Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1723   1724   1725   1726   1727   1728   1729   1730   1731  1732   1733   1734   1735   1736   1737   1738   1739   1740   1741  » »»

другими  группами  того  же  рода  -  слабее.  Для  М.   существует   не
противупоставление "мира" и "я", ощущения и  предмета,  а  только  связь
элементов. Науке, по его мнению, предстоит просто признать эту  связь  и
пользоваться ею для выработки ясного понятия о существующем, отказавшись
от попыток объяснить существование самих элементов.  Ср.  Лесевич,  "Что
такое научная философия" (М., 1889, гл. XIV и XV).
   Махдий - Ибн-Хельдун (Prolegomenes, франц.  перев.  Slane,  II,  158)
говорит:  "Издавна  мусульмане  усвоили  мнение,  что  в   конце   веков
непременно должен появиться из рода пророка человек,  который  поддержит
религию и даст победу правде. Привлекши к  себе  истинных  верующих,  он
воцарится   над   мусульманскими   государствами    и    назовется    М.
("направленным", т. е. "благонаправленным"). Тогда  придет  Деджжаль  (=
антихрист) и совершатся события, знаменующие приближение последнего часа
миpa. После пришествия антихриста сойдет с неба Иисус и убьет его, а  по
другому  преданию  Ииисус  снизойдет  одновременно  с  М.,  поможет  ему
истребить Деджжаля и, при соверешении молитвы, признает М. за имама". На
идею о М. (мессианизм) в Коране нет и намека: она держится  у  мусульман
на основании преданий.  История  этой  идеи,  восходящей  к  зороастрову
верованию в Саошйанта, представлена у Ренана в "Vie de Jesus"  и  у  Дж.
Дарместетера в "Ormazd et Ahriman" (Пар., 1877). Людей, объявляющих себя
М., появлялось в мусульманском мире уже много;  история  их  изложена  в
соч. Дж. Дарместетера, "Le Mahdi depuis les origines  del'islam  jusqu'a
nos  jours"  (Пар.,  1885);  глава  VIII  посвящена  суданскому   аскету
(дервишу) Мохаммеду-Ахмеду, родившемуся в Донголе в 1843 г., объявившему
себя в августе 1881  г.  М.  и  породившему  то  религиозно-политическое
волнение, которе и до сих пор продолжается в Судане.
   А. К-ий.
   Махмуд-Газневи (970 - 1030) -  даровитый  подководец,  могущественный
государь  Азии.  Во  всех  его  походах  главнейшею   его   целью   было
ниспровержение язычества и распространение ислама, за  что  его  глубоко
чтят мусульмане.  Его  память  и  доныне  живет  в  Персии  и  Индии,  в
многочисленных легендах и персидских песнях; последние приписываются ему
самому и имеют своим предметом его любовь к рабу Аясу.
   Машикули или навесные бойницы (стрельницы) - устраивались обыкновенно
в  стенах  и  башнях  каменных  и  деревянных  (в  России).  М.   назыв.
горизонтальные щели, образуемые парапетом,  отодвинутым  на  кронштейнах
внаружу от поверхности стены.
   Машина - Слово "М." всякому понятно, но точное  определение  понятия,
обозначаемого этим  словом,  установлено  только  в  течение  настоящего
столетия  благодаря  стараниям  целого  ряда  ученых,  трудившихся   над
классификациею понятий практической механики. Принятое в настояшее время
определение понятия "М. " принадлежит  Францу  Рело,  профессору  высшей
политехнической  школы  в  Берлине;  определение  это  такое:  М.   есть
соединение способных к  сопротивлению  тел,  устроенное  таким  ооразом,
чтобы  действующие  на  них  природные  силы  производили   определенные
движения. Смотря по тому, состоит  ли  главная  цель  М.  в  том,  чтобы
перемещать тела, или в том, чтобы их  обработывать.  М.  разделяются  на
перемещающие и oбpaбaтывающие. Локомотив, подъемный кран, пожарный насос
и т. д. принадлежат к числу М.  перемещающих;  напротив  того,  токарный
станок,  самопрялка,  молотилка  и  т.  д.  принадлежат   к   числу   М.
обрабатывающих. Р„ло предложил следующую  классификацию  частей  М.:  1)
природный  двигатель,  2)  предмет  работы,  3)  главный  механизм,   4)
распределитель, 5) регулятор и 6) передача. Не  в  каждой,  впрочем,  М.
встречаются  все  эти  части.  Природным  двигателем   служит   вода   в
гидравлических М., турбинах и  водостолбовых  М.,  ветер  -  в  ветряных
мельницах, пар - в паровых М. и т. д.. Предмет работы  или  перемещается
М., или обрабатывается ею. Во время действия М. предмет работы находится
в таких же условиях относительного движения,  определяемого  устройством
М., как и другие ее части, постепенное же изменение вида обрабатываемого
предмета не составляет его отличительной черты от прочих частей М.,  так
как и эти последние стираются, снашиваются и, следовательно,  разница  в
изменении  формы  обрабатываемого  предмета  и  машинной  части   только
количественная; в качественном же отношении, как обрабатываемый предмет,
так  и  всякая  подвижная  часть   М.   (звено)   принимают   в   местах
соприкосновения  с  соседнею  частью  М.  форму  поверхности,  огибающей
относительные положения этой части. Так, напр., предмет, обтачиваемый на
токарном  станке,  принимает  вид  тела,   ограниченного   поверхностью,
огибающею  относительные  (по  отношению   к   обтачиваемому   предмету)
положения резца; из двух  нитей,  скручиваемых  в  одну  более  толстую,
каждая  является  частью  М.,  определяющею  форму  другой;  во   многих
прядильных М. нитка, составляющая предмет работы,  служит  для  передачи
вращения от одного веретена к другому. Ввиду такого рода  фактов  весьма
удобно, как это делает Рело, рассматривать во время действия М.  предмет
работы, как составную  часть  М.  Главный  механизм  представляет  собою
существенную часть М.: в паровой М., напр., он  состоит  из  цилиндра  с
каналами,  поршня,  поршневого  штока,  шатуна  и  коленчатого  вала.  В
лесопилке главный механизм состоит из кривошипа, шатуна и подвижной рамы
с пилами. В главном механизме можно иногда найти  приемник,  на  который
непосредственно действует природный двигатель;  таким  является,  напр.,
поршень паровой М., на который непосредственно действует пар.  Иногда  в
главном механизме можно  отличить  орудие,  непосредственно  действующее
(пилы  лесопилки)  на   предмет   работы.   Распределителем   называется
совокупность частей М., обусловливающая  распределение  действий  М.  в.
определенном  порядке.  Напр.  в  жнее-сноповязалке  необходимо,   чтобы
накопление стеблей на вязальном столике, образование снопа,  образование
узла, отрезывание бичевы следовали бы  одно  за  другим  в  определенном
порядке: порядок этот обусловливается действием весьма многих частей М.,
составляющих распределитель. Золотник, золотниковый  шток  и  эксцентрик
представляют   собою   распределитель   обыкновенной   паровой   М.    В
распределителе часто встречаются особые аппараты, правильно  подающие  в
М. обрабатываемый материал; такие распределители называются питающими, к
числу их  относятся,  напр.,  парусинный  элеватор  жнейки-сноповязалки,
подающий стебли на вязальный столик и снаряд, пододвигающий материю  под
иглу   швейной   М.   Встречаются    распределители,    имеющие    прямо
противоположное назначение
   - выводить из М. материал, подвергнувшийся обработке, как это делает,
напр., соломотряс, выводящий солому из молотилки.  Такие  распределители
называются выводными. Регуляторы  служат  для  регулирования  количества
материала, вводимого в М.  или  выводимого  из  нее.  К  регуляторам  же
следует отнести аппараты, служащие для остановки М. Передача служит  для

Страницы: «« « 1723   1724   1725   1726   1727   1728   1729   1730   1731  1732   1733   1734   1735   1736   1737   1738   1739   1740   1741  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь