|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 » »» которых он признает, что некоторые вопросы, казавшиеся М. чрезвычайно
простыми, не разрешимы (напр. вопрос о возникновении сознания). В
новейшее время следует отметить возрождение витализма (напр. речь проф.
Бородина, "Витализм и протоплазма", СПб., 1890) и возражения против
атомистики известного химика Оствальда ("Несостоятельность научного
М."), защищающего несколько туманную теорию энергетики. В общем следует
сказать, что М. усиливался в те эпохи развития человеческого духа,
когда, почему бы то ни было, падал истинно научный и философский дух, и
что, следовательно, М. никогда не играл большой роли в истории
философии.
II. Критика Доводы М. можно рассматривать с различных точек зрения:
логической, физической, этической, философской и, наконец, религиозной.
Логика не может судить о содержании материалистической теории, но может
указать на то, соблюдены ли некоторые формальные требования. Первое,
самое общее требование относительно философской системы - это единство.
Один принцип должен быть проведен через все части, все положения. Этому
формальному требованию М удовлетворяет в такой же мере, как и простоте и
наглядности. Однако, это единство и эта простота получаются
насильственным способом: пренебрежением к различию понятий. Сильная
сторона М. состоит, по-видимому, в его физическом учении, которое
сводится к атомистической теории и к механическому мировоззрению. Но
механическое мировоззрение не необходимо ведет к М.; можно представить
себе мир, в котором разум являлся бы господствующим началом, но для
осуществления своих целей нуждался бы в материи. Телеологическое
мировозрение предполагает механизм, как подчиненный принцип, но не
наоборот. Учение об атомах, т. е. о протяженных, неделимых и абсолютно
непроницаемых частицах вещества, отличающихся друг от друга только
количественно и производящих чисто механическим путем все явления
видимого миpa, привлекает человеческий ум своею наглядностью, но
отличается недостатками, на которые философы постоянно указывали.
Недостатков два: первый заключается в понятии атома, второй - в
невозможности проведения механического мировоззрения через все явления
видимого мира, - а в виду этого уничтожается вся польза, которую можно
было бы ожидать от атомистики. Протяженность и неделимость суть понятия
противоречащие: все протяженное делимо и все делимое протяженно.
Атомистическая теория объясняет все явления тем, что отрицает их,
утверждая, что в сущности, т. е. в атомах, этих явлений не происходит.
Отсюда само собой следует, что никакой опыт не может ни опровергнуть
этой теории, ни доказать ее справедливость. Атомы представляют собою
лишь олицетворение неизменной сущности вещества; никакой опыт никогда не
может показать нам атом. Атомистическая теория предполагает, что понятие
пространства, лежащее в основе атома, совершенно просто, недоступно
анализу и потому может составлять первичное, непроизводное свойство
материи. Так думал и Декарт, но это неверно; помимо сложности идеи
пространства (об этом см. Baumann, "Die Lehren von Raum, Zeit und
Mathematik in der neueren Philosophie", Берлин, 1868 - 69) следует еще
заметить, что в атоме, т. е. чисто пространственном веществе, нет
ничего, дающего возможность выйти за пределы атома; атом есть совершенно
законченное целое, не нуждающееся ни в чем и не могущее иметь влияния ни
на что, вне его лежащее; но без идеи движения и силы построить явления
внешнего миpa нельзя - следовательно, атому, вопреки первоначальному
определению его, приходится приписать неизвестно откуда взявшееся
качество силы и движения. Лейбниц, в критике Декартовского механического
миросозерцания, очень хорошо показал, что из идеи протяжения нельзя
понять самых простых явлений движения. Итак, атомистика, как философская
теория. не выдерживает критики: основное понятиe ее заключает в себе
противоречие и постулирует себе качества, которые из основного понятия
выведены быть не могут. Как научная гипотеза, атомистика в настоящее
время имеет многих защитников (ср. Fechner, "Die Atomenlehre"),
старающихся свести к атомистики общие законы природы; однако, и среди
ученых стали раздаваться голоса, признающие необъяснимость некоторых
явлений с точки зрения атомистики. Напр., Оствальд в "Несостоятельности
научного М." говорит, что обыкновенно не замечают, как много в
механическом миросозерцании гипотетического. Не было приведено
доказательств тому, что все немеханические процессы, каковы явления
теплоты, лучеиспускания, электричества, магнетизма и химического
сродства, в действительности суть механическиe. Не удалось объяснить без
остатка действительные отношения механической теорией. Если этой теорией
не объясняются даже физические явления, то тем менее, конечно, может она
объяснить явления биологические и психологические. Предмет физиологии
состоит в объяснении общих свойств живых существ; эти свойства, по
мнению Клода Бернара, можно свести к пяти следующим: организация,
рождение, питание, развитие и (дряхлость, болезнь) смерть; почти также
определяет задачу физиологии и Аристотель, который предметом ее считает
питание, рост и разрушение. Многие современные физиологи, приверженцы
механического миpoсозерцания полагают, что задача физиологии состоит в
исследовании физических и химических процессов, происходящих в
организмах. Ими руководит мысль, что жизненные процессы в конце концов
могут быть сведены к определенному, хотя и весьма сложному, сочетанию
(физико-химическому) элементов и что таким образом в жизненных явлениях
нет ничего нового, необъяснимого механическим путем. Материалист в
явлениях жизни старается усмотреть только более сложные
физико-химические процессы, т. е. то жe движение элементов, и хотя опыт
нигде не показывает возникновения жизни из мертвой материи, но М.
постулирует понятие самопроизвольного зарождения (generatio aequivoca).
Такому требованию, по-видимому, благопрятствуют успехи современной
биологии, которая начала с устранения идеи жизненной силы, а потом не
только устранила границу между царствами животным и растительным, но
даже значительно пошатнула казавшуюся непреодолимой грань между мирами
органическим и неорганическим. Нет, однако, никакой необходимости
понимать это устранение чисто отвлеченных категорий в смысле успеха М.;
этот удар направлен против дуализма и всякой вообще системы,
принимаюцией несколько несводимых друг к другу реальностей; но
устранение дуализма вовсе не тожественно с доказательством истинности М.
Несомненно, что жизненные явления совершаются на почве физико-химических
процессов и без последних, как их условие, существовать не могут; но где
же доказательство, что жизненные явления суть только физико-химические
процессы, что в них нет плюса, прибавки, в которой вся суть дела? В еще
более затруднительном положении оказывается М. при объяснении
психических явлений. Отожествление души и тела, физических и психических
Страницы: «« « 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |