Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1746   1747   1748   1749   1750   1751   1752   1753   1754  1755   1756   1757   1758   1759   1760   1761   1762   1763   1764  » »»

его деятельности, когда он  был  простым  монахом  и  учителем  в  школе
виленского братства: это - его  грамматика.  М.  был  для  того  времени
отличный филолог; он преподавал  по-латыни  artes  humaniores  и  сличал
славянский Новый Завет с греческим оригиналом; в то же время он  учил  и
славянскому языку, который на ЮЗ  России,  в  виду  сильной  полонизации
языка разговорного, становился  малопонятным  даже  для  священников,  а
между  тем  основательное  знание  его  было   крайне   необходимо   для
многочисленных издателей и  справщиков.  Так  как  грамматика  Лаврентия
Зизания была мало удовлетворительна, М. составил и  издал  в  Вильно,  в
1618 г., свою, нет окончания?
   Мелизмы - фигуры, украшающие мелодию:  аподжиатуры  долгая,  краткая,
двойная, группетто, трель  простая,  двойная,  mordent  и  пр.  В  пении
мелизматическом на один слог слова приходится несколько  мелизматических
нот, в  противоположность  силлабическому,  в  котором  на  каждый  слог
приходится по одной ноте.
   Мелисса  (Melissa  L.)  -  род  растений  из  семейства   губоцветных
(Labiatae). Это - многолетние травы, стебли которых несут городчатые или
пильчато-городчатые листья и  белые  или  желтоватые  цветки,  собранные
ложными    кольцами.    Цветок    состоит    из    колокольчатой     или
трубчато-колокольчатой двугубой чашечки с 13 жилками (верхняя губа почти
плоская, трехзубчатая, нижняя двураздельная), двугубого венчика (верхняя
губа выемчатая, нижняя трехлопастная, с более широкой средней лопастью),
с несколько согнутой вверх и немного выдающейся  из  чашечки  трубочкой,
четырех двусильных тычинок, из которых  наружные  длиннее  внутренних  и
сближены под верхней губой (гнезда пыльников расходящиеся) и  пестика  с
двулопастным  рыльцем  и  четырехорешковой  завязью.   Всех   видов   М.
насчитывается около 3 - 4, растущих в Европе, в Западной и Средней Азии.
Наиболее обыкновенный вид - М. officinalis L., называемый иначе лимонной
травой, так как содержит до 25 % эфирного масла, с лимонным запахом. Вид
этот дико растет  в  Южной  Европе  и  в  Средней  Азии,  у  нас  иногда
разводится как медицинское растение. Это -  многолетняя  трава,  прямые,
ветвистые и более или менее железистоволосистые стебли которой достигают
0,6 - 1,25 м высоты. Листья удлиненно черешчатые,  в  среднем  до  4  см
длины и до 3 см ширины, яйцевидные, тупые или заостренные,  у  основания
округленные, притупленные или сердцевидные, по краю  городчатопильчатые.
Средней величины белые цветки сидят пучками по 3 - 5  в  пазухе  верхних
листьев и все обращены в одну сторону; верхняя губа чашечки  широкая,  с
маленькими зубчиками; зубцы нижней  губы  треугольно  ланцетные;  венчик
почти   вдвое   превышает   чашечку.    Известно    несколько    садовых
разновидностей. В медицине трава, folia Melissae s. М. citratae, а также
препараты из нее, Aqua Melissae, Oleum Melissae,  и  др.  употребляются,
как потогонные и нервоукрепляющие средства.
   Мелодия (от греч. melos - пение, melodie - франц.,  нем.,  melodia  -
итал.) - певучее последование звуков, принадлежащих к какой-нибудь гамме
или ладу. В  М.  допускаются  неотдаленные  модуляции,  но  преобладание
главного лада необходимо. Кроме того,  М.  должна  иметь  симметрическое
настроение и определенный ритм. М., как музыкальная мысль,  должна  быть
закончена тонально и ритмически, т.  е.  иметь  каденцию  в  конце.  М.,
состоящая не из равномерных протяжных нот, а из нот разной длительности,
заключает в себе мотив, т.  е.  известную  ритмическую  фигуру,  которая
повторяется в первоначальном или измененном виде и составляет рисунок М.
Мелодия музыкальной пьесы, выполняемая голосом,  называется  кантиленой.
М. имеет формы предложения, или периода, или коленного  склада.  М.,  не
имеющая  строго  ритмической  симметричной  формы   мотива,   называется
речитативом. В обширном сочинении М.,  имеющая  преобладающее  значение,
называется главной, другие же,  менее  значительные  -  второстепенными.
Чаще всего М. помещается в верхнем голосе, но встречается и в среднем, и
в нижнем. М. составляет главный элемент в музыке; без нее не  обходилось
и не обходится ни одно музыкальное сочинение,  носящее  на  себе  печать
дарования,  будь  оно  безыскусственным  продуктом  народа  или   плодом
сознательного творчества. Для слушателя музыка  без  М.  -  то  же,  что
картина  без  рисунка.   Мелодист   -   композитор,   богато   одаренный
мелодическим талантом, а также любитель.
   М. Н. С.
   Мелодрама - чтение текста с сопровождением  музыки  с  целью  усилить
впечатление.  Идею  М.  приписывают  Ж.   Ж.   Руссо.   М.   встречается
эпизодически не только в драмах, но и в операх ("Фрейшютц" Вебера, сцена
в Волчьей долине; отдельные сцены в "Прециозе" Вебера), а также в музыке
к "Эгмонту" Бетховена, к "Струэнзе" Мейербера. Одно время  в  Петербурге
пользовалась успехом в концертах мелодекламация, т. е. чтение стихов под
аккомпанемент фортепиано. Пропагандистом ее был Г. А. Лишин.  Монодрамой
называется чтение текста одним лицом под аккомпанемент музыки, дуодрамой
- двумя лицами.
   К концу XVIII ст. слово М. начинает употребляться  в  ином  значении,
получившем  наибольшее  распространение;  так   называется   театральное
представление для народа, трагического содержания,  с  примесью  грубого
комизма, сопровождаемое танцами и музыкой. Музыка предшествовала  выходу
действующих лиц и возвещала наступление чувствительных мест.  Постепенно
создался особый род сценических произведений, из которых музыка исчезла,
но  преобладающим  элементом  осталось  внешне  страшное  или   ужасное,
рассчитанное на слезливую сентиментальность. В М. главной  целью  автора
являются эффекты, которым  приносится  в  жертву  всякое  правдоподобие.
Предтечей М. был Вольтер, который находил, что в драме должны найти себе
место  "великие   выражения   страстей,   все   могущественные   картины
человеческих несчастий, все ужасные черты, проникающие до глубины души",
способные  "разрывать  сердце".  Пьесы  Вольтера  были,   по   замечанию
Франциска  Сарсе,  посредствующим  звеном  между  М.  и  лжеклассической
трагедией. Не остался без влияния на франц. театр слезливый и "страшный"
Коцебу.  Наиболее  характерными  представителями  М.   были   Пиксерекур
(Pixerecourt), Кенье (Caigniez) и Кювелье де Три  (Clivelier  de  Trye),
прозванные в насмешку  Корнелем,  Расином  и  Кребильоном  М.  Успех  М.
Пиксерекура  был  громадный.  Его  произведения  отличались  от   других
драматическими  эффектами,  движениями,  патетическими   положениями   и
контрастами. Его диалоги действовали могущественно на  толпу.  Более  20
лет "Виктор или дитя леса" (1798) привлекал  публику.  Кенье,  не  столь
неистовый, с  менее  напыщенным  слогом,  был  для  Пиксерекура  опасным
соперником  своими  пьесами  "Суд  Соломона"  (1802)  и  "Сорокаворовка"
(1815). Кювелье де Три слабее своих соперников, но столь же плодовит.  В
М. "30 лет или  жизнь  игрока"  (1827)  Дино  и  Дюканж  приблизились  к
естественным сценическим условиям; эта пьеса была  сигналом  поворота  к

Страницы: «« « 1746   1747   1748   1749   1750   1751   1752   1753   1754  1755   1756   1757   1758   1759   1760   1761   1762   1763   1764  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь