Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1739   1740   1741   1742   1743   1744   1745   1746   1747  1748   1749   1750   1751   1752   1753   1754   1755   1756   1757  » »»

Покровительствуя наукам и искусству (он основал музей Uffizii), Фернандо
особенно заботился о земледелии и торговле:  облегчил  налоги,  уменьшил
тяжесть монополий, осушил Мареммы, устроил гавань в Ливорно. Во  внешней
политике он несколько сблизил Флоренцию с Францией,  выдав  дочь  своего
предшественника, Mapию, за Генриха IV. Сложив с себя сан  кардинала  при
вступлении на престол, Фернандо женился на Христине Лотарингской, и  его
сын от этого брака, Козимо II, был  его  преемником  (1609  -  21).  Его
правление, с фантастическими планами  завоеваний  на  Востоке  и  полным
подчинением   Испании,   было   началом   упадка    Флоренции;    только
покровительство просвещению (Кози  мо  II  поощрял  Галилея)  оставалось
неизменным и при нем, и при его сыне и преемнике, Фернандо  II  (1621  -
70). Первые 7 лет во главе правления стояли, как регентши, бабка и  мать
Фернандо австрийская принцесса Мария-Магдалина, и в  это  время  Тоскана
дошла почти до полного  одичания.  Фернандо  усердно  старался  улучшить
положение страны, но без  большого  успеха.  Из  многочисленных  братьев
Фернандо особенно  взвестны  Маттео,  принимавший  участие  в  30-летней
войне,  и,  последняя  знаменитость  из  дома  М.,  кардинал  Леопольде,
защищавший, вместе с Фернандо, Галилея. Сын и преемник Фернандо,  Козимо
III (1670 - 1723), ханжа и педант, не мог остановить упадка Флоренции. У
сыновей его  не  было  потомства.  Козимо  III  заставил  своего  брата,
кардинала Франческо, сложить духовный сан и жениться,  но  и  этот  брак
остался бесплодным. Наследник Козимо, сын его  Джиованни-Гасто  (1723  -
37), болезненный и до времени состарившийся, не принимал почти  никакого
участия  в  управлении.  Со  смертью  его   сестры   Анны-Марии   (1743)
прекратилась владетельная линия М. Из второстепенных ветвей  фамилии  М.
до  настоящего   времени   сохранились   во   Флоренции   М.-Торнаквинчи
(Tornaquinci), маркизы Кастелина, и в Неаполе князья Оттайяно (Ottaiano)
и герцоги Сарло. См. Lissa, "Famiglie celebri italiane", и  Buser,  "Die
Beziehungen der М. zu Frankreich" (Лпц., 1879).
   М. К.
   Медресе, мадраса (араб., училище)  -  у  мусульман  высшая  школа.  В
России М. встречаются  во  всех  местностях  со  сплошным  мусульманским
населением, но особенно многочисленны  М.  в  Ср.  Азии.  Древнейшие  М.
существуют в Самарканде, Коканде и Ташкенте; основание их относится к XV
в.  Большинство  М.  в   Туркестане   основано   в   текущем   столетии.
Благоустроенное М. имеет вид правильного  четырехугольника,  обнесенного
кирпичной стеною, ко внутренней стороне  которой  пристраиваются  худжра
(кельи для учащихся, а  иногда  и  для  учителей),  одна  или  несколько
дарсхане (классная комната) и мечеть. Наибольшая часть  М.  находится  в
городах  или  больших  базарных  селениях.  Основаны  они  и  содержатся
исключительно на средства от вакуфов; многочисленность М.  указывает  на
то,  каким  богоугодным  делом  считается  у  мусульман  распространение
училищ.  Заведывающий  вакуфом  данного   М.   (мутавалий)   ведет   всю
хозяйственную его  часть,  которая  совершенно  независима  от  учебной;
последняя находится в исключительном ведении мударриса  (преподавателя).
В больших и богатых М. несколько мударрисов. В  былое  время  назначение
мударрисов производилось или лично  ханом,  или  хакимами,  управлявшими
отдельными  вилайетами.  В   русском   Туркестане   порядок   назначения
мударрисов установлен лишь с 1891 г:  о  выборе  мударриса  составляется
местным обществом приговор, который,  вместе  с  заключением  инспектора
училищ, препровождается к главному инспектору училищ края, от которого и
зависит утверждение избранного лица в  должности.  Почти  все  мударрисы
принадлежат  к  питомцам  М.  Бухары;  немногиe   лишь   получили   свое
образование в Коканде. Мударрисы вступают  обыкновенно  в  должность  не
моложе 40 лет и не покидают ее до глубокой старости или до самой смерти.
Ученики М. носят названия: мулла (грамотный),  талиб-и-ильм  или  просто
талиб (ищущий знания), шакирд  (ученик,  подмастерье).  В  М.  поступают
юноши, прошедшие курс в низших мусульманских школах - мектэбе,  где  они
научились читать по-арабски В  среднеазиатских  М.  ученики  начинают  с
того, что выучивают  наизусть  аваль-и-ильм  (начало  науки)  -  краткий
мусульманский катихизис, изложенный на персид. яз. в вопросах и ответах.
Засим следует первый  отдел  курса  -  грамматический;  учащиеся  должны
овладеть араб.  яз.  настолько,  чтобы  без  особого  труда  следить  за
дальнейшими отделами курса. Следующий курс распадается на два  отдела  -
мушкилят (общеобразовательный) и масаля (юридический). В состав  первого
входят богословие, логика, диалектика, метафазика с отделом астрологии и
космографии, канонические предания и объяснения  к  корану.  Юридический
курс слагается из изучения религиозного права (о  деяниях  безусловно  и
условно обязательных, одобрительных, неодобрительных и  запрещенных,  об
обрядах и т. п.)  и  гражданских  и  уголовных  законов  теократического
мусульм. государства. Весь курс вообще никогда  не  выполняется.  Полный
юридический курс проходят те, кто надеется со временем занять  должность
казия, муфтия или вообще  считает  необходимым  близко  познакомиться  с
мусульм.  юриспруденцией.  Из  др.  наук  большим  уважением  пользуется
математика, но она проходится лишь попутно при изучении  наследственного
права и сводится к четырем правилам арифметики  и  некоторым  положениям
геометрии,  необходимым  для  измерения  земли  при  разделе  ее   между
наследниками, а  также  при  купле-продаже.  Затем  в  М.  знакомятся  с
географией, под которой  разумеют  свод  древних  народных  сказаний  на
географические темы (напр. об острове на  Индейском  океане,  населенном
кинокефалами),  и  с  первыми  начатками  народной  медицины.   Учеников
стараются убедить,  что  кругом  наук,  изучаемых  в  М.,  исчерпывается
человеческая мудрость  и  человеческая  нравственность.  Самое  изучение
сводится к  заучиванию  наизусть  известных  кник),  отчасти  изложенных
стихами. Ученики М. подразделяются на три класса или разряда: младший  -
одна, средний - аусат, старший - ала. Экзаменов при переходе  в  старший
класс не существует: окончив  изучение  известной  книги  и  переходя  к
следующей,  учащийся  тем  самым  становится  учеником  высшего  класса,
определенных сроков для пребывания в том или другом классе или, что  все
равно,  для  изучения  назначенных  для  класса  книг,  нет;  фактически
пребывание в каждом из трех классов продолжается средним числом от 3  до
4 лет. Случается, что ученик сидит в  одном  классе  от  8  до  10  лет.
Возраст учащихся колеблется от 15 до 40 лет. Число  их  в  одних  М.  не
превышает 5
   - 10, в других доходит до 300 и  больше.  В  последние  годы  заметно
увеличивается число учащихся в М. Ферганской области; в 1891  г.  в  них
было 5407 учащихся, из них 2553 в одном Коканде. О туркестанских М.  ср.
отчет Ф. М. Керенского в "Ж. М. Н. Пр." 1892 г., ј11.
   Медузы - те  из  жгучих  кишечнополостных  (Cnidaria),  тело  которых
расширено  в  студенистый  колокол  или  диск  ("зонтик"),   с   ротовым

Страницы: «« « 1739   1740   1741   1742   1743   1744   1745   1746   1747  1748   1749   1750   1751   1752   1753   1754   1755   1756   1757  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь