Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1743   1744   1745   1746   1747   1748   1749   1750   1751  1752   1753   1754   1755   1756   1757   1758   1759   1760   1761  » »»

1843) и оперу: "Ein Feldlager in Schlesien". В этот период (1837 - 1848)
дарование М. с особенной силой высказалось только в музыке к драме брата
его  Михаила,  "Струэнзе"  (1846).  Интерес  парижан   был   чрезвычайно
возбужден появлением "Пророка" на сцене Grand-Opera, в 1849  г.  Публика
ожидала встретить в "Пророке" музыку аналогичную с музыкою  "Гугенотов",
но М. в "Пророке" не повторился и открыл новые стороны  своего  богатого
дарования. В 1854 г. была поставлена в Париже, в  Opera-Comiqiie,  опера
М. " L'etoile  du  nord",  в  состав  которой  вошло  шесть  нумеров  из
"Feldlager in Schlesien". В 1859 г. была поставлена там  же  "Pardon  de
Ploermel". Еще до  "Пророка"  М.  начал  "Африканку",  но,  не  встречая
подходящих исполнителей, не выпускал ее в  свет,  и  "Африканка"  только
после смерти М. была дана в первый раз в парижской Grand-Opera,  в  1865
г. По громадному дарованию, М. представляет редкое явление в музыкальной
области; но едва ли он займет в ней одно из первенствующих мест,  именно
потому, что его служение искусству  было  всегда  под  сильным  влиянием
искания успеха. При всей своей замечательной музыкальной организации, он
соединял в своем лице великого художника с искателем  карьеры,  делавшим
уступки массе за  счет  художественной  цельности  и  правдивости  своих
сочинений. Для другого, даже менее даровитого  художника,  соединение  в
одном  произведении  банального  дуэта   Берты   и   Фидес   и   глубоко
захватывающей сцены  Иоанна  Лейденского  в  соборе  (в  "Пророке")  или
бессодержательной колоратурной арии Изабеллы и возвышенных сцен в  пятом
действии "Роберта"  было  бы  немыслимо,  но  М.  такая  пестрота  стиля
казалась явлением нормальным. В продолжение 30-ти лет критика всех стран
нередко и небеспричинно  высказывалась  не  в  пользу  М.,  и  если  кто
доставил ему успех, так это публика. Фактура Мейербера  безукоризненная;
прекрасные контрапунктические познания и технику он применял с  свободою
истинного мастера. В  оркестровке  он  был  замечательным  и  самобытным
колористом. В моментах драматических  он  иногда  выказывал  необычайную
силу.  Для  обрисовки  образов  М.  нередко  прибегал  к  тематизму,   в
особенности в "Гугенотах" и "Пророке"; но этот тематизм не был  возведен
в систему, как у Вагнера, и  имел  менее  механический  и  претенциозный
характер. По характеру музыки, М.  можно  назвать  эклектиком.  В  своих
операх он и француз, и итальянец, и немец, и еврей, и что угодно, только
не самостоятельный представитель какой-нибудь национальности. Оперы  М.,
несмотря на новейшие веяния Вагнера, царят в  оперных  репертуарах  всех
стран и ослабление их престижа пока не замечается. Кроме  вышеупомянутых
произведений, М. написал музыку в драме "Мурильо" (1853), марш  в  честь
Шиллера,  4  факель-танца,  коронационный  марш  (1861),  увертюру   для
открытия лондонской всемирной выставки (1862), музыку к трагедии  Эсхила
"Евмениды", "Pater noster",  "Miserere",  "Те  Deurn",  массу  отдельных
вокальных  нумеров,   из   которых   особой   популярностью   пользуется
"Искушение", для баса. См. Pougin, "Meyerbeer; notes biographiques" (П.,
1864); Blaze de Bury, "Meyerbeer, sa vie, ses oeuvres et son temps"  (П.
1865); Herman Mendel, "Giacomo Meyerbeer, eine Biographie"  (Б.,  1868);
его же, "Giacomo Meyerbeer, sein Leben  und  seine  Werke"  (Б.,  1869);
"Biographie universelle  des  musiciens",  Fetis;  Felix  Clement,  "Les
inusiciens celebres"; Adolphe  Jullien,  "Musiciens  d'aujourd'hui"  (П.
1894); A. H. Серов, "Критичесия статьи" (1892 и сл.).
   Н. С.
   Мекка (Mekka, Makka, Om-el-Kora y  apaбов,  т.  е.  мать  городов)  -
священный  гор.  магометан,  родина   Магомета,   поставившего   каждому
правоверному в обязанность  хоть  раз  в  жизни  посетить  М.;  лежит  в
арабской  пров.  Геджас,  в   узкой,   бесплодной   долине,   окруженной
обнаженными вершинами и орошаемой ручьем Вади-ель-Тарафеин.  Состоит  из
Верхнего и Нижнего города и  нескольких  предместий.  Улицы  широки,  но
грязны; одна только большая площадь, на которой славная мечеть. Во время
богомолья открывается масса лавок  и  кофеен.  Защищена  М.  несколькими
сторожевыми башнями и двумя крепостями.  Вода  в  колодцах  солоноватая;
лучшая вода приходит по водопроводу из-за  40  км  50  -  60  тыс.  жит.
(прежде более 100 тысяч). Гавань М. - Джидда на Красном море. Средоточие
жизни города и всего магометанского мира - главная мечеть,  Бейт-Ул-лах,
т. е. Божий Дом, или Эль-Харам, т. е. Неуязвимая,  к  которой  не  смеют
приближаться ни христиане,  ни  иудеи.  Это  -  старинное  строение,  не
отличающееся ни красотой, ни величиной, с 19 воротами  и  7  минаретами,
замечательное только Каабой. Теперь богомольцы (хаджи) отправляются в М.
все более и более не караванным путем, а морем, особенно  из  британской
Индии  и  нидерландского  Малайского  архипелага,  а  также  из  русских
владений.  Из  этих  стран  число  хаджей  увеличивается,  из  других  -
значительно уменьшается; нет прежних богатых приношений, и вместе с  тем
падает значение М.; многочисленные школы и благотворительные  учреждения
в  упадке;   промышленность   ограничивается   изготовлением   огромного
количества четок; торговля  незначительна,  а  прежде  М.  была  центром
обмена между Аравией, прочей Азией, Европой и Африкой. При Птолемеях  М.
называлась Макарабай; при  Магомете  принадлежала  корейшитам,  а  после
него, вместе со всей областью, стала собственностью его потомков и долго
отстаивала свою независимость  от  халифов.  Позднее  османские  султаны
приняли титул охранителей священных гор. М. и Медины, но влияние их было
ограниченно. В 1803 г. М. взята и разграблена вагабитами;  позже  Мегмет
Али, египетский паша, подчинил ее своему  владычеству;  в  1840  г.  она
перешла к Турции. В XVl в. итальянцу Л. Бартеме, переодетому в  арабское
платье, удалось посетить М. Позже посетили  и  описали  М.  Бадиа  Лебиа
(1807), Зеетцен (1809), Буркгардт (1811),  Рош  (1842),  Буртон  (1852),
Мальтцан (1860), Сноук Гургронье (1885). Ср. Burton, "Personal narrative
of a pilgrimage to El Medina and  Mecca"  (3  изд.,  1879);  Kean,  "Six
months in the Hejaz" 1881), Snouck Hurgronje, "Mekka"  (Гаага,  1889)  и
его же, "Bilder aus М." (Лейд., 1889).
   Меконг  (Me-kong,  Mekiang;  прежде  Камбоджа)  -  одна  из  гл.  рек
Индокитая. Берет начало под именем Тса-Чу в Тибете, под именем  Лан-тсан
протекает кит. пров. Юннан, потом Сиам и франц. колонии Камбоджу и Нижн.
Кохинхину  и  впадает  в  ЮжноКитайское   море.   Подвержена   разливам,
происходящим от таяния снегов в Тибетских горах и в еще большой  степени
от обильных дождей летнего муссона. Разделяется на 3 рукава  со  многими
разветвлениями. Расширение рукава Удонг образует бассейн  оз.  Тале-Сап,
богатый рыбой, и уровень которого находится в зависимости от уровня  М.,
т. е. в сухое время течение из оз. в  М.,  в  дождливое  из  М.  в  оз.:
последнее, следовательно, запасает большее количество воды. Даже в сухое
время года большие суда доходят с моря до старинного гор.  Пном-Пеня,  у
разветвления на рукава. Выше мешают судоходству стремнины. Длина М. 4500
км.

Страницы: «« « 1743   1744   1745   1746   1747   1748   1749   1750   1751  1752   1753   1754   1755   1756   1757   1758   1759   1760   1761  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь