|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 » »» Покровительствуя наукам и искусству (он основал музей Uffizii), Фернандо
особенно заботился о земледелии и торговле: облегчил налоги, уменьшил
тяжесть монополий, осушил Мареммы, устроил гавань в Ливорно. Во внешней
политике он несколько сблизил Флоренцию с Францией, выдав дочь своего
предшественника, Mapию, за Генриха IV. Сложив с себя сан кардинала при
вступлении на престол, Фернандо женился на Христине Лотарингской, и его
сын от этого брака, Козимо II, был его преемником (1609 - 21). Его
правление, с фантастическими планами завоеваний на Востоке и полным
подчинением Испании, было началом упадка Флоренции; только
покровительство просвещению (Кози мо II поощрял Галилея) оставалось
неизменным и при нем, и при его сыне и преемнике, Фернандо II (1621 -
70). Первые 7 лет во главе правления стояли, как регентши, бабка и мать
Фернандо австрийская принцесса Мария-Магдалина, и в это время Тоскана
дошла почти до полного одичания. Фернандо усердно старался улучшить
положение страны, но без большого успеха. Из многочисленных братьев
Фернандо особенно взвестны Маттео, принимавший участие в 30-летней
войне, и, последняя знаменитость из дома М., кардинал Леопольде,
защищавший, вместе с Фернандо, Галилея. Сын и преемник Фернандо, Козимо
III (1670 - 1723), ханжа и педант, не мог остановить упадка Флоренции. У
сыновей его не было потомства. Козимо III заставил своего брата,
кардинала Франческо, сложить духовный сан и жениться, но и этот брак
остался бесплодным. Наследник Козимо, сын его Джиованни-Гасто (1723 -
37), болезненный и до времени состарившийся, не принимал почти никакого
участия в управлении. Со смертью его сестры Анны-Марии (1743)
прекратилась владетельная линия М. Из второстепенных ветвей фамилии М.
до настоящего времени сохранились во Флоренции М.-Торнаквинчи
(Tornaquinci), маркизы Кастелина, и в Неаполе князья Оттайяно (Ottaiano)
и герцоги Сарло. См. Lissa, "Famiglie celebri italiane", и Buser, "Die
Beziehungen der М. zu Frankreich" (Лпц., 1879).
М. К.
Медресе, мадраса (араб., училище) - у мусульман высшая школа. В
России М. встречаются во всех местностях со сплошным мусульманским
населением, но особенно многочисленны М. в Ср. Азии. Древнейшие М.
существуют в Самарканде, Коканде и Ташкенте; основание их относится к XV
в. Большинство М. в Туркестане основано в текущем столетии.
Благоустроенное М. имеет вид правильного четырехугольника, обнесенного
кирпичной стеною, ко внутренней стороне которой пристраиваются худжра
(кельи для учащихся, а иногда и для учителей), одна или несколько
дарсхане (классная комната) и мечеть. Наибольшая часть М. находится в
городах или больших базарных селениях. Основаны они и содержатся
исключительно на средства от вакуфов; многочисленность М. указывает на
то, каким богоугодным делом считается у мусульман распространение
училищ. Заведывающий вакуфом данного М. (мутавалий) ведет всю
хозяйственную его часть, которая совершенно независима от учебной;
последняя находится в исключительном ведении мударриса (преподавателя).
В больших и богатых М. несколько мударрисов. В былое время назначение
мударрисов производилось или лично ханом, или хакимами, управлявшими
отдельными вилайетами. В русском Туркестане порядок назначения
мударрисов установлен лишь с 1891 г: о выборе мударриса составляется
местным обществом приговор, который, вместе с заключением инспектора
училищ, препровождается к главному инспектору училищ края, от которого и
зависит утверждение избранного лица в должности. Почти все мударрисы
принадлежат к питомцам М. Бухары; немногиe лишь получили свое
образование в Коканде. Мударрисы вступают обыкновенно в должность не
моложе 40 лет и не покидают ее до глубокой старости или до самой смерти.
Ученики М. носят названия: мулла (грамотный), талиб-и-ильм или просто
талиб (ищущий знания), шакирд (ученик, подмастерье). В М. поступают
юноши, прошедшие курс в низших мусульманских школах - мектэбе, где они
научились читать по-арабски В среднеазиатских М. ученики начинают с
того, что выучивают наизусть аваль-и-ильм (начало науки) - краткий
мусульманский катихизис, изложенный на персид. яз. в вопросах и ответах.
Засим следует первый отдел курса - грамматический; учащиеся должны
овладеть араб. яз. настолько, чтобы без особого труда следить за
дальнейшими отделами курса. Следующий курс распадается на два отдела -
мушкилят (общеобразовательный) и масаля (юридический). В состав первого
входят богословие, логика, диалектика, метафазика с отделом астрологии и
космографии, канонические предания и объяснения к корану. Юридический
курс слагается из изучения религиозного права (о деяниях безусловно и
условно обязательных, одобрительных, неодобрительных и запрещенных, об
обрядах и т. п.) и гражданских и уголовных законов теократического
мусульм. государства. Весь курс вообще никогда не выполняется. Полный
юридический курс проходят те, кто надеется со временем занять должность
казия, муфтия или вообще считает необходимым близко познакомиться с
мусульм. юриспруденцией. Из др. наук большим уважением пользуется
математика, но она проходится лишь попутно при изучении наследственного
права и сводится к четырем правилам арифметики и некоторым положениям
геометрии, необходимым для измерения земли при разделе ее между
наследниками, а также при купле-продаже. Затем в М. знакомятся с
географией, под которой разумеют свод древних народных сказаний на
географические темы (напр. об острове на Индейском океане, населенном
кинокефалами), и с первыми начатками народной медицины. Учеников
стараются убедить, что кругом наук, изучаемых в М., исчерпывается
человеческая мудрость и человеческая нравственность. Самое изучение
сводится к заучиванию наизусть известных кник), отчасти изложенных
стихами. Ученики М. подразделяются на три класса или разряда: младший -
одна, средний - аусат, старший - ала. Экзаменов при переходе в старший
класс не существует: окончив изучение известной книги и переходя к
следующей, учащийся тем самым становится учеником высшего класса,
определенных сроков для пребывания в том или другом классе или, что все
равно, для изучения назначенных для класса книг, нет; фактически
пребывание в каждом из трех классов продолжается средним числом от 3 до
4 лет. Случается, что ученик сидит в одном классе от 8 до 10 лет.
Возраст учащихся колеблется от 15 до 40 лет. Число их в одних М. не
превышает 5
- 10, в других доходит до 300 и больше. В последние годы заметно
увеличивается число учащихся в М. Ферганской области; в 1891 г. в них
было 5407 учащихся, из них 2553 в одном Коканде. О туркестанских М. ср.
отчет Ф. М. Керенского в "Ж. М. Н. Пр." 1892 г., ј11.
Медузы - те из жгучих кишечнополостных (Cnidaria), тело которых
расширено в студенистый колокол или диск ("зонтик"), с ротовым
Страницы: «« « 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |