Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1757   1758   1759   1760   1761   1762   1763   1764   1765  1766   1767   1768   1769   1770   1771   1772   1773   1774   1775  » »»

капельмейстера, заключается в пропаганде лучших произведений  величайших
композиторов: он впервые познакомил немецкую публику с  симфонией  С-dur
Франца Шуберта, исполнял Генделя, С. Баха. Наиболее выдающиеся соч. М. -
оратории "Павел" (1836) и "Илия" (1840),  баллада  "Вальпургиева  ночь",
увертюра (кроме названных выше) "Ruy Blas" (1839), симфонии A-dur (1833)
и A-moll (1842), скрипичный концерт (1845), фортепианный  концерт  Gmoll
(1832), песни без слов для фортепиано, по своей выразительности  стоящие
выше вокальных песен М. М. написал 5 симфоний, 7 концертных  увертюр,  2
фортепианных концерта, 1 скрипичный, 2  струнных  квинтета,  7  струнных
квартетов, 1 струнный октет, 1 секстет для фортепиано  со  струнными,  3
квартета  с  фортепиано,  2  струнных  трио  с  фортепиано,  сонату  для
фортепиано и скрипки, 2 сонаты с фортепиано и виолончелью,  3  оратории,
кантату "Lobgesang",  музыку  к  "Антигоне",  к  "Аталии",  к  "Эдипу  в
Колоне", 3 мотета для хора, 8 псалмов,  много  вокальных  песен,  хоров,
фортепианных, органных пьес (3 прелюдии  и  фуги,  6  сонат)  и  пр.  М.
воспитался на классических образцах;  их  влияние  видно  как  в  форме,
тематической разработке, так и в оркестровке. В свои сочинения он  внес,
однако, и новые  веяния,  и  хотя  не  может  стать  в  один  уровень  с
первоклассными великими композиторами, но после них  занимает  ближайшее
место. В его  больших  сочинениях,  напр.  в  ораториях,  симфониях,  не
достает величественного единства построения, грандиозного полета  мысли.
Живя в эпоху романтизма, охваченный ее атмосферой, М. написал  музыку  к
"Sommernachtstraum",  в  которой  все  характерные  черты  его   таланта
выступили  наиболее  рельефно;   впоследствии   он   стал   повторяться.
Невыгодная сторона его  творчества  -  тяготение  к  минору.  Музыка  М.
вызвала целый ряд подражателей, как в Германии, так и вне  ее  пределов.
Письма М. хорошо его характеризуют, особенно "Reisebriefe" (Лпц., 1861).
Обширный  список  биографий  и  статей,  посвященных   М.,   помещен   в
"Biographie  universelle   des   musiciens",   Фетиса   (supplement   et
complement).
   Н. Соловьев.
   Менелай (MevelaoV) - сын Атрея, младший  брат  Агамемнона.  Изгнанные
Тиестом братья бежали из Микен в Спарту, к Тиндарею, на дочери которого,
Елене, женился М., унаcледoвав престол тестя. Когда Парис увез Елену, М.
с Одиссеем отправились в Илион и требовали выдачи  похищенной  жены,  но
безуспешно.  Вернувшись  домой,  Менелай  с  помощью  Агамемнона  собрал
дружественных царей на илионский поход, причем сам выставил 60 кораблей,
набрав воинов в Лакедемоне, Амиклах и др. Перед Илионом  М.,  располагая
помощью  Геры  и  Афины,  выказал  себя  доблестным  воином  и  разумным
советником. Когда Парис объявил вызов на  единоборство,  М.  с  радостью
согласился и так  ожесточенно  бросился  на  противника,  что  последний
испугался и  стал  отступать.  Гектор  устыдил  Париса,  и  единоборство
состоялось: М. схватил Париса за шлем и повлек его к ахейским  дружинам,
но Афродита спасла своего любимца. Победившая  сторона  стала  требовать
выдачи Елены и увезенных с ней сокровищ, но Пандар, выступивший из рядов
троянцев, ранил М. и тем самым, устранил возможность перемирия.  Позднее
М. вызывается на единоборство с Гектором, но по просьбе друзей оставляет
этот опасный план; точно также  Антилох  удержал  его  от  состязания  с
Энеем. Когда Патрокл пал, М. был в  числе  тех,  которые  защищали  тело
убитого героя. Когда был построен деревянный конь, М. вместе  с  другими
был введен в город Трою и был одним из  первых,  завязавших  решительную
битву на улицах Трои. После взятия Илиона он  отправился  в  Грецию,  но
буря прибила его с пятью кораблями к Египту отнеся остальную часть флота
к Криту. Пространствовав 8 лет по Востоку, он был задержан на  некоторое
время на о-ве Фарос и терпел голод, пока, по  совету  Ейдофеи,  ее  отец
Протей не помог ему отплыть на родину. Возвратясь туда, он жил с  Еленой
в Лакедемоне,  а  после  смерти  был  перенесен  в  Элизиум.  Могилу  М.
показывали в Ферапне, где было его святилище и происходили в  честь  его
игры. В отношении к Агамемнону  он  считал  себя  подчиненным,  во  всем
признавая его верховную власть.
   Менестрель (франц. menestrel, от  средневек.  лат.  ministerialis)  -
ныне употребительное название средневекового певца и поэта. Такой  смысл
это слово имело во Франции и в Англии в конце средних веков, но  в  пору
расцвета национальной французской поэзии оно употреблялось только как не
вполне точный синоним, рядом со словами жонглер и трувер.  Первоначально
во  всех  феодальных  государствах   министериалами   назывались   лица,
находившиеся на непосредственной службе  сеньора,  исполнявшие  при  нем
какую-нибудь   специальную   обязанность   (ministerium);   между   ними
встречались и поэты, и певцы, находившиеся постоянно при известном дворе
или  лице  и  потому  противопоставлявшиеся   странствующим   певцам   и
забавникам. Во Франции, в  XII  веке,  М.  назывались  иногда  служители
короля вообще, иногда поэты и певцы, ему  служащие:  М.  короля  Ричарда
Львиное Сердце, в том и  другом  смысле,  был  известный  Блондель.  Еще
раньше термин М. обозначал иногда начальника королевской капеллы. В XIII
в. слово  М.  начинает  вытеснять  термины  трувер  и  жонглер,  нередко
упоминаются М., владевшие благородными ленами и имевшие титул Sire de...
В XIV в. название М. получает иногда  более  широкий  смысл  и  означает
художника вообще; иногда же под М. разумеют только музыканта и певца.
   В   последнем   значении   М.   стремятся    составлять    корпорации
(menestrandie), и в  Париже  уже  в  1331  г.  такая  корпорация  вполне
обособилась, имеет свои грамоты и своего патрона - св. Юлиана; во  главе
ее стоит король М. или  прево  св.  Юлиана,  в  корпорацию  вступают  по
экзамену; допускаются в нее и женщины.  Селятся  М.  преимущественно  на
улице, которая от них получает свое название: St. Julien des menetriers.
В конце XIV в. М. резко отделяются от  жонглеров-фигляров  и  становятся
специалистами-музыкантами для танцев); в 1407 г.  им  дан  новый  патент
Карлом VI, и на этом положении они существуют до XVIII в.  включительно,
По образцу Франции, и в Англии в 1381 г., в  Стаффордшире  (в  Tutbury),
сложилась корпорация под названием двора М., тоже имевшая своего короля.
Термин  менестрель   возобновили   в   памяти   общества   представители
новоромантической школы: В. Скотт  в  1802  -  1803  г.  издал  собрание
народных баллад под назв.: "Minstrelsy of the Scottish  Border"  (т.  e.
шотландской окраины), а в 1805 г. явилась его знаменитая  поэма:  "Песнь
последнего М." (Lay of  the  last  Minstrel).  Подробные  сведения  см.:
Bernhard, "Recherches sur la corporation des menestrels de la  ville  de
Paris" ("Bibl. de l'Ecole des Chartes", III - V).
   А. Кирпичников.
   Менингит (meningitis) - означает  воспаление  мозговых  оболочек.  Мы
различаем твердую и мягкую мозговую оболочку,  и  каждая  из  них  может
подвергаться воспалению самостоятельно. При том,  хотя  эти  оболочки  с

Страницы: «« « 1757   1758   1759   1760   1761   1762   1763   1764   1765  1766   1767   1768   1769   1770   1771   1772   1773   1774   1775  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь