Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1744   1745   1746   1747   1748   1749   1750   1751   1752  1753   1754   1755   1756   1757   1758   1759   1760   1761   1762  » »»

   Мексиканский залив - часть Атлантического океана у берегов  С.-А.  С.
Шт. и Мексики; проливом между полуо-вами Флорида и Юкатан, шириной в 712
км, соединяется с Атлантическим океаном. Островом Кубой  пролив  делится
на две неравные части: 185 км, между Юкатаном  и  Кубой,  соединяется  с
Карибским морем и 225  км,  между  Флоридой  и  Кубой,  с  Атлантическим
океаном. Форма залива близка к овалу, большая ось которого с  ЮЗ  на  СВ
равняется 1760 км, а меньшая  -  1125  км.  Южная  часть  залива  назыв.
Кампешевой  бухтой,  а  сев.  -  Апалачевой  бухтой.  Немного  маленьких
островов  расположено  преимущественно  у  берегов  залива.   Наибольшая
глубина - 3400 м; севернее Кубы средняя глубина  около  3000  м.  Берега
мелки и представляют немного хороших гаваней (Веракруц в Мексике,  Новый
Орлеан в Луизиане, Мобиль в Алабаме, Пенсакола во  Флориде,  Гаванна  на
Кубе). В М. залив, кроме маленьких  горных  речек,  впадают  только  две
большие реки:  Миссисипи  и  Pиoдель-Норте.  Перед  берегами  Юкатана  и
Флориды,  на  протяжении  200  км,  тянется  полоса  в  200  м  глубины,
переходящая  затем  в  Кампешскую  и  Флоридскую  мели.  Из  М.   залива
начинается морское течение, дающее начало Гольфстриму.
   Мектеб - низшая мусульманская школа.
   Меланхолия (от melaV и coloV - черная желчь) - в русской терминологии
"мрачное  помешательство"  -  один  из   характерных   видов   душевного
расстройства. Сущность психических изменений при М. заключается  в  том,
что  субъект  находится  в   печальном,   подавленном   настроении,   не
мотивированном     или     недостаточно     мотивированном      внешними
обстоятельствами,   и   что   психическая   деятельность   его    вообще
сопровождается неприятными, болезненными  мучениями.  Вместе  с  тем,  в
сознании   преобладают    представления,    соответствующие    грустному
расположению  духа;  фантазия   и   воспоминания   больного   направлены
исключительно на неприятные вещи и  события,  он  все  видит  в  мрачном
цвете, ничто его не радует, жизнь становится ему  тягостной,  стимулы  к
деятельности слабеют или совершенно исчезают, он делается малоподвижным,
безучастным  к  своим  важнейшим  жизненным  интересам,  считает  лучшим
исходом смерть, которая нередко осуществляется  путем  самоубийства.  Во
многих  других  случаях  на  почве  этого  угнетаемого  состояния   духа
возникают нелепые бредовые идеи и обманы чувства. Что  касается  первых,
то они преимущественно имеют характер  самообвинения:  больные  обвиняют
себя в  каком-нибудь  проступке  или  преступлении  против  религии  или
нравственности,  нередко  приписывают  себе  совершенно  фантастические,
чудовищные действия, ожидают за них такие же чудовищные наказания. Кроме
бреда самообвинения встречается также бред преследования или так  назыв.
бред отрицания: ничего больше нет, люди исчезают, мир и жизнь  кончаются
и т. п. Особенную разновидность М. составляют те случаи, в которых  бред
имеет   преимущественно   инохондрический   характер,   напр.,   больные
чувствуют, что у них все отверстия тела заросли,  кишки  гниют,  желудок
провалился,  они  сделались  деревянными,  стеклянными,  превратились  в
животное и проч. Обманы чувств большей  частью,  по  содержанию  своему,
стоят в соответствии с идеями  бреда:  больные  слышат  проклятия,  стон
детей, бряцание цепей, видят приготовления к казни, трупы своих  родных,
ощущают запах мертвечины,  серы,  ползание  змей  по  телу.  Как  в  тех
случаях, где М. протекает исключительно в виде беспричинного угнетенного
состояния, так и тогда, когда сознание наполняется перечисленными идеями
бреда и  галлюцинациями,  по  временам  больные  подвергаются  приступам
сильнейшей тоски со страхом и двигательным возбуждением, и под  влиянием
этих приступов иногда  впадают  в  неистовство  (raptus  melancholicus).
Независимо от того М. вообще сопровождается понижением  общего  питания,
как  вследствие  недостаточного  аппетита  и  отказа  от  пищи,  так   и
вследствие болезненного изменения процессов усвоения, обмена  веществ  и
кровообращения. Большей частью бывает, кроме того,  упорная  бессонница.
При  одной  из  разновидностей  М.  (так  назыв.  melancholia  attonita)
наблюдается в течении  продолжительного  времени  полная  неподвижность,
оцепенение мышц. Весьма часто М. не составляет самостоятельной  душевной
болезни,  а  только  эпизод,   одну   из   стадий   сложного   душевного
расстройства, напр., кругового, периодического помешательства,  мании  и
др.; тогда она длится недолго и сменяется другими симптомами. В  тех  же
случаях, когда М. является  психическим,  самостоятельным  заболеванием,
она всегда длится, по крайней мере, 8 - 10 месяцев и затем больной может
совершенно выздороветь. Если же выздоровление не наступает,  то  М.  или
становится хронической, или преобразовывается  во  вторичное  слабоумие,
причем  болезнь  уже  становится  неизлечимой.  Во  всяком  случае,  при
длительном течении М. интенсивность грустного аффекта, психической боли,
постепенно уменьшается. Значительная  часть  больных  с  М.  умирает  от
самоубийства или от общего истощения, вследствие недостаточного питания.
При затяжном. течении М. предрасполагает к  развитию  легочной  чахотки.
Причины М. совпадают с причинами душевных болезней вообще. Лечение лучше
всего производится  в  специальных  заведениях.  Ср.  KrafftEbing,  "Die
Melancholie. Klin. Studie" (1874); Christian, "Etude de la  melancholie"
(1876).
   Мелетий Смотрицкий - один из даровитейших  южно-русских  ученых,  сын
каменецкого  городского   писаря   Герасима   Смотрицкого,   написавшего
предисловие и стихи для острожской Библии 1581  г.  и  бывшего  ректором
острожского училища. М. род. около 1578 г., учился в острожской школе, в
1601 г. был отправлен Константином Острожским  в  Вильно,  в  иезуитскую
коллегию; по окончании курса. путешествовал по Германии, слушал лекции в
Лейпциге и Виттенберге. В 1610 г., под псевдонимом Феофила Орфолога,  он
издал  в  Вильно  очень  талантливо  и  горячо  написанное  полемическое
сочинение против униатов и латинян: Фринос или плачь восточной церкви, с
объяснением  догматов  веры  (Jrhnoz,  to  jest   Lament   jedynej   sw.
powszechnej apostolskiey wscbodnioy cerkwie"  (Вильно,  1610).  "Фринос"
имел огромный успех. Скоро,  однако,  М.  начинает  колебаться  в  своих
убеждениях, вероятно, из желания мира  и  единения  церквей.  Вступив  в
виленское  православное  братство,  он  в  то  же  время  ведет   тайные
переговоры с униатами и мечтает покончить несогласия публичным диспутом,
на который сперва соглашались обе  стороны,  но  за  3  дня  до  диспута
православное духовенство и братчики отказались принять  в  нем  участие.
Когда  М.  убедился  в  невозможности  примирения,  он   остался   верен
православию [в 1618x или 1919 г. постригся  (до  тех  пор  он  назывался
Максимом)] и стал вести строго подвижническую жизнь, что снова  снискало
ему уважение братчиков. При погребении виленского архимандрита Карповича
М., избранный на его место и еще раньше возведенный  константинопольским
патриархом в сан полоцкого архиепископа, сказал проповедь (изд. в Вильно
в  1620  г.),  составляющую  один  из  лучших   образцов   южно-русского

Страницы: «« « 1744   1745   1746   1747   1748   1749   1750   1751   1752  1753   1754   1755   1756   1757   1758   1759   1760   1761   1762  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь