Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1760   1761   1762   1763   1764   1765   1766   1767   1768  1769   1770   1771   1772   1773   1774   1775   1776   1777   1778  » »»

экономическая  неурядица  росла;  особенно  жесток  был   раздор   между
хозяевами и безземельными Молочанского округа. В 1869 г.  изменен  закон
наследования, допущена дробность наделов; правительство стало  раздавать
безземельным запасные земли и  ввело  большую  правомерность  в  составе
сельских сходов. Когда в 1874 г. все  вообще  колонисты  в  России  были
признаны подлежащими воинской повинности, это было  истолковано  М.  как
требование, несогласное с их религиозными убеждениями;  значительная  их
часть решилась выселиться из России. Посланный "задержать" выселяющихся,
гр. Э. К.  Тотлебен  был  уполномочен  обещать  им  льготы  относительно
отбывания военной службы, которые им действительно и  предоставлены.  Но
эти льготы не вовсе прекратили переселение. Из  одной  Таврической  губ.
переселилось в Америку, до 1876 г., около 900 меннонитских  семейств,  и
почти  столько  же   из   Екатеринославской.   Дальнейшие   переселения,
вызванные, между прочим, голодовками  (напр.  в  1879  -  80  гг.)  были
незначительны. Так напр., из Самарской губ. с 1880 по 1889 г. выселилось
всего 71 семейство (390 д. об. п.): 46 сем. в Хиву, где  часть  получила
от хана 4-десятинный надел, а часть определилась в столяры,  плотники  и
т. п.; 10 сем. - в Сыр-Дарьинскую область, где они основали  4  колонии,
получив по 15 дес. на душу и правительственную ссуду на устройство  школ
и общественных мельниц; 13 сем. - в Америку (шт. Небраска и Арканзас), 1
сем. - в Оренбург, 1 сем. - в Омск. М., с самого  водворения  в  Россию,
разделились на два толка: фламандский и  фрисландский.  Принадлежащие  к
последнему отличаются меньшею строгостью в соблюдении обрядов. В 1855 г.
в колонии Эйнлаге (Хортицкого округа)  появились  сектанты  -  Hupfer'ы,
державшиеся буквы  Св.  Писания,  и  вскоре  после  того  "иерусалимскиe
братья" - прогрессисты. Первые в 1860  г.  образовали  особую  церковную
общину и отвергли власть конвента, ведавшего дела духовного призрения  и
церковного благочиния.  Отлученные  за  это  конвентом  от  церкви,  они
составили, вместе с  иерусалимскими  братьями,  главный  контингент  М.,
выселившихся на Кавказ в 1864 - 66 г. (более 200 семейств).
   В настоящее время всех М. в. России около 50 000 д. об. п.; живут они
в губ.: Екатеринославской (уездах: Александровском, Екатеринославском  и
Мариупольском) - 51 колония. Таврической - 57 колонии, Херсонской  -  16
кол., Самарской - 18 кол.  и  на  Кавказе  -  около  20  кол.  Некоторые
ошибочно считают за М. и немцев, живущих в Радичеве,  Черниговской  губ.
(2 кол.), поселенных здесь еще гр. Румянцевым в  1772  г.  В  общем,  М.
владеют около 300000 дес. земли.  По  владению  землею  они  делятся  на
хозяев  (полных  -  не  менее  65  дес.,   половинных   и   четвертных),
малоусадебников (до 1/2 дес., без полевого надела) и безземельных. Число
последних растет все более и более и в некоторых местах достигает  20  %
(Самарская  губ.).  Подушные  сборы   раскладываются   сельским   сходом
одинаково на всех рабочих обоего пола от 14  до  60  лет  (с  1867  г.).
Поземельную подать, разные сборы и натуральные повинности хозяева  несут
сообразно с наделом (после 1862 г.
   - по 52/3 к. с дес.). С величиной подворного участка соразмеряется  и
выгон. Живут М. поселками в 15 - 20 домов, один от другого в 2 - 5 в., и
занимаются преимущественно земледелием. Последнее  часто  ведется  более
или менее усовершествованными орудиями, по 4 - 5-польной системе, причем
посевы чередуются (напр. в  Самарской  губ.)  так:  пар,  рожь,  пшеница
(составляющая главный предмет торговли), овес и ячмень;  редко  просо  и
еще реже горох. Среднее количество хлебов получается на  надельный  двор
(в Самарской и Екатеринославской губ.)  до  2000  пд.  Развито  у  М.  и
скотоводство, преимущественно  овцеводство  (улучшенные  породы);  более
всего в Молочанском округе, где в 1889 г. было до 10 000 лошадей,  более
15 000 гол. рог. скота (лучших пород) и около 20 000 овец. Живя, большей
частью,  в  безлесной  местности,  М.  издавна  занимались   разведением
деревьев: фруктовых,  тутовых  и  лесных;  в  одном  Молочанском  округе
имеется свыше 3,5 млн тутовых деревьев;  развито  также  шелководство  и
табаководство. Густой цепью расположены заводы (винокуренные,  суконные,
кирпичные,  черепичные  и  др.),  фабрики,   мельницы   и   всевозможные
мастерские, преимущественно изготовляющие земледельческие орудия.  Самый
цветущий в промышленном отношении - Молочанский округ. М. высоко  ставят
грамотность, считая ее "важнейшей потребностью общества"; между ними нет
неграмотных; мальчики и  девочки  обязательно  посещают  школы  (большей
частью одноклассные; в каждой колонии по школе; кроме того в  Хортице  и
Гальбштадте русские высшие училища, в Гальбштадте и Орлове на Молочне
   -  ремесленные  училища).  В  доме  почти  каждого  хозяина   имеется
какой-либо периодический орган (чаще - немецкий). Все,  даже  противники
иностранных колонистов, утверждают, что М. трудолюбивы,  любят  порядок,
нравственны, гуманны и трезвы. Они живут в больших и удобных домах  (ок.
30% каменных) и преимущественно малосемейны. Влияние  их  на  окружающих
русских крестьян благотворно. Господствующая идея их учения -  ожидаемое
восстановление в мире царства Божия через основание и распространение на
земле церкви чистой и  святой.  Затем,  безусловная  вера  в  Библию,  в
буквальный  смысл  ее  текста;  свобода  личного  понимания  в   области
верования; евхаристия - лишь благоговейное воспоминание событий из жизни
Иисуса Христа, способствующее  возвышению  и  укреплению  чувства  веры;
крещениe совершается только над взрослыми;  судебные  тяжбы,  присяга  и
воинская служба отрицаются. В церковном отношении каждая  самостоятельно
организовавшаяся  община  существует  независимо  от  других:  она  сама
избирает своих духовных наставников и проповедников.  Для  решения  дел,
касающихся  целой  общины,  созывается   "общее   церковное   собрание",
постановления которого утверждаются "конвентом духовных старшин"; тот же
конвент служит представителем общины перед правительством. Все дела  М.,
превышающие власть губернатора, подаются на имя министра внутренних  дел
и  рассматриваются  в  департаменте  иностранных  исповеданий.  Дела   о
построении новых молитвенных домов решаются губернатором по согласованию
с местным епархиальным архиереем, а в случае их разногласия -  министром
внутренних  дел,  по  согласованию  с  синодальным  обер-прокурором.  На
"духовных  старшин"  возложена  обязанность  вести  метрическую   запись
"крещаемых" (взрослых); другие части метрики  -  о  бракосочетавшихся  и
умерших - ведутся ими или  "сельскими  приказами"  колоний,  для  каждой
колонии  отдельно;  из  этих  отдельных  записей   в   южных   губерниях
составляется  общая  метрика  для  целого  поселенческого  меннонитского
округа.   Главнейшие   колонии:   Гальбштадт   (около   1000   жителей),
Молочанского округа; Эйнлаге (около 900 жит.)  и  Шенгорст  (около  1500
жителей) - Хортицкого; Шентад (около 700 жит. об. п.) -  Мариупольского;
Кеппенталь и Гансау - Николаевского округа (Новоузенского у.,  Самарской
губ.).  Три   новороссийских   округа   -   Молочанский,   Хортицкий   и
Мариупольский  образуют  "Новороссийское  братство   М.",   составляющее

Страницы: «« « 1760   1761   1762   1763   1764   1765   1766   1767   1768  1769   1770   1771   1772   1773   1774   1775   1776   1777   1778  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь