скота во время суровых зим. В  виду
этого правительство переселило в 1800 г. 150 семейств на  Молочные  воды
(Мелитопольского у. Таврической губ.),  дав  им  до  120  тыс.  дес.,  а
Хортицкий окр. (до 35 тыс. дес.) предоставило в распоряжение  оставшихся
колонистов,  частью  как  надел,  частью  в  виде  запаса  на   прибылое
население, с уплатою в  казну  21/2  к.  за  десятину.  В  том  же  году
дозволено  М.  варить  пиво  и  мед,  курить  хлебное  вино,   как   для
собственного употребления, так и для продажи, а  посторонним  "навсегда"
воспрещено иметь в их колониях харчевни, питейные дома и шинки. Тогда же
образованы   меннонитские   еврейские   общины,   с   довольно   широким
самоуправлением.  До  1820  г.  колонизация  М.  распространялась  почти
исключительно пришельцами из-за границы;  за  это  время  число  колоний
увеличилось в Молочанском окр. до 40, а в Хортицком до  18.  С  1820  г.
впуск в Россию иностранных поселенцев был приостановлен. Около  1835  г.
Хортицкий окр., вследствие увеличившегося населения,  стал  нуждаться  в
земле; ему отвели новый участок в 9492 д.  в  Александровском  у.,  и  в
течение 1836 - 52 г. 145 молодых  семейств  устроили  5  новых  колоний,
которые в 1852 г. были окончательно  отделены  от  хортицкого  окружного
управления   и   образовали   третий   меннонитский   окр.,    названный
Mapиупoльcким. На Молочне так же шел рост колоний. Из Пруссии  приезжали
сюда нередко весьма состоятельные люди, вследствие чего Молочанский окр.
сделался главным центром хозяйственной и умственной интеллигенции М.  За
период с 1828 по 1866 г. здесь возникло 18  новых  колоний  на  запасных
землях. В короткое сравнительно время пустынная  местность  Молочанского
окр. наполнилась рощами плодовых тутовых  и  лесных  деревьев,  богатыми
нивами  и  стадами  отличной  породы  скота.  С  1854   г.   данцигские,
мариенбургские и эльбингские М. стали селиться в Самарской губ., сначала
в Новоузенском у., а потом и в Самарскому и до 1874 г., когда прибыла их
последняя партия, образовали 16 колоний, получив также  до  15  дес.  на
душу. Все земли находились обыкновенно  в  вечно-потомственном  владении
целой колонии, без права отчуждения в посторонние  руки.  Распределялись
они по угодьям и подворно или посемейно, без дробления. Двор переходил в
единоличное пользование  к  одному  из  сыновей,  признанному  способным
продолжать хозяйство, или к лицу из того же общества,  купившему  его  с
аукциона. Это повело,  с  одной  стороны,  к  скоплению  в  одних  руках
обширных участков, с другой - к увеличению  числа  безземельных.  О  них
впервые позаботился М. Корнис, бывший председателем молочанской комиссии
сельского хозяйства. Он пытался устроить в 1841 г.  торгово-промышленную
колонию) для безземельных, но успел поместить только 30 семейств; в 1866
г. правительством была закрыта самая комиссия.  Между  тем  общественная

Страницы: «« « 1759   1760   1761   1762   1763   1764   1765   1766   1767  1768   1769   1770   1771   1772   1773   1774   1775   1776   1777  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь