Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1753   1754   1755   1756   1757   1758   1759   1760   1761  1762   1763   1764   1765   1766   1767   1768   1769   1770   1771  » »»

верность жизни, благородство и чистоту речи превозносит  в  М.  Плутарх,
ставящий его  выше  Аристофана.  "Не  стоит  посещать  театр",  замечает
моралист, "если не дается что-либо из Менандра". По словам  Квинтилиана,
М. славой своей затмил всех соперников и окутал их мраком. Слава  М.  не
отвергалась и христианскими писателями. Апостол Павел, Иероним,  Климент
Александрийский находили возможным хвалить М.  и  заимствовать  из  него
мудрые изречения. Драгоценную часть комедий М. составляли суждения поэта
на  всевозможные  случаи  жизни,  отличавшиеся   правдой   и   меткостью
содержания, краткостью и выразительностью формы.  Позднейшие  собиратели
добывали эти  суждения  не  из  самых  комедий,  а  из  Стобея,  Атенея,
схоластов  и  др.  писателей.  Сохранилось,   между   прочим,   собрание
однострочных изречений М., числом до 760. Всего уцелело от  М.  до  1130
отрывков и названия 73 комедий. Мир комедий М.  -  частные  повседневные
отношения; его действующие лица - заурядные люди, с мелкими страстями, с
обычными вожделениями и ошибками,  поставленные  в  забавные  положения;
индивидуализации, глубокого анализа характеров  и  преобладающих  личных
свойств героев нет еще; общие типы, часто повторяющиеся даже под  одними
и теми же именами, только в различной обстановке - такова  отличительная
черта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши,  находчивые
рабы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые  отцы,
глупые хвастунысолдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки,
содержатели непотребных  домов  -  вот  сфера  в  которой  вращается  М.
Квинтилиан считает М. величайшим мастером в изображении "отцов, сыновей,
мужей,  солдат,  крестьян,  богачей  и   бедняков,   то   сердитых,   то
вымаливающих, то кротких, то суровых". Для римской сцены переделаны были
Теренцием  4  комедии  М.:  "Евнух",  "Сам  себя  казнящий",   "Братья",
"Андриянка", причем римский поэт не стеснялся выкраивать одну комедию из
двух греческих. Лучшими из  комедий  М.  считались  "Женоненавистник"  и
"Фаида". Не меньше пяти  комедий  посвятил  М.  изображению  хвастливых,
глупых солдат, забавных своими притязаниями на взаимность и неудачами  в
любовных делах: "Льстец", "Ненавистный", "Рыбаки", "Фрасилеон", "Евнух".
Душу Менандровой комедии составляла любовь;  любовная  интрига  имела  у
него обыкновенно благополучный конец. Женщины  и  рабы,  простолюдины  и
бедняки занимают в  пьесах  М.  видное,  нередко  первенствующее  место.
Личными достоинствами
   - молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью
- определяется успех героев у возлюбленных, независимо от  общественного
положения и  состояния.  Человечностью  запечатлено  отношение  поэта  к
обездоленным и приниженным. Раб в комедиях М. является  во  всевозможных
видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик  простоватого
господина, то лентяй и  дармоед  и  т.  п.  Богатым  людям  вменяется  в
обязанность участие к беднякам  и  благотворительность,  а  бедным  поэт
рекомендует блюсти свое человеческое достоинство. О бедных пекутся боги;
обижать бедняка - значит совершать дурное деяние. Как сюжеты комедий М.,
так и способ развития их, а также обилие общих суждений, верных  не  для
одних афинян IV в. до Р. Х.,  сближают  эти  комедии  с  новоевропейской
драмой, и еще больше - с романом. Эти-то свойства, вместе с  ясностью  и
простотой аттической речи,  обеспечили  М.  блестящий  успех  далеко  за
пределами собственно Греции в течение многих веков. Стихотворный  размер
диалогов
   - ямбический триметр и трохаический тетраметр. Хоров в комедиях М. не
было. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида. По философским
воззрениям М. всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в них
житейских сентенций - к Еврипиду. Ср. Meineke,  "Fragm.  comic,  graec."
(Б., 1839 - 1857; в 1 т. критич. история греч. комедии, в IV т.  отрывки
М.; компактное изд. его же, 1847); Kock,  "Comic.  graec.  fragm."  (Л.,
1880 - 1888; отрывки М. в III т.); Benoit, "Essai hist. et litt. sur  la
comedie de М." (П., 1854); Guizot, "Menandre" (Пар., 1855);  Preller,  в
"R.-Encyclop." Паули.
   Ф. Мищенко.
   Менгер (Карл Menger, род. в 1840 г.) - австрийский  экономист,  проф.
политической  экономии  в  Венском  университете.  Его   первая   работа
"Grundsatze  der   Volkswirtschaftslehre"   (1871)   является   наиболее
оригинальным его произведением, хотя сначала она не имела такого успеха,
как второй крупный  его  труд  "Untersuchunngen  uber  die  Methode  der
Socialwissenschaften und der Politischen Oekonomie insbesondere" (1883),
вызвавший оживленную  полемику  в  специальной  печати.  В  "Grundsatze"
Менгер  выступает  против  господствующей  в  германских   университетах
исторической школы экономистов. Все науки делятся М. на  два  разряда  -
изучающие индивидуальные явления в их конкретной обстановке и  изучающие
типические формы явлений и их соотношения  между  собой.  К  числу  наук
первого рода М. относит историю  и  статистику  народного  хозяйства,  к
числу вторых
   -  теоретическое  учение  о  народном  хозяйстве  или   теоретическую
политическую экономию. Предметы наук того и  другого  разряда  настолько
различны, что и свойственные им методы исследований не могут быть одни и
те же. Теоретическое познание может быть достигнуто двояким образом:  1)
путем  реалистическогоэмпирического   исследования   конкретных   фактов
(индуктивным путем), причем явления берутся в их  целостности  и  затем,
путем анализа и группировки сходных и несходных случаев, устанавливаются
типы  явлений  и  типические  соотношения.  В  этом  случае   результаты
исследования имеют  только  относительную  точность,  так  как  реальные
явления никогда не имеют строго типической природы.  Таким  путем  можно
достигнуть, самое  большее,  эмпирических  законов,  правильных  лишь  в
пределах нашего наблюдения. 2) Другим способом  теоретического  познания
является точное исследование (дедуктивное), стремящееся свести явление к
его   простейшим   элементам,   все   равно,   существуют   ли   они   в
действительности,  как   самостоятельные   явления,   или   нет.   Такое
исследование  исходит  из  типических  форм  явлений,  которые  хотя   и
существуют,  строго  говоря,  только  в  нашем   представлении   (напр.,
абсолютно чистый кислород, золото, человек, руководимый только  эгоизмом
и т. п.), но на базисе  которых  возможно  установление  точных  законов
природы. В применении к народному хозяйству  точный  метод  исследования
выражается в том, что исследователь предполагает человека  руководящимся
только одним простейшим мотивом - эгоизмом, оставляя  без  внимания  все
другие мотивы человеческой деятельности. Выводы из  этого  предположения
не вполне совпадают с действительностью, как движение тела в воздухе  не
вполне совпадает с его идеальным движением в безвоздушном  пространстве;
тем   не   менее,   они   являются   необходимым   условием    понимания
действительности и не нуждаются в эмпирической поверке, как не нуждаются

Страницы: «« « 1753   1754   1755   1756   1757   1758   1759   1760   1761  1762   1763   1764   1765   1766   1767   1768   1769   1770   1771  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь