|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 » »» палеозойской группы; они выведены из горизонтального положения и собраны
в крутые складки только в высоких горных хребтах, каковы: Юра, Альпы,
Крым и Кавказ и в ближайшем соседстве с некоторыми другими горными
массивами. Осадочные образования М. группы отличаются от
предшествовавших палеозойских и по петрографическому составу. Известняки
пользуются здесь гораздо большим распространением, чем в пластах
палеозойской группы; напротив, глинистые, кремнистые сланцы и кварциты
совсем не встречаются - место их занимают глины, мергели и песчаники,
часто весьма рыхлые. В органическом мире также происходят чрезвычайно
существенные изменения. В средине эры появляются первые млекопитающие,
из отряда сумчатых, костистые рыбы, а в конце эры первые птицы, правда,
еще сохранившие некоторые особенности организации пресмыкающихся, и,
наконец, лиственные деревья. Чрезвычайным развитием пользовались в это
время, особенно характерные для М. эры, разнообразные морские и наземные
ящеры, иногда гигантских размеров, а из моллюсков - аммониты и
белемниты. Плеченогие, столь распространенные в палеозойских отложениях,
уступают место устрицам и другим пластинчатожаберным, морские лилии
уступают преобладание морским ежам, кораллы четверного палеозойского
типа сменяются шестерными (Hexacorallia). Окончательно вымирают к этому
времени трилобиты и цистидеи. В мире растений лепидодендроны, каламиты и
другие древовидные тайнобрачные палеозойской эры сменяются саговыми и
хвойными деревьями.
Б. П.
Мей (Лев Александрович) - известный поэт. Род. 13 февр. 1822 г. в
Москве; сын обрусевшего немца-офицера, раненного под Бородином и рано
умершего; мать поэта была русская. Семья жила в большой нужде. Учился М.
сначала в моск. дворянском институте, откуда был переведен в
царско-сельский лицей. Окончив в 1841 г. курс, М. поступил в канцелярию
моск. ген.-губернатора и прослужил в ней 10 лет, не сделав карьеры.
Примкнув в конце 40-х гг. к так называемой "молодой редакции"
погодинского "Москвитянина", он стал деятельным сотрудником журнала и
заведывал в нем русским и иностранным литературным отделом. В начале
50-х гг. только что женившийся М. получил место инспектора 2-й
московской гимназии, но интриги сослуживцев, не взлюбивших кроткого
поэта за привязанность к нему учеников, вскоре заставили его бросить
педагогическую деятельность и перебраться в Петербург. Здесь он только
числился в археографической комиссии и отдался исключительно
литературной деятельности, принимая участие в "Библиотеке для Чтения", "
Отечеств. Записках", "Сыне Отечества", "Русском Слове" начальных лет,
"Русском Мире", "Светоче" и др. Крайне безалаберный и
детски-нерасчетливый, М. жил беспорядочной жизнью литературной "богемы".
Еще из лицея, а больше всего из дружеских собраний "молодой редакции"
"Москвитянина" он вынес болезненное пристрастие к вину. В Петербурге он
в конце 50-х гг. вступил в кружок, группировавшийся около гр. Г. А.
Кушелева-Безбородка. На одном из собраний у графа Кушелева, на котором
было много аристократических знакомых хозяина, М. просили сказать
какой-нибудь экспромпт. Прямодушный поэт горько над собою посмеялся
четверостишием: "Графы и графини, счастье вам во всем, мне же лишь в
графине, и притом в большом". Большие графины расшатывали здоровье М. и
порою доводили его до совершенной нищеты. Дело раз дошло до того, что,
забрав во всех редакциях авансы и задолжав всем приятелям, он сидел в
лютый мороз в нетопленной квартире и, чтобы согреться, разрубил на дрова
дорогой шкаф жены. Беспорядочная жизнь надорвала его крепкий организм;
он умер 16 мая 1862 г. М. принадлежит, по определению Аполлона
Григорьева, к "литературным явлениям, пропущенным критикою". И при
жизни, и после смерти им мало интересовались и критика, и публика,
несмотря на старания некоторых приятелей (А. П. Милюков в "Светоче" 1860
г. ј 5, Аполлон Григорьев, Вл. Р. Зотов, в первом томе мартыновского
издания сочинений М.) произвести его в первоклассные поэты. Это
равнодушие понятно и законно. М. - выдающийся виртуоз стиха, и только. У
него нет внутреннего содержания; он ничем не волнуется и потому других
волновать не может. У него нет ни глубины настроения, ни способности
отзываться на непосредственные впечатления жизни. Весь его чисто внешний
талант сосредоточился на способности подражать и проникаться чужими
чувствами. Вот почему он и в своей замечательной переводческой
деятельности не имел любимцев и с одинаковою виртуозностью переводил
Шиллера и Гейне, "Слово о полку Игореве" и Анакреона, Мицкевича и
Беранже. Даже в чисто количественном отношении поэтическое творчество М.
очень бедно. Если не считать немногочисленных школьных и альбомных
стихотворений, извлеченных после смерти из его бумаг, а брать только то,
что он сам отдавал в печать, то наберется не более десятков двух
оригинальных стихотворений. Все остальное - переложения и переводы. А
между тем писать М. стал рано и в 18 лет уже поместил в "Маяке" отрывок
из поэмы "Гванагани". Почти все оригинальные стихотворения М. написаны в
"народном " стиле. Это та археологически-колоритная имитация, которая и
в старом, и в молодом "Москвитянине" считалась квинтэссенциею
народности. М. брал из народной жизни только нарядное и эффектное,
щеголяя крайне вычурными неологизмами ("из белых из рук выпадчивый, со
белой груди уклончивый" и т. п.) - но в этом условном жанре достигал, в
деталях, большого совершенства. Переимчивый только на подробности, он не
выдерживал своих стихотворений в целом. Так, прекрасно начатый "Хозяин",
изображающий томление молодой жены со старым мужем, испорчен концом, где
домовой превращается в проповедника супружеской верности. В неподдельной
народной песне старый муж, взявший себе молодую жену, сочувствием не
пользуется. Лучшие из оригинальных стихотворений М. в народном стиле:
"Русалка", "По грибы", "Как у всех-то людей светлый праздничек". К
стихотворениям этого рода примыкают переложения: "Отчего перевелись
витязи на святой Руси", "Песня про боярина Евпатия Коловрата", "Песня
про княгиню Ульяну Андреевну Вяземскую", "Александр Невский", "Волхв" и
перевод "Слова о Полку Игореве". Общий недостаток их - растянутость и
отсутствие простоты. Из стихотворений М. с нерусскими сюжетами
заслуживают внимания: "Отойди от меня, сатана" - ряд картин, которые
искушающий диавол развертывает перед Иисусом Христом: знойная Палестина,
Египет, Персия, Индия, угрюмо-мощный Север, полная неги Эллада,
императорский Рим в эпоху Тиверия, Капри. Это - лучшая часть
поэтического наследия М. Тут он был вполне в своей сфере, рисуя
отдельные подробности, не связанные единством настроения, не нуждающиеся
в объединяющей мысли. В ряду поэтов-переводчиков М. бесспорно занимает
первостепенное место. Особенно хорошо передана "Песня песней".
М.драматург имеет те же достоинства и недостатки, как и М.-поэт;
Страницы: «« « 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |