Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1732   1733   1734   1735   1736   1737   1738   1739   1740  1741   1742   1743   1744   1745   1746   1747   1748   1749   1750  » »»

низкий барельеф, - но  приняли  все  более  реалистическое  направление,
которое вообще сделалось модным у  современных  французских  художников.
Замечательнейшими среди медальеров настоящего  времени  могут  считаться
также Р. Отто в Берлине, работающий в манере общей немецким  медальерам;
Джон Пинчс в Лондоне,  Франческо  Бианки  и  Филиппо  Сперанца  в  Риме;
особенно громкой известностью  пользуется  венский  придворный  медальер
Антон Шарф, работающий отчасти  в  современной  французской  манере,  но
выказывающий в своих произведениях много самобытности и изящества. Среди
русских медальеров в настоящее время наиболее искусным  должно  признать
A. Ф. Васютинского,  ученика  Роти.  Обращаясь  к  техническим  приемам,
посредством которых получается нужный  для  чеканки  монеты  или  медали
штемпель,  следует  заметить,  что  художник  прежде  всего  изготовляет
карандашем рисунок задуманной им композиции и затем приступает  к  лепке
модели по этому эскизу. Лепка обыкновенно производится на грифельной или
деревянной доске из наложенного  на  нее  цветного  скульптурного  воска
(cire a modeler) или из глины, причем употребляются тонкие,  деревянные,
заостренные палочки  различной  величины.  Величина  вылепленной  модели
должна в 3 или 4 раза превосходить формат предполагаемой  медали.  Лепка
делается всегда с натуры,  когда  то  возможно.  Когда  восковая  модель
готова, с нее отливается гипсовый снимок,  передающий  рельеф  модели  в
обратном, вогнутом виде. С  такого  снимка,  в  свою  очередь,  делаетса
снимок из так наз. жесткого чугуна. Последняя операция  весьма  нелегка,
так как требуется, чтобы состав чугуна позволял ему  хорошо  ложиться  в
форму и воспринимать все ее наимельчайшие углубления и выпуклости формы.
В виду  затруднительности  иметь  всегда  в  своем  распоряжении  чугун,
обладающий требуемыми свойствами современные медальеры прибегают, вместо
отливки из чугуна, к гальванопластическому осаждению  медного  снимка  с
гипсовой формы. Получив последний, они его никелируют для  придания  ему
большей твердости. С такой выпуклой модели делают маточник  или  патрицу
из стали, формат которой вполне соответствует проектированной монете или
медали. Для уменьшения в  3  или  4  раза  модели  употребляются  особые
гравировальные  машины,  действующия  автоматически,  рычагом.   Принцип
устройства этих машин  тот  же,  что  и  пропорционального  делительного
циркуля. Подобные машины уже употреблялись во Франции в конце прошедшего
столетия,  но  в  настоящее  время  они  значительно  усовершенствованы.
Однако, несмотря на  сравнительную  отчетливость  их  работы,  художнику
постоянно бывает необходимо проходить грабштихелем маточник,  полученный
при помощи машины. Изображение на последнем, сделанном  из  незакаленной
стали, представляет самую медаль вполне точно, т. е.  в  выпуклом  виде.
Затем приступают к закаливанию маточника. Для предупреждения возможности
окисления стали при накаливании, последнее производят, обвернув маточник
кожею и поместив его в герметически закрытом ящике:  спаленная  кожа  не
дает воздуху доступа к поверхности стали и через то предохраняет  ее  от
оксидирования.  Закаленный  таким  образом  маточник   употребляют   для
выдавливания матрицы или штемпеля, долженствующего служить  для  чеканки
самой монеты или медали. Для этого берут  точеный  цилиндр  незакаленной
стали,  представляющей  в  поперечном  разрезе  приблизительно  величину
изготовленной медали, и на этот  цилиндр,  помощью  парового  балансира,
надавливают   маточник.   Вся   операция   требует   иногда    до    200
последовательных  ударов  балансира,  так  как  при  повторении   ударов
маточника матрица закаливается, делается жесткой и больше  не  принимает
отпечатка. Поэтому  во  время  операции  приходится  отпускать  ее  чрез
накаливание. Полученная описанным способом  матрица  уже  непосредствено
употребляется для чеканки  монет  и  медалей.  Когда  она  стирается  от
работы, приготовляют другую матрицу  тем  же  самым  маточником.  В  том
случае, если медаль должна иметь очень значительный  рельеф,  пользуются
еще так наз. предъударом, т. е. второю матрицей, представляющей особенно
выдающиеся части  первой,  грубо  вырезанные  внутрь.  Этим  предъударом
подготовляется медальный кружок для  воспринятия  высокого  рельефа.  По
вынутии медали из-под балансира удаляют с медали  напильником  заусенцы,
образующиеся вседствие зазора существующего почти всегда между матрицами
и печатным кольцом.  Для  серебряных  и  медных  медалей  принято  также
патинирование, которое уничтожает блеск металла,  препятствующий  хорошо
различать  детали  медали.  С  этою   целью   для   серебряных   медалей
употребляется сернистый аммоний, а  для  бронзовых  и  медных  -  мумия,
растворенная в воде: медаль опускают в подобный раствор и  затем,  после
ее накаливания, трут жесткими  щетками,  что  прида„т  полученный  таким
способом патине глянцевитую  поверхность.  В  России,  при  изготовлении
серебряных и  золотых  медалей,  обыкновенно  подируют  поля  штемпелей.
Вследствие такой  полировки  получается  матовое  изображение,  эффектно
выделяющееся на гладком, блестящем фоне металла. Кроме  трех,  так  наз.
монетных металлов, золота, серебра  и  меди,  для  изготовления  медалей
иногда  употребляются  платина,  палладий,  никель  и  аллюминий,  а   в
последнее время стала также употребляться алюминиевая бронза.

   Литература.  "Опыт  о  правилах  мед.  искусства"  (СПб.,  1817);  1.
Шлаттер, "Задачи, касающиеся  до  монетного  искусства,  сочиненный  для
обучения определенных при монетных дворах коллегии и титулярных  юнкеров
и прочих учеников в 1754 г." (СПб., 1764);  Д.  И.  Прозоровский,  "Свод
сведений, относящихся до техники и истории М. искусства"  (СПб.,  1884);
Ю. Иверсен, "Словарь медальеров и других лиц на русских медалях"  (СПб.,
1874); A. Heiss, "Les medailleurs de la renaissance" (Пар., 1881 -  92);
J.  Friedlander,  "Die   italienischen   Schaumunzen   des   funfzehnten
Jahrhunderts" (Б., 1882);  A.  Armand,  "Les  medailleurs  italiens  des
quinzieme et seizieme siecles"  (Пар.,  1883  -  1887);  H.  Bolzeathal,
"Skizzen zur Kunstgeschichte der modernen Medaillen-Arbeit" (Б.,  1840);
J. F. Hauschild, "Beitrage zur neuern Munz-und Medaillen-Geschichte  von
XV Jahrh. bis  jetzt"  (Дрезден.  1805  -  1806);  A.  Erman,  "Deutsche
Medailleure des Sechzehnten und Siebzehnten Jahrhunderts" (Б., 1884); A.
Pinchart, "Recherche sur la vie et les travaux des graveurs de medailles
de sceaux et de monnaies  des  Pays-Bas"  (т.  1,  Брюссель.  1858);  H.
Lepage, "Notes et documents sur les graveurs de monnaies et medailles et
la fabrication des monnaies des dues de Lorraine depuis  la  fin  du  XV
siecle" (Нанси, 1875); D. A. Barre, "Graveurs generaux  et  particuliers
des monnaies de France" (П., 1867); M. Albert, " La gravure en medailles
contemporaine" ("L'Arl", т. XXXIX, ст. 61 - 71); F. Mercey, "Histolre de
la gravure en medailles en France" (П., 1859); его же,  "La  gravure  en
medailles en France" ("Revue des deux Mondes", т. XIV, стр. 401 -  433);
J. H. Burn, "Memoir on the Roettiers" ("Numism. Chron.".  т.  III,  стр.
158189); A. von Sallet, "Die medaillen  Albrecht-Durer's"  ("Zeitschrift

Страницы: «« « 1732   1733   1734   1735   1736   1737   1738   1739   1740  1741   1742   1743   1744   1745   1746   1747   1748   1749   1750  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь